Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Осмеянные монстры

14 сентября, 20:07
«ВЕЛИКИЙ ВОЖДЬ ТОВАРИЩ КИМ ИР СЕН РАЗОБЛАЧАЕТ И КРИТИКУЕТ НЕПРАВИЛЬНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НАЦИОНАЛИСТОВ». РЕПРОДУКЦИЯ С САЙТА arvegger.livejournal.com

На волне празднований общенационального «некруглого юбилея» как-то не очень вспоминают, что Украина двигалась к независимости долгим и полным неожиданностей путем. Встречались на нем и настолько парадоксальные явления, что их с трудом можно уместить в общепринятую систему общественных, политических, социальных координат. Иными словами, мы тоже расставались со своим прошлым, смеясь. Историю одного из таких, очень нашумевших и очень смешных движений, в изложении его сооснователя мы предлагаем вам сегодня.

«Лучи чучхе» — массовое, и, без преувеличения, уникальное движение с центром в Киеве, существовавшее в конце 1980-х — начале 1990-х годов и вдохновлявшееся идеологией северокорейских коммунистов. Полное название — Молодежный революционно-патриотический союз «Лучи Чучхе».

Организация создана в столице Украины в ноябре 1989 года. Наибольший пик популярности пришелся на 1990— 1991 гг. Самым масштабным действом, организованным «ЛЧ», было празднование в 1991 г. годовщины Октябрьской революции. Шоу состоялось на киевском Майдане Независимости с последующей манифестацией по Крещатику. Завершилось все грандиозным митингом, в котором, по самым скромным подсчетам, участвовало 10 тысяч человек. После активность «Лучей» пошла на убыль. Дольше всех действовало Владикавказское отделение «ЛЧ», которое до конца 1999 года регулярно выпускало интернет-газету «Цистерна» (http://cisterna.chat.ru).

У истоков некогда мощной организации стояло всего два человека: Николай Полищук («Комиссар») и Дмитрий Полюхович («Команданте Лейбедев-Кумач»). В прессе упоминается несколько запутанных и возвышенных историй создания Союза. Реально все было намного банальнее. «Комиссар» и «Команданте», как и тысячи советских люмпен-интеллигентов, обожали журналы «Корея» и «Корея сегодня». Кажется, Валерия Новодворская в свое время назвала их единственной антисоветской литературой, доступной советским людям. Граждане, выросшие в условиях «реального социализма», воспринимали публикации о корейском «великом вожде» и «любимом руководителе» как едкую сатиру на собственный строй. Кроме того, было чрезвычайно весело осознавать, что где-то есть еще больший маразм, чем в СССР.

В тот исторический день в киоски «Союзпечати» был завезен очередной номер «Кореи». Будущие «Комиссар» и «Команданте» отметили это событие и наслаждались чтением. На Крещатике они встретили знакомую студентку Политехнического института, которая, сама того не зная, и стала матерью организации. Когда речь зашла об очередных перлах «Кореи», она только отмахнулась: «Меня в общежитии корейцы со своим чучхе замучили, бегают все, книжечки тыкают...». «Так веди же к ним!» — воскликнули будущие отцы-основатели.

Можно только представить ужас несчастного северокорейского студента, когда к нему в комнату ввалилось два пьяных шакала с требованием дать литературы о Вожде и побольше. Минут через пять в комнате собралось все руководство землячества, которое устроило форменный допрос. В ходе беседы на ходу и была выдумана некая организация поклонников идей чучхе, спонтанно возникло и ее название. Вспоминает «Команданте» Кумач: «Когда меня спросили, как, собственно, называется ваша организация, я сначала растерялся. Потом мой взгляд упал на огромную книгу в красном переплете, лежавшую на столе. Книга называлась «Великое солнце чучхе» или что-то в этом роде. Если есть «Солнце чучхе», то от него должны исходить лучи...». Так родилось название «Лучи Чучхе».

Почти год «организация» действовала в «подполье». Все сводилось к «партсобраниям» с распитием горячительных напитков и тостами за здравие Ким Ир Сена, написанием различных «программных документов» и прочими развлечениями в кругу довольно узкой тусовки.

Первая публичная акция состоялась только в сентябре 1990 года. Накануне, летом, перед зданием Киевсовета был поднят украинский сине-желтый флаг. Вскоре пятачок возле флагштока превратился в место сборища местных «пикейных жилетов». Особо рьяные приносили к знамени цветы и даже жгли свечи. Однажды «жилеты» были шокированы появлением листовок о том, что к красному знамени УССР (оно находилось рядом) готовится возложение «революционного цветка кимченирхвы». Ко времени «возложения» к знамени были стянуты все пикейные резервы и пресса. Несмотря на крики «Ганьба!», на гранитное основание флагштока был установлен горшок с чахлой бегонией и ленточкой от погребального венка с надписью «Красному знамени от детей Вождя». На следующий день сообщение об акции было опубликовано почти во всех украинских и московских газетах. Особенно потешными были рассуждения журналистов о том, что же представляет собой МРПС «Лучи чучхе». Никто из пишущей братии так и не догадался, что ребята просто развлекались.

Здесь следует заметить, что и в поздних публикациях и даже глубинных исследованиях молодежного движения в Украине 1980—90-х годов никто так и не дал правильной оценки деятельности «Лучей». Например, украинский экс-депутат Артур Белоус, гордо именующий себя политологом, исходя из того, что большинство членов «Лучей» были активистами радикального Украинского студенческого союза, в своем фундаментальном исследовании заявил, что «Лучи» были подструктурой УСС и были призваны популяризировать эту организацию, одновременно дискредитируя коммунистическую идеологию. Похожие рассуждения встречаются и у других авторов. На самом же деле, несмотря на то, что организация оперировала политическими понятиями, явление это было исключительно культурного плана. Ни единая политическая структура не имела на «Лучи» ни малейшего влияния.

Из акций движения стоит назвать приветствие делегатов одного из последних партсъездов КПУ времен СССР — делегатов засыпали конфетти и забрасывали серпантином (здесь следует заметить, что все члены «чучхейской» тусовки были антикоммунистами и сторонниками независимости Украины), торжественные проводы в Ирак отряда «Пхеньянские ястребы» (правда, в отличие от «Соколов Жириновского» «ястребы» на своем стареньком ПАЗике с надписью «Заказной, Киев—Багдад», доехали только до ближайшей «наливайки»), захват в годовщину большевистского Январского восстания мемориальной пушки возле старейшего киевского завода «Арсенал» и попытка обстрелять из нее Верховную Раду (в свое время из этой самой пушки большевики обстреливали Центральную Раду)... Только центральным киевским отделением было проведено около полусотни больших и малых акций. Имели «Лучи» и свои периодические издания — газеты «Закал!» и «Газету радикала» (логотипы названий были выполнены так, что читалось «За кал» и соответственно «Газета ради кала»).

То, что после 1991 года движение пошло на спад, объясняется двумя факторами. Первый — большинство активистов к тому времени окончили ВУЗы, после чего у многих на приколы не оставалось времени. Второй —изменилась жизнь. КНДР больше не воспринималась как пародия на собственную страну. Ко второй половине 1990-х большинство молодых людей, выросших в постсоветской действительности, уже не понимали многого из того, над чем истерически смеялись их ровесники в конце прошлого десятилетия. Но, кажется, потенциал чучхейского движения пока не изжил себя. Обнадеживающим выглядит всенародная любовь к президенту Путину (одни «Идущие вместе» и «Наши» с их уличными действами чего стоят!), да и его украинский коллега (уже бывший), случалось, принимал участие в заседании, сидя под собственным огромным портретом...

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать