Перейти к основному содержанию

ОТ ПОЧЕТНОГО КАРАУЛА ДО КАРАУЛА

08 февраля, 00:00

Вчера Верховная Рада абсолютным большинством голосов (337 —«за», «против» — 0) приняла постановление о прекращении депутатских полномочий экс-премьера Павла Лазаренко. Как это ни парадоксально, обвиняемый в финансовых махинациях Генпрокуратурой Украины, правоохранительными органами Соединенных Штатов — в отмывании $114 млн., полученных незаконным путем и переведенных на зарубежные счета в 1994 — 1999 годах, признанный виновным по статье 302-бис уголовного кодекса Швейцарии в отмывании денег, Павел Лазаренко до вчерашнего дня имел официальный статус народного депутата Украины. Что мешало народным избранникам лишить своего «коллегу» депутатских полномочий ранее — вопрос неоднозначный. Вряд ли ответ на него содержится в прилагающемся к постановлению пояснении, что, мол, «вступил в законную силу обвинительный приговор» в отношении экс-премьера. Еще 28 июня позапрошлого года П. Лазаренко был приговорен полицейским судом Женевы к восемнадцати месяцам тюремного заключения условно. Не дает полного ответа на него и выступление председателя Комитета Верховной Рады по вопросам правовой политики Александра Задорожного, сообщившего, что его комитет изучил вопрос относительно лишения П. Лазаренко полномочий народного депутата, проверил наличие вышеназванного приговора в Швейцарии, а также соответствие этого приговора отечественному законодательству и международным конвенциям. «Исходя из 81 статьи Конституции Украины, которая предусматривает снятие депутатских полномочий с лица, осужденного за преступление, с П. Лазаренко могут быть сняты депутатские полномочия», — делает давно ожидаемый вывод А. Задорожный.

Итак, во-первых, почему так долго, во-вторых, почему именно сейчас? Безусловно, слишком влиятельные политические силы были замешаны в «деле Лазаренко», и слишком многим жизненно необходимо было от него отмежеваться. Напомним, что на днях заместитель Генерального прокурора Алексей Баганец сообщил о передаче в суд криминальных дел об убийстве экс-главы НБУ Вадима Гетьмана и народного депутата Евгения Щербаня. Оба дела объединены в одно производство, и в обоих фигурирует фамилия Лазаренко. Заслуживает внимания и тот факт, что вчера перед голосованием проекта постановления, предложенного лидером СДПУ(о) Виктором Медведчуком и коммунистом Георгием Крючковым спикер парламента Иван Плющ вынес на рассмотрение и диаметрально противоположный проект депутатов Чобота и Шишкина — о «неприемлемости» лишения Павла Лазаренко депутатских полномочий. Кстати, в чем именно заключалась «неприемлемость», Иван Плющ не счел нужным «зачитывать». Возможно, это случайное совпадение, но освобождение бывшего премьера от депутатских обязанностей произошло именно в тот день, когда в США эксперты проверяли достоверность пленок майора Мельниченко. Вот в этой связи, уж точно, нет полной ясности. Удивительно, что и американские эксперты добрались до этих пленок только перед самыми выборами в нашу Верховную Раду... Как известно, суд Северного Округа штата Калифорния обязал Николая Мельниченко передать министерству юстиции США все имеющиеся у него записи. Говорят, в получении доступа к пленкам Мельниченко заинтересованы и адвокаты Павла Лазаренко, которые надеются, что с обнародованием содержимого мельниченковской фонотеки в деле их подзащитного появится новый поворот.

Как бы там ни было, можно утверждать, что вчера конец депутатской карьеры Лазаренко был предопределен. Даже фракции «Батьківщина» и «Реформы — Конгресс» по вполне понятным причинам перед выборами проголосовали «за», то есть против Павла Ивановича.

Кстати, сегодня в Верховном Суде Украины должно возобновиться слушание по делу об отказе Центральной избирательной комиссии зарегистрировать Николая Мельниченко 15-м номером в предвыборном списке Соцпартии. Центризбирком, напомним, настаивает на том, что Мельниченко подал в ЦИК недостоверные сведения о месте и времени своего проживания в Украине, поскольку на самом деле загранпаспорт получил обманным путем, то есть пребывает за пределами Отчизны не на законных основаниях. Истцы, в свою очередь, обвиняют Центризбирком в нарушении целого ряда положений Конституции, Закона о выборах, Конвенций ООН о статусе беженцев и о защите прав человека и других законодательных актов.

Интересно, что на днях тема «депутатов-изгнанников» была дополнена еще одним показательным штрихом: со второго захода окружной избирком в Закарпатье зарегистрировал кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №75 — бывшего главу «Градобанка» и нынешнего парламентария Виктора Жердицкого. В настоящее время он находится в следственном изоляторе Ганновера (Германия) по обвинению в использовании в корыстных целях 4 млн. дойчмарок, предназначавшихся для компенсации украинским остарбайтерам. Вначале, окружком отказался регистрировать В.Жердицкого кандидатом в депутаты, мотивируя свое решение длительным отсутствием соискателя в стране, а также тем, что в комиссию подавались не оригиналы, а копии необходимых документов. Однако копии были вовремя заменены на подлинники, а отсутствие Жердицкого в Украине окружком, в конце концов, счел соответствующим, как того и требует избирательное законодательство, «действующим международным договорам». К слову, ожидается, что вердикт в отношении украинского законотворца немецкая Фемида вынесет к концу марта нынешнего года — в аккурат ко дню выборов. А если Жердицкого суд признает виновным? Снова, как в случае с Лазаренко, лишать полномочий? Замкнутый круг?

К слову, представители судебной ветви власти в нынешней избирательной кампании играют куда более заметную роль, нежели в предыдущей. Причем не только как вершители судеб отдельных претендентов и целых партий и блоков, а и как непосредственные участники предвыборной борьбы. (Искушению поддался даже глава Верховного суда Виталий Бойко, устремившийся за депутатским мандатом под вторым номером в блоке «Еднiсть».) Тем временем, судя по количеству кандидатов- «двойников», блоков-«клонов» и прочих продуктов избирательных технологий, жаждущих оспорить «козни» конкурентов либо решения избиркомов в судебном порядке (каковой механизм четко выписан в новом Законе о выборах, что является, по словам главы ЦИК Михаила Рябца, одним из наибольших преимуществ данного документа), в ближайшие несколько месяцев будет больше, чем достаточно. Сможет ли играющая, так сказать, не в полном составе третья власть своевременно оказать нуждающимся квалифицированную помощь? До табличек «Суд закрыт: все ушли на выборы», дело, конечно, не дойдет, однако ситуация, когда в судах не будет хватать рабочих рук для обработки большого количества «кандидатских» исков, кажется нам не такой уж и фантастической. Представляете, оскорбленный в своих лучших чувствах кандидат прибежит к судье и обнаружит, что тот сам ушел в кандидаты!.. Если же судья-«субъект избирательного процесса» не возьмет отпуск и продолжит судить своих «товарищей по несчастью», то тут уже можно будет говорить о моральной стороне дела. Второй замкнутый круг. Или еще одно проявление специфики отечественной политики?

Возвращаясь же к событиям, происходившим вчера в здании под куполом, нужно отметить, что в один из последних своих «голосовательных» четвергов, народные избранники сделали еще целый ряд «резких движений»: 282 голосами «за» включили в повестку дня проект постановления «Об инициировании вопроса об отстранении Президента Украины Леонида Кучмы от поста в порядке импичмента и создании специальной следственной комиссии», а также проекты постановлений о создании временной следственной комиссии ВР для расследования обстоятельств нарушения конституционных прав человека на тайну телефонных разговоров, о создании временной следственной комиссии для проведения расследования обстоятельств ДТП с участием главы президентской администрации Владимира Литвина, о рекомендации Генпрокуратуре ходатайствовать перед минюстом США о разрешении допросить Н.Мельниченко на территории Америки, об освобождении от должности главы Сумской областной госадминистрации Владимира Щербаня и т. д. В оставшееся до выборов время парламентарии также намереваются откорректировать Закон «О выборах народных депутатов Украины» на предмет увеличения срока полномочий парламента до пяти лет. Словом, о влиянии на работу последней сессии парламента нынешнего созыва избирательной кампании говорили, конечно, много — но чтобы до такой степени... Но, видимо, вмешалась еще и солнечная активность! На языке музыкантов это звучало бы приблизительно так: Финал. Кода. Апофеоз.

КОММЕНТАРИИ

Сергей ТЕРЕХИН , фракция «Реформы—Конгресс»:

— Я как рядовой гражданин и политик поддержал постановление о снятии депутатских полномочий с Павла Лазаренко. Было решение суда, которое вступило в силу. Между прочим, Лазаренко в Женеве сам признался в совершенных преступлениях. Неудобно, правда же, иметь коллегу-бандита. Вопрос, почему дело Лазаренко так долго не выносилось на рассмотрение Верховной Рады, откровенно говоря, политический. Не исключено, были договоренности, которые сдерживали принятие этого решения. А теперь выборы. Павел «завяз» там надолго, и в «белом» он в Украину вряд ли вернется. Парламент решил очиститься. Что касается Жердицкого и Мельниченко, то давайте не будем забывать, что пока вина не доказана, человек невиновен. К примеру, то же было и со Звягильским (кстати, Ефим Леонидович комментировать «Дню» «дело Лазаренко» отказался. — Авт. ). То, что эти люди баллотируются в депутаты, — вопрос морали. Хотелось бы, конечно, чтобы Украина активнее участвовала в подписании специальных международных соглашений про взаимное признание судебных решений других стран. Отмечу также, что нельзя в полной мере руководствоваться решением суда другой страны. Нельзя говорить, что все, кого априори подозревают, — преступники.

Владимир МАРЧЕНКО , фракция ПСПУ:

— Главная причина того, что такие люди, как Жердицкий, идут на выборы — неустоявшиеся моральные принципы общества. То, что происходит у нас в стране, а в политике — в особенности, цивилизованным назвать трудно. С одной стороны — есть масса претензий к действующим депутатам, масштабы этих претензий сопоставимы с делом Лазаренко. К сожалению, парламент не принимает по ним соответствующих решений. С Павла Лазаренко так долго снимали депутатские полномочия не без участия внешнего фактора. Ведь американское правосудие до сих пор не приняло решение по делу Лазаренко. Подобные договоренности могли бы иметь место, если бы не одно «но», — если бы они не использовались в политических целях. Пример — ситуация с тем же майором Мельниченко. США поддерживают те политические силы, которые им выгодны.

Георгий КРЮЧКОВ , фракция КПУ:

— Вопрос по Павлу Лазаренко должен был быть решен намного раньше. Согласно законодательству, если народный депутат осужден и ему вынесен приговор, то в двухнедельный срок регламентный комитет должен вынести на рассмотрение постановление о снятии депутатских полномочий с этого депутата. К сожалению, такой проект не был вынесен. Не исключаю, что имело место политическое давление. Я почти полтора года вел борьбу, чтобы это постановление было вынесено. Даже для того, чтобы познакомили народных депутатов с приговором швейцарского суда, мне пришлось много работать. Людям же, которые под следствием, закон, к сожалению, баллотироваться не запрещает.

Что же касается Жердицкого и Мельниченко, то тут ситуации несколько различны. К Мельниченко, кроме всего прочего, есть вопрос: «Сколько он отсутствовал в Украине и на каких основаниях?» Я не могу категорически утверждать, что его следует исключить из списка, — это дело суда. Но факт, что этот человек не просто выехал из Украины, а попросил политического убежища! Может ли такой человек баллотироваться? Дело Жердицкого рассматривает суд Германии, приговор еще не вынесен и, тем более, не вступил в действие. Если это произойдет, то ЦИК должен снять его кандидатуру. К сожалению, мы действительно переживаем такой период, что вся грязь нашей политики сейчас поднялась, как будто разворошили болото...

Борис АНДРЕСЮК , фракция СДПУ(о):

— Более трехсот голосов, отданных депутатами за снятие с Лазаренко депутатских полномочий, свидетельствуют о том, что этот вопрос созревал давно. Сегодня (вчера. — Авт. ) он получил логическое, закономерное завершение. Самое главное, что юристы, специалисты наконец-то изучили этот вопрос и пришли к выводу, что снятие депутатских полномочий с Павла Лазаренко имеет четкое юридическое обоснование. Именно такие выводы и сделал профильный комитет. Непринятие этого решения, безусловно, нанесло бы еще больший урон политическому имиджу государства. Что касается Жердицкого и Мельниченко, то я хочу сказать, что решения Верховной Рады по ним могут быть приняты, но все необходимо делать в пределах действующего законодательства. Если сегодня Закон о выборах позволяет таким людям быть зарегистрированными, то это их право. Если же они потеряют это право, то Верховная Рада будет рассматривать подобные вопросы. Мы должны действовать четко в правовом поле.

Игорь ГАВРИЛОВ , фракция Партии зеленых:

— На мой взгляд, заниматься политикой и одновременно находиться под следствием — вопрос морали того или иного кандидата в народные депутаты. Закон этого не запрещает и, как говорится, имеем то, что имеем. Решение же о снятии депутатских полномочий с Павла Лазаренко принято с таким запозданием потому, что до недавнего времени не было уверенности, что оно может пройти через Верховную Раду. Отдельные фракции, которые поддерживали экс-премьера, ослабели, другие — перегруппировались. Не исключено, срабатывало и то, что на месте Лазаренко боялись оказаться и другие народные депутаты. Сейчас же, когда до новых выборов осталось не так много, это уже не так актуально. Решение принято. В этой связи могу рассказать одну историю, не знаю, грустная она, или нет. К отдыхающему депутату подошел рядовой гражданин и спросил: «Правда, что в Верховной Раде есть бандиты?» Депутат испугался, вскочил и закричал: «Нет-нет, что вы!..»

Виктор КОРОЛЬ , фракция «Солидарность»:

— Вся Украина знает, кто эти люди. Я имею ввиду Мельниченко и Жердицкого. И людям просто нужно определиться, нужны ли такие персоны в парламенте. Находящиеся под следствием идут на выборы? Хорошо, что этого никто не скрывает, и это не станет неожиданностью в случае их избрания. Что касается Павла Лазаренко, то я просил своих коллег проголосовать «за» (11 депутатов «Солидарности» не принимали участия в голосовании. — Авт. ) За время своего вынужденного отсутствия Лазаренко не сделал ничего, чтобы пояснить свою позицию, опровергнуть обвинения в свой адрес. Попросту говоря, прервал отношения с депутатским корпусом. Безусловно, решение по Лазаренко долгое время откладывалось. Это имело под собой политические причины. Сейчас же настало время, когда Верховная Рада должна была продемонстрировать способность принять такое решение. Можно сказать — сохранить лицо, очиститься. Она это сделала.

Геннадий УДОВЕНКО , фракция НРУ:

— Верховная Рада уже давно приняла решение лишить Павла Лазаренко депутатской неприкосновенности, поэтому сегодняшнее (вчерашнее. — Авт. ) голосование вряд ли можно назвать героическим. Мне сложно сказать, почему это не было сделано раньше. Может быть, просто никому это не приходило в голову. Что касается Жердицкого, то с него также сняли неприкосновенность, и законодатели ожидают решения суда. Поступок майора Мельниченко, который попросил политического убежища за границей и боится преследования со стороны наших властей, раньше рассматривался бы как измена. Сейчас мы стали более либеральными, и Мельниченко даже идет на выборы. С моральной точки зрения, на мой взгляд, это не совсем этично. Закон же этого не запрещает. Кроме того, хотелось бы отметить, что подобное запрещение — палка о двух концах. Согласитесь, сфабриковать дело против кого бы то ни было и не дать возможности баллотироваться в депутаты в нашей стране вполне возможно.

Подготовил Вячеслав ДАРПИНЯНЦ, «День»

КСТАТИ

Киевский городской апелляционный суд рассмотрит уголовное дело об убийствах народных депутатов Вадима Гетьмана и Евгения Щербаня, сообщил вчера на пресс- конференции заместитель Генерального прокурора страны Николай Обиход. «5 февраля в суд после досудебного следствия и ознакомления обвиняемых и их адвокатов с материалами направлено дело по обвинению восьми лиц в убийстве 25 человек, покушениях на 17 человек и ряде разбойных нападений. Дело насчитывает 162 тома, по нему проходят 72 потерпевших и более 200 свидетелей», — отметил он. По его словам, данной организованной преступной группировкой руководил житель Донецка, впоследствии гражданин Израиля Евгений Кушнир, передает агентство Интерфакс-Украина. «Кушнир уже не существует в этом мире», — сказал замгенпрокурора. По его словам, эта организованная группа состояла из профессиональных киллеров и их деятельность датируется началом 1994 года.

Н. Обиход также заявил, что собрано достаточно доказательств для обвинения экс-премьера Павла Лазаренко в организации убийства членами этой группировки В. Гетьмана и Е. Щербаня. «Материалы дела в отношении П. Лазаренко выделены в отдельное производство, так как в настоящее время он находится в США», — подчеркнул он. По данным Н. Обихода, за убийства депутатов Вадима Гетьмана и Евгения Щербаня с личных счетов экс-премьера на счет лидера преступной группировки были перечислены, соответственно, $850 тыс. и $2 млн. Мотивом устранения Е. Щербаня для П. Лазаренко, по словам Н. Обихода, послужил тот факт, что Е. Щербань в 1995–1996 годах имел существенное влияние на экономику в Донецком регионе и выступал против экономического проникновения в эту сферу самого Лазаренко. «В случае с В. Гетьманом мотивом было желание устранить преграды в решении вопросов в финансовой сфере Украины», — подчеркнул Н. Обиход.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать