Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Просвещением — против насилия?

Если вертикаль существует, Президент должен обратить внимание на действие своих представителей в Одессе
10 марта, 20:54
ПОСЛЕДНИЙ «ЛЕСНОЙ БРАТ» БЫЛ УБИТ КГБИСТАМИ В ЛИТВЕ В 1978 ГОДУ, В УКРАИНЕ ЗАФИКСИРОВАН СЛУЧАЙ, КОГДА БОЕЦ УПА НЕ СЛОЖИЛ ОРУЖИЯ ВПЛОТЬ ДО ОБРЕТЕНИЯ УКРАИНОЙ НЕЗАВИСИМОСТИ В 1991 ГОДУ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Недавно с юга снова пришла показательная новость: в Одессе, стремительно превращающей в форпост «русско-советского мира» и центр москвофильского федерализма, национал-патриотические силы нанесли идеологический контрудар: местные отделения Всеукраинского общества политических узников и репрессированных, общества «Просвіта» и «Свобода» организовали выставку «Антисоветское движение сопротивления в Украине и Литве в 1917—1962 годах».

Ход неплохой: Литва — иностранное государство, член ЕС и НАТО, и потому разгромить выставку или сделать ее объектом провокаций у радикальных сторонников той же партии «Родина» не выйдет. Им остается только шельмовать «триумф нацистов на одесской земле» на страницах и экранах собственных СМИ. Само открытие выставки побуждает к размышлению по нескольким вопросам. Главный из которых — сможем ли мы обрести приемлемую модель национальной идентичности. Ведь и в той же Прибалтике с исторической правдой не все так гладко...

Честно говоря, любые попытки интеллигентного, объективного преподнесения исторических фактов по таким предельно политизированным вопросам, как деятельность освободительного движения против советской власти (да и по всем подобным вопросам), на территориях украинского юго-востока напоминают героическую, но ограниченную в средствах и методах, борьбу в тылу врага. Потому что если в этих регионах пытаться донести свою правду через гуманитарные акции, то в ответ можно получить поджог, разгром, удар железным прутом или ножом в сердце. В той же южной столице Украины, где ныне раздолье сторонникам «Родины» Игоря Маркова с его имиджем «простого и правильного парня с окраины», пропагандировать идеи с украино-патриотическим колоритом просто физически опасно.

Вообще, Одесса сейчас обновляет, увы, свой некогда весьма черносотенный имидж. Сто лет назад, в начале ХХ века, в стенах ее университета, прямо в аудитории, черносотенцы, бывало, убивали либеральничавших студентов, обвиняя их в подрыве монархического строя и во все той же западной «заразе». Только «зараза» тогда была левого толка. Конечно, можно сказать, что доблестные борцы за православие, самодержавие и народность искренне боролись против революционных веяний, но более всего расправы эти напоминали извечное стремление поощряемого властью хама дать в физиономию «очкарику-нигилисту», который всенепременно, от великой грамотности, злоумышляет на царя-батюшку и веру православную.

Ныне лишь изменились названия некоторых понятий, за которые можно попасть «под раздачу», но суть дела не изменилась. Нынешние борцы за русскую идею, славянское братство и советское прошлое борются с «бандеровско-фашистской заразой», «оранжевым наследием» и все тем же «гнилым и злокозненным» Западом. Советская символика той же «Родины», равно как и распоряжение одесского горсовета вывешивать на день победы советские флаги — это еще и прямая смычка с большевизмом. То есть советское наследие новоявленными патриотами-русофилами не подвергается даже минимальной ревизии, как это делают Президент и Партия регионов. К тому же Партии регионов следовало бы призадуматься о своем имидже в Одессе, так как возникает ощущение, что городом управляют представители не Партии регионов, а Коммунистической партии Украины. На фоне падающего рейтинга партии власти ввиду продолжающихся экономических проблем вряд ли советская символика приостановит такую тенденцию, совсем наоборот.

Новым радикалам дан карт-бланш на копирование нынешней модели российской идеологии, в которой наличествует дивная смесь православия и коммунизма, креста и пятиконечной звезды, советской ностальгии и «белого мифа». То есть идеологии, скроенной для населения России как эрзац былых великодержавных мифов. В Одессе, да и повсеместно на юго-востоке, крайние федералисты теперь копируют эту смесь без всякой поправки на то, что действуют на территории другого государства. С их точки зрения, границы между двумя державами нет, да и государство Украина существует по недоразумению. Есть досадная ошибка истории, которую наступило время исправлять самыми радикальными методами. И при молчаливом согласии либо неявной поддержке местных властей.

Хотя та же партия «Родина» обвиняет как раз власть в попустительстве «пропаганды нацизма» в виде открытия той же выставки об антисоветском сопротивлении. Мол, официально ни мэрия, ни областные структуры Одесчины на эту тему ничего не сказали. Правильно, и не скажут. Прежде всего, потому, что выставка организована совместно с Литвой. Сделать некое осуждающее заявление — вызвать ненужный дипломатический скандал. Но кроме этого, частного, по сути, объяснения, есть и иное: власть сознательно дистанцируется от пестуемых ею же крайних сил и течений, давая им простор для деятельности и пропаганды, а сама выступает в роли миротворца, срединной силы, хранителя порядка. В-третьих, местная власть всегда колеблется вместе с линией партии. Вот, почему в той же Одессе, одновременно с советскими флагами на 9 Мая и переименованием улиц, названных в честь национал-патриотических деятелей (Ивана и Юрия Лип), местное ГАИ показательно переходит на украинский язык, и открываются выставки в честь УПА. Как нам официально объясняют, инициативы с флагами и переименованием — дело территориальной общины (а на местах у нас, как известно, и памятник вождю всех народов могут соорудить), а вот язык для работников милиции — проявление государственной политики. И возразить формально нечего.

Вот и рождается в уме ярых сторонников воссоединения в «едином и могучем» мысль, что нынешняя власть для Одессы и всего юго-востока является таким же злобным «украинизатором», как и Ющенко, разве чуть более умеренным. Особенно после показательного пассажа Виктора Януковича о необходимости изучения украинского языка. Все было продумано — и вопрос, заданный именно из Одессы, и последующая ссылка Президента на недостаток голосов в парламенте. Ведь как продлевать полномочия, так нашлось конституционное большинство, и даже глава «Просвіти» Павел Мовчан как-то совершенно случайно, находясь в больнице, проголосовал за это своей карточкой. Кстати, незадолго до этого правительство Азарова заложило в бюджет на 2011 год деньги на финансирование «Просвіти». Вот и получается, что обвинения со стороны «Родины» и прочих «Русских блоков» и ПСПУ о «двойной морали» регионалов падают на подготовленную почву. Радикальная молодежь юго-востока, зачастую находящаяся на грани криминального мира, начинает приходить к этим пропагандистам борьбы с «бандеровщиной» и «западным разложением». То есть, начинает наблюдаться процесс, аналогичный российскому, где местные шовинисты очень сильно ассоциированы с криминальными группировками. У нас доселе такого еще не было. Теперь намечается. Причем именно со стороны «лево-российских» радикалов.

В России, правда, местные национал-патриоты намного более озабочены не борьбой с фашизмом, ибо сами используют вполне профашистскую символику, а борьбой как раз с засильем кавказцев и прочих инородцев. Но и «дети гор» там действительно создают проблемы, которые сознательно не решает государство. В Украине проблема национально и религиозно чуждых меньшинств столь остро не стоит. У нас для пророссийских радикалов определен иной враг, сугубо политический — это украинский патриот. Не националист даже, а именно патриот — любой, кто замечен, образно говоря, в симпатиях к вышиванке. И даже просто в уважении к чему-то украинскому и к государству, в котором он живет. То есть является лояльным гражданином Украины, не испытывающим желудочных колик при звуках украинской речи либо виде украинской символики. Даже этот лояльный гражданин в Одессе — недруг. Отсюда, от стремления постоянно подогревать себя и своих сторонников пропагандой самого низменного толка, — и кликушество одесского «светила» журналистики Анатолия Кваснюка на принадлежащем главе партии «Родина» канале АТВ, и упражнения подобных кликуш-пропагандистов в Крыму, и все эти радикальные заявления одесско-крымско-донецких защитников «славянских ценностей».

Взять, к примеру, недавний опрос, который проводил на одесском телевидении господин Кваснюк в ответ на нарисованную свастику на спине местного памятника Пушкину. Ведущий решил спросить — кто же совершил этот акт вандализма, и предложил три варианта ответа — «бандеровские ублюдки», «дикари» и «хохлопитеки». Акт вандализма, действительно, должен быть расследован и виновные, кто бы они ни были, должны понести наказание. Для этого существуют соответствующие органы. Но это не повод для подобных опросов. Они разжигают межнациональную вражду. Тут возникает только один вопрос — куда смотрит власть, в частности, прокуратура? К сожалению, политики сознательно удобряют почву взаимного раскола страны, хотя внешне говорят о стремлении объединить Украину. История служит для них лишь прикрытием мутной и опасной возни в нынешней политической реальности.

Попытки противопоставить всему этому исключительно «свет просвещения», без жесткой реакции государственных органов, выглядят не только наивными, но и опасными для самих организаторов. Хорошо, что одесскую выставку удалось провести под иностранным «прикрытием». Но как быть в остальных случаях? Приставить по «свободовцу» к каждому памятнику Голодомору? Встречные шествия тягнибоковцев на юго-востоке, которые неизбежно закончатся драками с «марковцами», «соболевцами» и прочими — это как раз то, чего не хватает для завершения легенды о «наступлении оранжевых фашистов» при попустительстве ПР на «искренне верные братскому единству с Россией» регионы.

Украина продолжает быть яростным полем битвы политических символов. «Свободе» нужно организовать свои выставки и шествия как можно дальше на юге и востоке — в Одессе или Луганске, «Русскому Единству» — пройтись по Львову именно 9 мая. Это стремление «пометить территорию» пока выглядит нарочито и даже смешно, но с каждым месяцем, и особенно с приближением выборов, ситуация будет обостряться.

Конечно, хорошо приводить для примера Литву и иные прибалтийские страны, как пример и образец окончательного разрыва с коммунистическими идеологемами. Но пример не совсем корректен: в этих странах существует явное доминирование нациообразующего населения, нет фактора УПЦ МП и нет раскола по поводу политического курса этих стран. Прибалтика всегда была частью западного мира и культуры, и сознательный курс на возвращение в европейскую семью народов не отвергался там даже русскоязычным меньшинством — за исключением небольших радикальных групп, которые финансировались из Москвы. Слишком довлеет над прибалтийскими державами Россия, чтобы внутри этих стран обсуждалась какая-либо иная альтернатива, кроме возвращения в лоно западного мира. Потому и тотальная героизация, например, литовских «лесных братьев» стала лишь одним из следствий четкого и осознанного выбора большинства литовского общества.

При этом следует признать, что героизация эта была актом политическим. Она не учитывала тот очевидный факт, что всякая партизанская война имеет черты гражданской. В отношении тех же «лесных братьев» российские справочные издания и исторические труды повторяют одну и ту же цифру: 23 из 25 тысяч погибших в ходе партизанского сопротивления были литовцами. Цифры эти пошли из данных, опубликованных в 1991 году в журналах «Родина» и в «Известиях ЦК КПСС». Напомним, 1991 год — это время отделения Прибалтики от СССР и агонии Союза. Потому не очень верится в объективность этих «внезапно» обнародованных коммунистами цифр.

С другой стороны, по каждому из сотен случаев нападений «лесных братьев» в наше время рассмотрение дел не проводилось. Вырождение партизан в уголовные банды, особенно на последнем этапе их деятельности, также имело место, но этого сейчас решили не учитывать — наверное, потому, что советская пропаганда изначально именовала всех резистантов «бандитами». А случаи сугубо личной мести, замаскированной под борьбу за высокие идеалы? В гражданской войне правых нет. Иное дело — каков критерий, по которому можно объективно рассмотреть правоту сторон в подобной войне? Предположим, НКВДисты, милиционеры, стукачи и даже весь советский актив могут трактоваться как члены оккупационной администрации, каратели и их пособники. Но как быть с запуганными крестьянами, которые просто хотели выжить, вступив в тот же колхоз? Как объяснить гибель целых семей? В прибалтийском обществе до сих пор ведутся дискуссии на этот счет, несмотря на героизацию партизан и осуждение престарелых чекистов, некогда уничтожавших повстанцев.

И потому объявление абсолютно всех литовских партизан героями — это акция, проведенная победителями при очередной смене исторической парадигмы. Историю пишут победители. В советской гражданской войне героями были только красные. В Испании времен Франко героями были только сторонники каудильо.

В Украине установить истину еще сложнее. Объективный взгляд на историю повстанческого движения, носившего и у нас все черты гражданской войны, да еще и межнациональной розни (имеются в виду волынские события) оказался не востребован даже при Ющенко. Теперь же восстановить истину тем более никто не собирается. Место истины снова занято клише, кликушами и символикой. Мало того, эти лозунги и символы начинают обрастать вполне реальным ядром мускулистых сторонников. «Громыхнуть» может в любой момент. Достаточно отмашки от «кураторов» из Киева или Москвы.

И даже думать опасаешься, что может последовать за подобной отмашкой. Насилие очень трудно держать под контролем, если до этого годами культивировать агрессивную мифологию и культ исключительной правоты. Некогда Красная армия и УПА, «лесные братья» и НКВД шли друг на друга именно с аналогичным ощущением. Ныне власть в Украине делает все для радикализации групп на обоих флангах идеологического спектра. Ведя тем самым страну к очень опасной черте.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать