Последняя политическая пирамида
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20020906/4161-5-1_0.jpg)
Сегодня Украина находится в принципиально важной для ее новейшей политической истории точке. Мы наблюдаем, как происходит формирование двух основных векторов, которые будут определять не только развитие политической ситуации в ближайшем будущем, но, и обозначат контуры эволюции политической системы страны. Главный вопрос, на который ищут ответ большинство украинских политиков, когда и в какой точке пересекутся эти векторы. Речь идет об августовских политических инициативах Президента и широко разрекламированном осеннем наступлении оппозиции. Общество ждет ответа на вопрос: станут ли инициативы Президента началом преодоления внутреннего кризиса украинской оппозиции?
Стратегия негативных и антисистемных мотиваций, которой долгое время достаточно успешно пользовалась часть украинской оппозиции, постепенно привела ее не только к обострению внутренних идеологических проблем, но и к острой политико-инструментальной недостаточности. В результате этих процессов возник общеоппозиционный кризис системной несовместимости, который и перерос в попытку оппозиции решить все свои вопросы одним махом — шантажируя общество угрозой осеннего наступления. Однако уже на стадии предварительных маневров ряды организованной оппозиции стали быстро редеть. Фактически совместные заявления и действия лидеров оппозиции стали последней политической пирамидой эпохи украинского демократического транзита, созданной в полном соответствии с законами трастовых обществ: «поверьте нам — и мы быстро разбогатеем вместе!» Однако время пирамид давно прошло, а последняя украинская политическая пирамида может только ускорить уход в прошлое некоторых отслуживших свое архаизмов украинской политической системы.
Многие сегодняшние проблемы связаны с нежеланием оппозиции осваивать новые доктринальные пространства. Жесткая конкуренция на парламентских выборах, новая президентская концепция европейского выбора Украины, его августовские инициативы фактически ликвидировали значительную часть программной базы оппозиции. А правительственная ориентация на политику интегрирующих ценностей выбивает существенный сегмент идеологических основ оппозиции. В таких условиях становится ясен еще один подтекст летних и нынешних осенних политических маневров: оппозиция ищет, но, очевидно, не может найти и сформулировать новую идейную и системную парадигмы. Отсюда и нервная логика ухода в неуместную для новых условий, но традиционную для прошедшего этапа оппозиционную антисистемность.
Августовские инициативы Президента, позиция правительства и поддерживающих их парламентских сил показали: власть активно проводит структурные и системные изменения в соответствии с задачами нового этапа демократической трансформации. Более того, именно Президент и правительство Украины сегодня выступают основными политическими «ньюсмейкерами» и концептуальными проектировщиками позитивных общественных изменений. А вот будет ли в Украине новая «европейская» оппозиция или мы останемся с архаичными политическими пирамидами, пока остается неизвестным.