Плавка лампы Аладдина
Правительство Украины утвердило Национальную программу развития и реформирования ГМК до 2010 г.Вчера правительство Украины одобрило в целом Концепцию государственной промышленной политики, которая после доработки в течение 10 дней вместе с проектом соответствующего указа будет передана в администрацию Президента. По словам министра промышленной политики Василия Гуреева, правительство будет предлагать, чтобы на основе этой концепции ему было поручено начать разработку комплексной программы развития промышленности Украины до 2010 года.
Но, не дожидаясь этого поручения и этой программы, правительство вчера утвердило также проект Закона «О Национальной программе развития и реформирования горно-металлургического комплекса (ГМК) до 2010 года». Почему вдруг потребовалось бежать с этим решением впереди общепромышленного паровоза?
Дело в том, что таким образом, очевидно, было решено спасать экономический эксперимент в металлургии, вызвавший неоднозначные оценки и в Украине, и в мире (срок его окончания приходится на 1 января 2002 года). Именно нежелание потерять немалые дополнительные доходы, обусловленные условиями эксперимента (снижение налога с прибыли вначале до 9, а позже — до 15%, вдвое меньший сбор в инновационный фонд, отмена дорожных отчислений и сборов, списание пеней и штрафов, 36-месячная отсрочка уплаты налогов и сборов при нулевой ставке налогового кредита и другие льготы), обусловили появление названного проекта закона, позволяющего пролонгировать успешный, но, к сожалению для многих, уже завершающийся эксперимент. Безусловно, бюджетные преференции металлургам (сумма льгот — 2,13 млрд. грн.) во многом стали основой для промышленного роста в Украине и вдохновляют лоббистов соответствующих интересов в парламенте и правительстве на дальнейшие амбициозные проекты.
Один из их аргументов: программа развития и реформирования ГМК не требует бюджетного финансирования. Действительно, намеченная структурная перестройка, реструктуризация производственных мощностей путем модернизации оборудования, для чего в очередной раз декларируется создание условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов, равно как и условий для прибыльной работы металлургических предприятий как бы полностью ложатся на плечи предприятий отрасли. Но при этом имеется и небольшой нюанс. Если экономический эксперимент будет признан завершившимся, то этим, несмотря даже на принятие закона и поддержку программы правительством, на ней можно будет поставить точку или даже крест, поскольку в этом случае будут практически ликвидированы источники ее финансирования. Как сообщил «Дню» участник вчерашнего заседания правительства — председатель подкомитета горно-металлургического комплекса парламентского Комитета по промышленной политике Сергей Матвиенков, им подготовлен проект закона о продолжении экономического эксперимента в горно-металлургическом комплексе еще на год. Как сообщили «Дню» в Минпромполитики, аналогичный проект имеется и в Кабмине. Основным отличием «старого» эксперимента от «нового» будет то, что теперь средства, полученные в результате продолжения бюджетных льгот, нельзя будет в полной мере направлять на пополнение оборотных средств, а основной сферой их использования станут инновации, т.е. цели, определяемые программой реформирования и развития ГМК. Таким образом, проведя через парламент закон об этой программе, можно будет рассчитывать, что автоматический пройдет и закон о продолжении экономического эксперимента.
Впрочем, многочисленные комплименты в его адрес представляются бесспорными далеко не всем. Так, анализ итогов эксперимента, выполненный Счетной палатой, наряду с положительными, содержит и другие выводы. В частности, выясняется, что рост производства в металлургии «слишком неустойчив, поскольку преимущественно зависел от конъюнктуры внешнего рынка, а не опирался на растущий спрос на внутреннем рынке». По словам авторов, это не дает оснований ожидать в последующие периоды таких же темпов роста, какие были достигнуты в 2000 году. Кроме того, Счетная палата отмечает, что эксперимент не вызвал к жизни изменений в структуре затрат его участников на выпуск продукции: остается высокой доля расходов на сырье, материалы и энергоносители. И наконец, еще один, довольно серьезный вывод: предоставленные предприятиям- участникам эксперимента отсрочки по платежам в бюджет (в связи с принятием Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами»), похоже, эти платежи и вовсе похоронили. По данным Счетной палаты, потери бюджета могут составить около, 1,8 млрд. гривен.
Комментируя по просьбе «Дня» полемику, разворачивающуюся сейчас вокруг горно-металлургического комплекса и предоставленных ему льгот, глава парламентского Комитета по промышленной политике и предпринимательству, сопредседатель фракции «Яблуко» Михаил Бродский отметил, что эксперимент в горно-металлургическом комплексе показал, насколько эффективнее — как для себя, так и для бюджета — работают предприятия, не будучи задавленными безумными налогами. « Чего мы хотим? — переспрашивает народный депутат. — Чтобы металлургам стало так же плохо, как и всем остальным, или же чтобы всем стало лучше — как металлургам?» По его мнению, решение проблемы лежит в плоскости тотального снижения налогов. «ГМК их уже снизили, теперь то же самое нужно сделать для всей экономики, — утверждает М.Бродский, — и отдача не заставит себя долго ждать. Словом, давайте расширим этот эксперимент на всю страну — в его результативности я уверен». Эта, казалось бы, положительная оценка итогов эксперимента скорее, свидетельствует об обратном и представляет собой требование создать равные условия игры для всех хозяйствующих субъектов и налогоплательщиков. Отметим, что аналогичное требование к правительству неоднократно высказывал и Президент Леонид Кучма.
В своем комментарии М.Бродский поднял и еще одну тему, остро затрагивающую как интересы металлургов, так и других налогоплательщиков-экспортеров: возврат НДС. Народный депутат считает, что в этом вопросе каждый тянет одеяло на себя и хочет что-нибудь выторговать. По его мнению, решить эту проблему можно, лишь отменив «этот самый абсурдный налог». Правда, «ликвидаторы НДС» на сегодня в абсолютном меньшинстве. Навряд ли пойдет на такие меры, напрямую угрожающие бюджету, и правительство. Наоборот, стремясь залатать бюджетные дыры этого года, связанные, в частности, с недополучением средств от приватизации, оно видит одним из источников покрытия складывающейся бюджетной недоимки реструктуризацию возврата НДС, что, по мнению экспертов, может существенно подорвать экономику не только металлургии, то и других экспортоориентированных отраслей. В частности, против попыток запустить правительственную руку в свои оборотные средства уже активно протестуют зернотрейдеры Украины, утверждающие, что, пусть даже и временная, отмена возврата НДС может вылиться в полную отмену и без того вялотекущего украинского зернового экспорта.
Еще активнее протестуют металлурги. Например, директор Мариупольского металлургического комбината им.Ильича Владимир Бойко прямо заявляет. что предприятие не может стабильно работать из-за невозврата НДС налоговыми органами, изъявшими таким образом из оборота 300 млн. гривен. Между прочим, эта сумма корреспондируется с налоговыми и другими льготами, полученными комбинатом вследствие экономического эксперимента, что в очередной раз провоцирует многократно звучавший вывод: наилучшая помощь государства предприятиям должна состоять в том, чтобы не мешать им.