Расширение Евросоюза и демократия в Европе

Европа стоит на пороге двух чуть ли не революционных преобразований: расширение на восток и возможное создание проекта конституции для Евросоюза. Оба эти предприятия следует рассматривать в тесной взаимосвязи. Я поддерживаю расширение Евросоюза. Это историческая необходимость. Но расширение должно идти рука об руку с институциональными реформами, которые бы усовершенствовали как правовую дееспособность Евросоюза, так и его демократическую законность.
После падения коммунистического строя страны Центральной и Восточной Европы прошли через нелегкий переходный период. Самая большая опасность, кроющаяся в этом довольно резком и жестком процессе превращения, заключается в том, что общество, в попытке стать открытым, рискует распасться. Такое может случиться, когда старые структуры власти уничтожают, не заменив их предусмотрительно на новые. Открытые общества требуют наличия надежных институтов власти, а их нельзя создать за одну ночь.
Странам Центральной и Восточной Европы необходимо было сделать такой трудный переход от закрытого к открытому обществу для того, чтобы стать кандидатами на вступление в Евросоюз, и вскоре, возможно, полноправными его членами. Ими были предприняты громадные усилия — что не до конца понимают нынешние члены Евросоюза — для того, чтобы завершить свое превращение и приспособиться к невероятно обширным правилам Союза.
Но Евросоюз все еще должен убеждать страны, стремящиеся к нему присоединиться, что он является действительно открытым, демократическим обществом того типа, за построение которого у себя они боролись. Этот вопрос имеет практические последствия, поскольку, коль Евросоюз объявляет себя как свободное и открытое общество, то он должен гарантировать свою способность эффективно и рационально функционировать после того как его расширение состоится. Именно на конституционном собрании, которое должно в ближайшем будущем состояться в Брюсселе, можно и необходимо будет связать вместе расширение Евросоюза и его реформу, так как расширение также должно быть использовано для усиления прозрачности и демократической законности Евросоюза.
Саммит, состоявшийся в Ницце в 2000 году, стремился провести реструктуризацию Евросоюза до того момента, как его состав после расширения увеличится вдвое, и в него уже будут входить 27 членов. Но встреча в Ницце потерпела полный провал. Не был сделан очень важный шаг, направленный на прекращение действия принципа единогласия, на котором в данный момент построена процедура принятия решений в Европейском совете министров, и его замена процедурой принятия решений путем голосования квалифицированным большинством. Пока остается в силе принцип единогласия, ситуация будет следующей: чем больше стран, участвующих в процессе принятия решений, тем больше опасность того, что одна из стран воспользуется своим правом вето, чтобы заблокировать какое-либо решение.
Неотложной также является реформа структур и рабочих процедур Европейской комиссии. Поскольку существует система коллегиальности, то единственный несогласный член из числа еврокомиссаров даже сейчас может ограничить способность Комиссии принимать решения. Если в будущем каждая страна будет по-прежнему посылать в Брюссель по одному комиссару, то процесс пойдет с еще большим скрипом, если совсем не остановится. Лучше всего будет значительно сократить состав Комиссии, либо объединив с этой целью страны в региональные группы, посылающие своих представителей в Комиссию, либо производя ротацию ее членов через каждые один-два года, что обеспечит поочередное участие всех стран.
Но наиболее важным для демократии Евросоюза является следующий вопрос: население страны может забаллотировать свое правительство, если оно им недовольно, однако это невозможно сделать в случае Евросоюза. Невозможно забаллотировать Европейскую комиссию, поскольку она никогда в действительности не избиралась. Европарламент также еще не является реальным парламентом, контролирующим финансы и осуществляющим надзор за исполнительной властью. И то и другое следует изменить.
Европарламент должен осуществлять эффективный демократический контроль на европейском уровне. Он должен получить полную власть над бюджетом Евросоюза и право налагать вето на все решения, принятые в Совете Европы квалифицированным большинством. Что касается исполнительной власти Евросоюза, Комиссии или, по крайней мере, ее президента — то он должен избираться. В перспективе он может избираться напрямую гражданами Европы, а до того времени, по крайней мере членами Европарламента.
Конференция в Ницце потерпела провал потому, что лидеры стран-членов Евросоюза не смогли или не захотели поступиться своими ближайшими национальными интересами и принять пан-европейскую перспективу. Но способность Евросоюза действовать в качестве именно союза является непременным условием защиты национальных интересов каждой европейской страны. Если события 11 сентября научили нас чему-либо, так это они показали, что чисто национальные ответы на жизненно важные вопросы или невозможны, или нежизнеспособны.
Евросоюз, проводя внутренние реформы, направленные на усиление своего демократического характера и преобразование себя в действительно открытое общество, в то же время не должен закрывать себя от тех, кто не входит в его состав. В то самое время, как нынешние страны-кандидаты стремятся стать членами Евросоюза, его расширение пугает те страны, которые скорее всего не присоединятся к Союзу в обозримом будущем.
После завершения текущего периода расширения, границы Евросоюза на востоке скорее всего пройдут восточнее стран Балтии, Польши, Словакии, Венгрии и Румынии, и он будет граничить с Россией, Беларусью, Украиной и Молдовой. Союз должен позаботиться о том, чтобы эта новая граница не стала новой стеной, разделяющей Европу, и чтобы зона стабильности и процветания, которую он создал для своих членов, распространялась бы также и на его восточных соседей. Членство в Евросоюзе не должно быть определяющим фактором европейского искусства управлять государством. На первом месте должны стоять наши общие европейские ценности.
Способность Евросоюза создать мир и стабильность — не говоря уже экономическом процветании — в современной истории является уникальной. И на самом деле, нынешнее положение дел в мире показывает, насколько необходимой является совместная политика Европы, проводимая ею на международной арене и в области безопасности. И дело не в том, что сегодня слишком большое влияние у Америки — как утверждают некоторые — а в том, что слишком маленькое влияние у Европы. Сложная задача, которую должны решить делегаты брюссельского собрания, — это, как минимум, создание открытой, демократичной и — да, действительно Большой Европы.