Перейти к основному содержанию

Перекрестным огнем по реформе

29 июля, 20:24
БУДЕТ ГОРДОСТЬ ЗА ПАПУ-ВОЕННОГО И ЗА НОВУЮ АРМИЮ / ФОТО НИКОЛАЯ ЛАЗАРЕНКО / «День»

Я не помню ни одного случая, когда бы реформатора чествовали за перестройку лавровым венцом. Терновым — сколько угодно. Кажется, эта участь постигла и нынешнего руководителя Министерства обороны Евгения Марчука. В очередной раз министра-реформатора отхлестала газета «Україна молода» в публикации Марьяна Лисовенко «Марчук попал под ПРЕСС-секретаря». Заодно господин Марьян выпорол и газету «День». За что, спросите? За последовательность в освещении реформы Вооруженных сил! Бред какой-то. Но это на первый взгляд. Вполне прозрачный намек, что популяризировать армейские преобразования, во всяком случае до 30 октября, нежелательно. И лавровый венок реформатора заготовлен конечно же не Марчуку. До октября он — движущаяся мишень, которую будут бить наотмашь при любой погоде. Это однозначно и необратимо.

Как подписчик «Дня» и «України молодої» хочу высказать и свою точку зрения на реформу армии. В свое время мне «повезло» служить в самом лучшем батальоне Киевского округа, в развернутой 72-й гвардейской мотострелковой дивизии. Принимал участие в полковых, дивизионных и армейских тактических учениях. В командировках побывал в десятках частей, на полигонах от Закавказского до Забайкальского военных округов. Поэтому с уверенностью могу сказать, что нынешняя украинская армия, в какие бы самостоятельные шаровары ее не рядили, еще и до сих пор является не чем иным, как рудиментом «непобедимой и легендарной» Советской Армии со всеми ее недостатками и болезнями. Не терапия, а хирургическое вмешательство может ее вылечить. И слава Богу, что оно началось!

Рядовой читатель представить не может, сколько военного металлолома, стреляющего и взрывающегося, сосредоточено в Украине. От миллионов единиц трехлинейных винтовок, карабинов, автоматов ППШ, АКМ до устаревших танков Т-55, БТРов, пушек и т.п. А горы устаревших боеприпасов! Все это тяжелыми веригами висит на нашей армии. За 13 лет никто не смог реализовать тяжелое вооружение, а хлам утилизировать. Чему удивляться, если время от времени эта мина замедленного действия где-то срабатывает. Крайний рядом — нынешний министр обороны, который к тому же еще и затеял коренную перестройку «хорошо установленных правил».

А еще трагедия заключается в том, что все предыдущие годы руководители ведомства отодвигали моральный фактор на периферию военной деятельности. Поэтому и не удивительно, что слово «армия» у большинства украинцев ассоциируется с безликой массой, где нет ни первоклассных специалистов, ни отличников боевой подготовки. Этот вакуум заполнили крикливые газетки, которые со смаком рассказывают об избиении «дембелем» «духа», воре-прапорщике, строительстве генеральской дачки и т.п.

Именно поэтому я хочу высказать претензии к армейским СМИ. Определились ли они с местом и ролью в процессе реформы Вооруженных сил? Следует признать, что информационно-пропагандистский потенциал используется не лучшим образом. Во-первых, отсутствует интернет- издание, во-вторых, недостаточно используется внеармейское массмедийное пространство. Благо, есть объективная и последовательная позиция газеты «День», но одна ласточка весны не делает. Подобное сотрудничество военным нужно налаживать со всеми общеукраинскими газетами, привлекать региональные издания. Именно многолетняя закрытость армии для прессы, отсутствие широкого общественного обсуждения армейских проблем и привело к потере интереса население к армии.

Недопустимо, чтобы тираж центрального армейского журнала «Військо України» составлял чуть больше тысячи экземпляров и выходил раз в два месяца. Фактически его не видят ни воины, ни допризывники, можно было бы воспроизводить потерянную оборонную сознательность населения. К этой работе привлечь лучших историков Украины, ветеранов Вооруженных сил.

Оборонная сознательность населения. Как в общем в цивилизованном мире относятся к армии? Недавно знакомая женщина вернулась из Алабамы (США) и рассказала, как в американской школе чтят свою армию. В вестибюле на огромном стенде размещены звездочки на которых фамилии родителей, воюющих в Ираке. Кто вернулся с войны — звездочка другого цвета. Фронтовики — частые гости в школе. Самые маленькие американцы хорошо осознают, за что воюют родители, от кого защищают Отечество и мировое сообщество. И упаси Боже бросить тень на национальных героев! Ими гордятся, о них многочисленные передачи, газетные публикации. ни родители, ни школа. Зачем тогда удивляться катастрофической непопулярности военной службы среди молодежи?

Как составляющую идеологического и пропагандистского обеспечения военной реформы я вижу создание армейского журнала наподобие авторитетного советского «Военно-исторического журнала». Основываясь на военной истории, армейских традициях, мировых военных достижениях

Но ни в одном украинском городе я не видел биг-борда, посвященного нашей армии, в ни одном киоске не встречал армейский календарь, плакат, значок. Все есть: длинноногие девушки, Рембо, Терминатор, бандиты из «Бригады», — защитника Отечества нет. Я не видел ни одного американского фильма где бы, наподобие нашего кинематографа, так аппетитно смаковались армейские неурядицы. Создается впечатление, что герой у нас тот, кто сильнее плюнет в лицо армии.

Кто же сегодня больше всего тормозит реформу? Генералитет? Не думаю, хотя и среди них немало противников преобразований. Настоящим тормозом являются определенные политические круги, которым выгодно иметь социально, духовно и политически разъединенную армию для решения своих политических и криминальных интересов. Подконтрольные им газеты, фонды, центры незаметно разъедают армейские ценности. Не хватает только солдатских комитетов, которые в 1917 году развалили российскую армию и фронт. Но, большевики быстро поняли, что комитеты развалят и Красную Армию, поэтому без сожаления ликвидировали солдатское вече. История учит, что армия должна быть четко обособлена от политики.

Белыми нитками был шит политический заказ родительского бунта возле Киевского военного лицея имени Богуна. Не успел военный журналист Владимир Горишняк расставить точки в статье «Лицедеи под забором лицея», как «Україна молода» из главного калибра (канонир Марьян Лисовенко) ударила по штабам. Еще бы! Военные обижают сирот — абитуриентов. Я уверен, что ни одного отца из глубинки в рядах мятежников не было. Топтались не трактористы и доярки, а жировала элитарная публика, подогреваемая политическими проходимцами. Спекуляция на сиротских приоритетах напомнила бессмертный образ заведующего Старгородской богадельней Альхена и «тяжелого наследия царского режима» «сирот» Пашу Емильевича и четырех братанов. Но хуже всего то, что будущим офицерам родители воочию продемонстрировали, как нужно качать свои права.

В воспоминаниях О. Игнатьева «50 лет в строю», в разделе «Киевские кадеты» очень метко подмечено, что содержанием воспитания в кадетских корпусах было систематическое развитие любви к военной службе. Будущим офицерам прививался высокий уровень воспитанности, общего развития, моральных устоев, внешних манер и правил поведения, которые были довольно строгими. И у этой суровости была весомая причина: для боя полк должен быть военным братством. В 1914 году немецкую и австрийскую оборону ломали русские батальоны с офицерами впереди, которые в знак презрения к смерти чеканили шаг со стеком в руке и папиросой. Безумие храбрых дошло до того, что Ставка, учитывая потери, запретила офицерам такую демонстрацию отваги. И вот, глядя на суету вокруг лицея, я не верю в запрограммированное родителями такое будущее для офицеров. Еще никогда паркетных шаркунов не заботила «преданность государству».

Логическим завершением военной реформы должно стать создание профессиональной армии. В качестве примера, есть удачный опыт армии НАТО. Только тогда армия освободится от наркоманов с автоматами в руках, уголовного босячества, избежавшего тюремных нар призывом в армию, всяческих извращенцев, полуграмотных новобранцев, для которых компьютер — чудо заморское. В армии нового образца не будет оснований для измены, трусости и дезертирства. Вместо этого будет присутствовать настоящий военный дух, внутреннее единство и вера в государство.

А пока реформа не набрала обороты, мы сообща и далее разлагаем армию. Моя соседка, как и в прошлое воскресенье, на электричке за 200 км повезет своему сыну в погонах борщ, котлетки и гостинец командиру. Другая будет искать сигареты «Бонд», потому что «ребенок» требует посылку с «Бондиком» и «Орбитом» непременно мятного вкуса...

У страны нет возможности ждать. Министру обороны Е. Марчуку не отведено, как Моисею, 40 лет водить войско по пустынным полигонам, очищая его от скверны. Перестройку новой армии приходится проводить на ходу, в крайне невыгодных условиях, под сопровождением недоброжелательной канонады. Согревает одно — вера здоровых сил нации в боеготовность армии, без которой все вопросы независимости и суверенитета могут отпасть сами собой.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать