Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Примириться — значит понять

24 марта, 19:59

Приближение 60-й годовщины Победы побуждает украинское общество к публичным дискуссиям на тему примирения: примирение украинцев с русскими, поляками, но прежде всего — между собой.

НЕ ЗНАЛ, НЕ ЗНАЛ — И ЗАБЫЛ

Народная традиция почитания своих предков и своей истории, а шире — традиция самоуважения — была выкорчевана из украинских душ и сердец, а от навязанной взамен несло искусственностью и показательностью: приглашение в школу на 9 Мая «соседского» ветерана «с медалями», несколько гвоздичек, дешевый одеколон и книжка были символами пионерской благодарности.

Советскому государству было выгодно, чтобы люди воспринимали миф о войне только в смысле однотипных художественных фильмов, но не сквозь призму анализа исторических фактов и исторических предпосылок.

Таким образом, не стоит удивляться, что украинцы остаются едва ли не единственной нацией, где более чем полувековой давности общественный конфликт между сторонами войны присыпан нафталиновой пылью игнорирования. Боль войны истерзанными судьбами живет в памяти только ее непосредственных участников. Но делом национального примирения не могут заниматься те, кто на собственном опыте пережил ужасы войны: слишком много горя, слишком много жгучих воспоминаний!

Процесс сближения должны инициировать следующие поколения. Но для большинства из них и так все ясно: с одной стороны советские герои-освободители, с другой — несознательные, ярые националисты. Однако за время новейшей государственности — и это естественно — у определенного количества украинцев сформирован и зеркальный стереотип: герои-защитники своей земли против пришельцев-оккупантов.

К сожалению, потребительское интерпретирование и использование современной цивилизации сформировали у украинцев иммунитет к сочувствию: «Какое там горе, что дед не пришел с войны: такие были времена, не он один, что было — то было». На фоне рафинированных драм и показной жестокости массового кино, которое «закаляет» мировосприятие современного человека, боль собственных бабушек и дедушек представляется мелочью, черно-белой двумерной историей пожелтелых фотографий «в селе над кроватью», которую стоит как можно скорее забыть, выбросить из головы, «проехать».

НЕ МОЕ — НЕ БОЛИТ

Что там война — самая адская трагедия украинского народа (а может и всей мировой истории) — Голодомор 1932—1933 годов для большинства украинцев — «дела давно минувших дней». С такой общественной черствостью не стоит удивляться, почему и до сих пор не произошло общественное примирение воинов УПА с воинами Советской Армии: нет инициаторов, нет интереса, нет смысла и особой необходимости: «Да по большому счету сколько там их (им) осталось».

Поэтому первым шагом к реальному примирению станет вынесение проблемы трагедии Второй мировой войны на уровень публичного обсуждения и надлежащего ее общественного осознания. Пока собственным сердцем не попробуем ощутить горе войны, чтобы разделить его с нашими предками, до тех пор вопрос примирения останется на маргинесе общественных задач украинцев.

Мы забыли, кто мы! Знание третьего колена своих предков считается в Украине вершиной родовой осведомленности. Кладбища — материальная история народа — где они? На них построены новые жилые массивы, по ним проложены дороги: и речь идет прежде всего не столько о святотатстве, но о национальной памяти. Разрушение каждого кладбища катком проезжало по самосознанию украинцев, рушило исконные ценности сакрального уважения к предкам и старшим людям. Итак, не стоит теперь удивляться общественному безразличию к вопросу национального примирения. Зато стоит как можно скорее браться за изменения этого положения дел, используя хорошие примеры других государств и лучшие знания общественного менеджмента, чтобы хоть как-то сдвинуть с места то, что лежит на нас долговым грузом.

МОНОПОЛИЗИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ

Не требуется глубоких знаний возрастной психологии, чтобы понять чувствительность и эмоциональность стариков. Недаром их поведение приравнивают к детскому: физическая немощь и постепенное схождение на маргинес общественных отношений вызывают идеализацию прошлого, обостряют реакцию на день сегодняшний. В этом контексте весьма уместной представлялась инициатива Президента посадить ветеранов за праздничный стол на Крещатике: можно только представить, какой гордостью и радостью для них был бы факт празднования за одним столом с самим Президентом!

Однако в обществе победила идея советской традиции торжественного парада. Что ж, возможно, для многих ветеранов его отсутствие на День Победы воспринималось как святотатство, — мы должны понимать и это. Жаль, однако, что форма снова может оказаться важнее содержания, а политические дивиденды — подарка приятных мгновений тысячам комбатантов. Остается рассчитывать только на организацию праздничных столов в городах, поскольку надежд на их размещение на Крещатике после парада нет, — разве что накрыть их где-нибудь в другом месте Киева.

Если ветеранов советской армии в 60-ю годовщину Победы лишили только сантиментов общего празднования с первым лицом государства, ветераны УПА встречают праздник со значительно более мрачным настроением: десятилетиями унижаемые, преследуемые на четырнадцатом году независимости государства, за которое они боролись как за мечту, украинские повстанцы и сейчас остаются «квази-ветеранами». Общество еще до сих пор не поблагодарило их должным образом. И речь идет не только о статусе, льготах, доплатах, — речь идет об общенациональном акцептовании героев освободительной борьбы, а среди них — не только воины УПА, но и сотни тысяч крестьян и горожан, которые помогали «своим хлопцам», часто рискуя жизнью.

Мы должны сделать выразительный государственный жест в сторону этих людей, а не отмалчиваться, чтобы нечаянно не спровоцировать негативную реакцию другой воюющей стороны, которая также — наши деды и бабушки. Если мы говорим о равенстве и примирении, прежде всего стоит уравнять общественный и социальный статус обеих сил. Ведь мудрая государственная политика — это не попытка сохранить существующий статус-кво, но установить историческую справедливость и признать обе стороны одинаково родными и важными для Украины.

***

Парад так парад: советской победе — советское чествование. Только будем помнить, что победа в войне добыта кровью миллионов украинцев, и ее не могут монополизировать одни лишь военные. Поэтому не забыть бы пригласить на тот парад и представителей УПА, и простых людей, переживших ад войны. Чтобы не стал парад демонстрацией силы, но проявлением народной благодарности, сердечности, прощения и примирения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать