«Пока мы занимаемся «шароварами», нас никто не трогает...»
Активист украинской диаспоры в России Валерий Семененко — о зачистке украинского гуманитарного пространства
Уроженец Днепропетровщины Валерий Семененко — человек известный среди украинцев России. Еще в советское время он как конструктор-ракетчик переехал на работу в Москву. Во время горбачевской перестройки В. Семененко принимал участие в создании и руководстве украинскими организациями в России. Активную деятельность он продолжает и сегодня, поэтому хорошо осведомлен относительно состояния дел в одной из крупнейших в мире национальных диаспор. Именно об этом В. Семененко рассказывал корреспонденту «Дня» во время пребывания в Днепропетровске.
— Валерий Фокич, сколько украинцев сегодня проживает в Российской Федерации?
— Как это ни досадно, количество официально сокращается. Например, еще в 80-х годах в Москве насчитывалось 254 тысячи украинцев. А недавно я прочитал данные, что в российской столице сегодня официально проживает 150 тысяч украинцев. На территории России в советские времена насчитывалось свыше 4 млн. украинцев, а теперь — менее 2 млн. Сокращение численности объясняется многими причинами, но самая первая и необратимая — это ассимиляция. Людей просто не записывали украинцами во время переписи, а кое-кто и скрывает свою национальность. К тому же, графы «национальность» в российском паспорте нет. Я на личном примере убедился в том, что во время переписи населения меня даже не спросили о моей национальности. Я настоял, чтобы записали — в комиссии засмеялись и сделали запись. Но так делают далеко не все. Вторая причина «исчезновения» украинцев заключается в том, что люди сами скрывают тот факт, что они украинцы. Особенно это распространилось после 2004 года, когда в Украине произошла «помаранчевая революция» и в России началась безумная информационная кампания. Каждый день с экранов телевизоров лились помои и грязь. Как следствие, украинцы стали замалчивать свое национальное происхождение.
— Как реагировали на это украинские организации в России?
— Мы не молчали. Общероссийская организация «Объединение украинцев России», которую я возглавлял, всегда стояла на позициях защиты прав украинцев. Когда представитель российского МИДа А. Нестеренко выступил с «объяснениями», почему количество украинцев в России уменьшается и почему нет украинских школ — мол, это близкие по истории, языку и религии народы, то мы дали свой ответ. Такой поверхностный подход, на наш взгляд, не дает понимания того, что происходит. А причины этого есть как объективные, так и субъективные. Действительно, у нас была общая история. Однако во время пребывания в одном государстве, кроме позитивного опыта взаимного культурного обогащения, имели место и крайне негативные моменты. Прежде всего это целенаправленная имперская политика преследования украинского языка, объявление его лишь «южным диалектом общерусского языка», что приводило к русификации украинцев, а также возникновению у них чувства второсортности. Нужно обратить внимание также на нехватку в России украинского информационного пространства, на отсутствие украинской церкви и неприкрытое противодействие ее распространению. Не секрет, что большинство российской политической элиты не воспринимают независимость Украины, самостоятельность украинской нации и самобытность ее языка. Это приводит к отсутствию в России последовательной и системной национальной политики относительно украинцев. Мы показали статистику — сколько в России украинских школ и садиков, сколько детей изучает украинский язык. Причем сравнили это с состоянием русского образования в Украине. Статистика поразила — в России относительно украинского образования были сплошные нули. Российской власти, по-видимому, были не по нраву подобные заявления. И началась ревизия по всем направлениям. Конечно, нашли некоторые «недостатки» и начали вести дело к закрытию организаций. В то время у нас были две общероссийских организации — «Федеральная национально-культурная автономия украинцев России» и «Объединение украинцев России». Начали с первой. Как мы не боролись, но ее ликвидировали в январе 2011 г. через Верховный Суд РФ, а проверки начались еще летом 2009 года. Два года продолжались судебные разбирательства, мы подавали кассации. Указывали, что закрыть организацию можно только тогда, когда она угрожает национальной безопасности. В случае, если не такой протокол написан, мы исправим — подскажите, что и как. Но министр С. Лавров прямо заявил, что мы занимаемся политикой. Это во-первых. А во-вторых, наши славные украинские дипломаты, когда еще был В. Ющенко, поощряли нас — отмечайте то и се. А когда начали нас бить, то особой поддержки со стороны дипломатов мы не увидели. Вместе с тем у украинских землячеств проблем нет. Надо сказать, что в Москве создано много таких землячеств — харьковское, донецкое, днепропетровское и др. Эти землячества организовала номенклатура, которая осела в Москве. Когда-то в днепропетровском землячестве можно было встретить ныне уже покойных шефов КГБ В. Семичасного и В. Чебрикова. С последним, например, я разговаривал на украинском языке, он рассказывал, что учился в украинской школе. Понятно, что и сегодня направленность такого землячества — на реанимацию Союза России, Беларуси и Украины, но нам такая линия не подходит.
— Что происходило с «Объединением украинцев России», которое вы возглавляли?
— За объединение взялись после «Федеральной национально-культурной автономии украинцев России». Минюст Российской Федерации подал иск в суд на ликвидацию ОУР. Чтобы иметь больше компромата, проводили тщательную проверку. В частности цеплялись за то, что во время проверки нельзя проводить митинги или принимать участие в выборах. Мы и не проводили, а тут меня пригласили на «Радио Свобода», я дал интервью. Это также вызвало недовольство, приравняли интервью к организации массового мероприятия. При желании можно из мухи сделать слона. Проверяли все, в том числе финансирование. Но никаких нарушений в этой части найти не смогли. Мы действительно получали деньги от Минрегиона России под конкретные проекты. Например, во время празднования 200-летия Николая Гоголя на «Сорочинскую ярмарку в Москве» мы собрали украинские таланты со всей России. Была целая программа, люди приехали аж с Дальнего Востока, был проведен конкурс хоровых коллективов, «круглый стол» относительно проблем украинства в России.
— А Украина поддерживает деятельность украинских организаций в России?
— Когда пришли «помаранчевые», то в 2006—2007 годах действительно было финансирование — средства получали и ОУР, и региональные отделения. Мы тратили эти деньги на конкретные дела — мемориальные доски, памятник М. Грушевскому, издание литературы. На Дальнем Востоке, в Омске, других регионах проводили фестивали украинской культуры. Украина это поддерживала. Но как раз именно эти деньги и попали под тотальную проверку российских органов контроля, и при всей их предприимчивости нарушений снова не нашли. Сегодня украинская власть от поддержки как будто не отказывается. Все обещают, но все же особой поддержки не заметно. А между тем давление на украинские организации продолжается. Решением Верховного Суда России «Объединение украинцев России» также ликвидировано. В России наблюдается политизирование всего комплекса вопросов, касающихся украинской гуманитарной сферы, и фактически проводится зачистка украинского гуманитарного пространства. На удивление быстро в апреле 2012 г. Минюст России зарегистрировал новую федеральную организацию с несколькими «манкуртами», которая поддержала печальноизвестный языковой закон.
— Могут ли украинцы, проживающие в России, учить своих детей на родном языке?
— Украинских школ, как таковых, нет — я имею в виду систематическое образование. Есть воскресные или субботние школы, где желающие могут изучать язык, приводить своих детей, но это и все. Российская власть стоит на таких позициях — сначала давайте заявления, а мы потом посмотрим. Но понятно, что при таком подходе украинские школы не создать. У нас есть своя модель. Нужно их открывать, а тогда уже потихоньку наращивать численность учеников в классах. Если идти другим путем, то мы никогда не насобираем большого количества заявлений. Во времена Б. Ельцина, в 1995 году, нам выделили школу в Москве, где мы создали ученическую группу, создали кружок декоративного искусства, а также художественный ансамбль, где пели дети. Благодаря поддержке болельщиков киевского «Динамо» отремонтировали помещение, поставили телевизор и «тарелку», чтобы футбольные матчи смотреть. Все это действовало до 2008 года, а затем пришла проверка. Как следствие — закрыли и разогнали. Как можно догадываться — было указание. Отношение к украинской диаспоре такое: пока мы занимаемся шароварами, нас никто не трогает, даже поощряют, но когда затрагиваем более серьезные вопросы, то не дай Боже!
— Что происходит сегодня с Библиотекой украинской литературы в Москве?
— Похожая история. В 2006 г. московская мэрия предоставила новое помещение, но уже через полгода работой библиотеки «заинтересовались» органы. Мы провели «круглый стол» по проблеме Голодомора, пригласили профессора С. Кульчицкого, после этого начались «наезды». Перед библиотекой появились пикеты пропутинского молодежного движения — их привозили на автобусах. Потом девять сотрудников библиотеки были уволены с работы, а последним аккордом стало увольнение «создателя» библиотеки Юрия Кононенко. Пришла новый директор, чтобы из украинской библиотеки сделать Библиотеку народов России. Впрочем, и при ее директорстве было открыто уголовное дело, потому что компетентные органы получили сообщения о распространении какими-то неизвестными лицами «экстремистской» литературы. Пришли следователи, нажали в электронном каталоге слово «национализм», и все книги, которые имели это слово в названии или содержании, изъяли как экстремистскую литературу. При таком подходе можно изъять еще больше книг в российской библиотеке имени Ленина. Мы много писали в защиту украинской библиотеки, наладили контакты с новым директором. И в конечном итоге уголовное дело было спущено на тормозах. Конечно, библиотека является культурным заведением московской мэрии, поэтому мэрия может принимать любые решения. Однако Библиотека украинской литературы всегда была больше чем библиотека. Она является одним из интеллектуальных центров общения московских украинцев, а ее фонды создавались при участии украинцев всего мира. Вообще культурные учреждения играют особую роль в жизни российского украинства. Так бывшими артистами Большого театра был создан украинский театр «Эней», который имеет довольно высокий уровень. Вся деятельность украинской диаспоры в России концентрируется вокруг песни и самодеятельности, там, где есть хорошие коллективы. Например, народная хоровая капелла г. Москвы — довольно известная, была с гастролями в Канаде, США, Европе, на разных фестивалях. И такие хоры есть во многих городах России: во Владивостоке, Хабаровске, Республике Коми, в Уфе.
Кстати, нашими проблемами заинтересовались в Европе. Мы встречались с Верховным комиссаром Организации по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе (ОБСЕ) Кнутом Воллебеком, приезжавшим в Москву. Приезжали активисты украинских организаций из разных регионов и рассказывали о настоящем положении украинцев в Российской Федерации.
— В каких регионах России есть действенные украинские организации?
— Активная община в Калининграде, где живет много украинцев. Действенная организация в Архангельске — ее возглавляет местный предприниматель. Активны украинцы в Омске, где лидером является юрист с собственной адвокатской конторой. Организацию в Хабаровске возглавляет Наталья Романенко, которая самостоятельно в Хабаровске выучила украинский язык, организовала замечательный хоровой коллектив. Активны украинцы во Владивостоке, Красноярске, в Башкортостане, Санкт-Петербурге, Карелии, Сургуте, Томске, Кабардино-Балкарии, Нижнем Новгороде, Нижнекамске, Республике Коми, Тольятти, Твери и в Оренбурге, где действует Музей Т. Шевченко. Конечно, активны украинцы и на Кубани, хотя в последнее время наблюдается определенный спад.
— Какова цель вашего приезда в Украину?
— На Днепропетровщине у меня живут родственники, остался родительский дом. Я регулярно бываю на Родине. В частности и во время выборов. Могу сказать, что, несмотря на всю критику, украинские выборы по уровню демократии даже нельзя сравнить с российскими. И в Украине, и в России я был наблюдателем на президентских выборах. В этом году, когда избирали Президента России, лично гонялся за автобусами с подставными избирателями, фотографировал, пытался фиксировать нарушения. Масштаб фальсификаций огромный, появились фальсификации непрерывного цикла (когда людей возили как рабочих предприятий от участка к участку, где они голосовали за Путина). В Украине такого не было. Конечно, Украина — не Россия, но, к величайшему сожалению, в последнее время Украина быстро идет в том же направлении.
— Президент Украины Виктор Янукович объявил 2014 год — Годом Т. Шевченко. Как украинцы России собираются отмечать юбилей Кобзаря?
— Ежегодно в марте мы, как и украинцы во всем мире, чествуем память Тараса Шевченко. В Москве монумент Кобзарю, который стоял у гостиницы «Украина», недавно сняли якобы на реконструкцию. Он был установлен в 1964 году — полвека назад. К этому памятнику в Шевченковские дни мы традиционно возлагали цветы. Теперь и прийти некуда. Конечно, нам обещают, что памятник будет восстановлен к юбилею, но так или нет — неизвестно. Украинское посольство тоже интересует этот вопрос. Вообще на территории огромной России насчитывается всего три монумента Кобзарю — в Москве, который сняли якобы на реконструкцию, в Санкт-Петербурге, где Тарас Григорьевич жил и учился, и в Сургуте. Причем последний памятник поставил за свои средства наш активист, предприниматель украинского происхождения Владимир Самборский. Считаю, что это показательно, ведь выживать национальной диаспоре в России придется самостоятельно.
Выпуск газеты №:
№135, (2012)Section
Nota bene