«Почему мы такие?»
Ответы на несколько вопросов Анны Вакуленко
Страна двух реальностей
Ответы на несколько вопросов Анны Вакуленко
Почему по радио и телевизору рассказывают о самых высоких в Европе темпах развития нашей экономики, а на улице я вижу односельчан в шитых валенках и глубоких калошах?
Потому что существует две статистики, одна для правительства и подотчетного ему Госкомстата, другая — неофициальная, однако, на мой взгляд, более достоверная, хотя в обоих действительно отмечается рост ВВП и экономики в целом. Важно другое: как этот рост и успехи в реформировании ощущает на себе отдельно взятый гражданин. Разумеется, в Киеве это чувствуется, и вообще только в Киеве по-настоящему можно увидеть, какая есть и какой должна быть во всех регионах и областях современная Украина. В чем причина? Причина, и я, как политолог, хоть и начинающий, уверен в этом, заключается в жесткой централизации не только власти, но и финансовых, материальных, человеческих ресурсов. Действительно, сильная столица с сильным центром политической власти, а значит, и соответствующим распределением вышеперечисленных ресурсов, была нужна на заре Независимости, это естественно и рационально для большинства посткоммунистических стран, стремившихся любой ценой сохранить стабильность и суверенитет. Но при нашем стремлении интегрироваться в ЕС, государства-участники которого в основном децентрализованы или находятся на «золотой середине» и соответствуют лозунгу «сильная столица — сильные регионы», в Украине крайне необходимо реализовать давно задуманную административно-территориальную реформу, суть которой заключается в, проще говоря, предоставлении областям больших прав и механизмов для решения собственных задач. Я уверен, что в селе Михайловка, о котором писала Анна Вакуленко, люди лучше знают, какие в нем проблемы и нужды, чем в столице. Так вот, главной целью этой реформы должно стать налаживание такой системы, чтобы местный чиновник мог без всяких колебаний или ожидания инструкций сверху улучшать жизнь, решать сложные задачи на местах, в селе, районе, городе.
Почему, покупая книжечку о животных на родном языке для младшего брата, я заплатила 18 гривен?
Учитывая нынешнюю ситуацию, Украине, оказывается, вовсе не нужна дешевая качественная отечественная книга. Книгоиздатели жалуются на отсутствие внимания со стороны государства к этой отрасли и говорят о наличии такового у наших соседей, в частности, в России, где сегодня книгоиздание является едва ли не самой приоритетной сферой внутренней политики правительства, которая пользуется соответствующими льготами и протекцией. В наше время налицо парадоксальное, с точки зрения здравого смысла, для любой страны явление — когда в той же России украинскую книгу выгоднее и дешевле печатать, чем у нас в государстве. В ВР и правительстве сегодня действует мощное пророссийское лобби, которому совсем не выгодно, чтобы отечественное книгоиздательство было конкурентоспособным. Как видим, эта проблема уже давно вышла за рамки общественной и каждый раз приобретает политическую окраску. Причины такого запущенного положения стоит искать в неэффективной политике нынешнего правительства в сфере книгоиздательства, не стремящегося прислушиваться к предложениям книгоиздателей. Здесь сразу вспоминаются недавние акции протеста под стенами дома правительства с символическим сжиганием ненапечатанных рукописей руководителями и функционерами крупнейших государственных и частных книгоиздательств. Нескоординированные действия ВР, ГНА и Министерства финансов привели к тому, что в Украине установилась правовая коллизия, когда один закон освобождает издательства от НДС и предоставляет соответствующие льготы, а другой, наоборот, обязывает Государственную налоговую администрацию взимать налоги по тем нормам, по которым отечественное книгопечатание действует еще с 1991г. Поэтому неудивительно, что при таких обстоятельствах за относительно короткий период вся отрасль попала в глубокий и затяжной кризис. А незаинтересованным в украинской книге политикам стоит знать, что книга формирует нацию, а отсутствие таковой — ведет к деградации и мультикультурной экспансии.
Мне что, уже с детства мечтать о выезде из Украины?
На этот вопрос, адресованный нынешним политикам, хочется ответить другим вопросом — в отношении себя и молодежи вообще: нам что, с детства мечтать о торговле на базаре? Если у меня нет ни связей, ни богатых родителей, а есть только стремление добиться жизненного успеха, то, если я сильный человек, выход один — бороться, работать, есть еще модное сегодня слово «пробиваться», не жалея ни здоровья, ни потерянного детства или юности. Однако мне приходилось видеть других сверстников, старших людей, которые целыми селами, даже маленькими городками работают за границей в чужой стране и на чужое государство, работают за мизер там, где титульные жители отказываются работать, или становятся алкоголиками, наркоманами, преступниками. Мы гонимся за ВВП, зато мало кто подсчитывает, сколько наших граждан за границей, а их уже миллионы. Какие от этого социальные потери, когда в Украине демографический кризис, старение населения, назревает сплошной кризис промышленных производственных мощностей на предприятиях, оснащенных техникой, которая через год-два исчерпает все возможные ресурсы и потребует замены?
Почему сельская интеллигенция не выписывает газеты и журналы, ограничивается только маленькой газеткой с программой ТВ, а их диспуты сводятся только к обсуждению «Окон» Нагиева?
Если это так, то, простите, таких людей сложно назвать интеллигенцией, хотя сегодня это слово как определение людей высокой цели, моральных и культурных ценностей постепенно исчезает из обихода. Зато чуть ли не на каждом шагу слышно слово «элита». В Украине, к сожалению, до сих пор не произошла глобальная трансформация критической массы политической элиты, около 80% которой сегодня представляют выходцы из коммунистической номенклатуры. В то же время в среде самой элиты идет постоянная борьба за выживание, произошла эволюционная смена поколений. Как видим, новейшая политическая интеллигенция только формируется — это люди в возрасте от 20 до 30 лет, вобравшие в себя все лучшее от двух систем. От коммунистической, скажем, моральные ценности, принципиальность и последовательность, ведь в пионерских и октябрятских организациях, кроме идеологии, закладывались общечеловеческие нормы и правила поведения, стремление к коллективизму, а значит, и к уважению и пониманию потребностей окружающих. От либеральной — понимание механизмов рыночной экономики, умение приспосабливаться к постоянному изменению условий жизни, ежедневной конкуренции, стремлению к демократии и свободе. Я и сам принадлежу к этой потенциально выгодной для Украины группе, и мне бы хотелось в свое время не бороться с системой для того, чтобы менять мир к лучшему, а ощутить со стороны нынешнего поколения политической элиты понимание и готовность поступиться своими интересами в интересах государства, общества и каждого гражданина.
Почему к приезду в нашу школу народного депутата мы две недели готовились, для чего и отменялись уроки?
Потому, что у нас в Украине на самом деле существует две реальности: одна — для должностных лиц или депутатов, другая — для простых граждан. В первой реальности существует такое виртуальное явление, известное под народным названием «показуха». Почему виртуальное? Потому что готовясь к приезду высокопоставленного лица, чиновники рангом поменьше боятся за свои кресла и вместо того, чтобы эффективно работать и спать спокойно в течение, скажем, года, «напрягаются» на протяжении двух недель, а потом в мыслях радуются: «пронесло». Так же, как в тех же школах ради «показухи» из воздуха появляются принадлежности для химических или физико-математических классов, спецодежда для уборщиц, десятки вазонов и т. д., а после завершения визита «шишки» это все в том самом неизвестном направлении исчезает, прямо как в сказке о Золушке. На самом же деле причины такого явления значительно глубже, и искать их стоит в законсервированности и маргинальности бюрократической системы Украины, когда на соответствующих должностях работают «свои люди», уровень квалификации или профессионализма которых порой далек от удовлетворительного. А нашим политикам стоит чаще читать Макса Вебера, особенно те работы, где говорится об эффективной бюрократии, которая кроме естественного преследования корпоративных интересов заботится о нуждах населения.