Революция в каждом селе
В Харькове после трагедии — отставкаЗнаменитые строки Маяковского «К любым чертям с матерями катись любая бумажка. Но эту…» вполне можно применять и сейчас. Только не к «краснокожей паспортине», а к Государственному акту о праве частной собственности на землю. Что и говорить, земельный пай, подкрепленный гербовой бумагой — это настоящая ценность для крестьянина.
С начала процесса приватизации земли в Харьковской области было выдано более 240 тысяч сертификатов на земельные паи бывшим колхозникам и пенсионерам, которые прежде работали в хозяйствах. С 1999 года пошел процесс замены сертификатов на Государственные акты. 103 тысячи бывших колхозников, или 43 процента, их уже получили. Это очень сложная работа, потому что поля, пастбища и другие угодья нужно поделить «в натуре», размежевать их, провести жеребьевку между сельчанами — и только после этого составлять документы.
— Почти в каждом селе при этом случается маленькая революция, — сказал директор фирмы «Земляне» Александр Суходубов. — Полностью довольных сел не бывает. Иногда на этом начальном этапе работа прерывается, до того разгораются страсти.
И тут появились американцы с бескорыстной помощью. Казалось бы, все хорошо. Агентство США по международному развитию выделяет 15 миллионов долларов для финансирования изготовления и выдачи приблизительно 1,8 миллиона государственных актов гражданам Украины — собственникам сертификатов на право на земельный пай. Это четвертая часть всех актов по Украине. По замыслу авторов сельскохозяйственного проекта, средства должны оказать существенную помощь местным органам самоуправления в выдаче актов, а также снизить стоимость выдачи актов путем сотрудничества с частными землеустроительными организациями. Об этом рассказал руководитель Проекта Стеван Добрилович.
— Но в тех селах, куда приходит Проект непосредственно, получатели актов не будут платить ни копейки, — уточнила руководитель группы информационной и просветительской работы Проекта Елена Кочубинская.
И тут возникает первая коллизия. Сел, где приватизация еще не начиналась, практически нет. Проект пришел в Украину, когда выдача госактов уже началась. На тот момент по всей Украине было выдано 1,8 миллиона государственных актов. За них платили деньги. В Харьковской области, например, от 80 до 120 гривен за акт. Значит, в одном селе, на одной улице будут жить люди, одни из которых получили свою землю за деньги (причем, это самые активные землевладельцы, потому то они и спешили), а другие — бесплатно.
— Но никому деньги возвращаться не будут, — предупредила Елена Кочубинская.
Одно это способно породить напряженность в селе, за многие годы Советской власти привыкшие к справедливости, как к уравниловке. Крайний результат такой напряженности уже проявился в Купянском районе на Харьковщине, когда директор хозяйства направил комбайн на людей. Они защищали поле, которое считали своим. А директор сельхозтоварищества «Прометей» Игорь Момот считал его принадлежащим товариществу, ибо оно образовалось на руинах колхоза «Украина». В результате — одна погибшая и трое раненых. А поле, как определила специальная комиссия облгосадминистрации, на самом деле было ничьим — у «Прометея» был договор об аренде этого поля, но у защищавших землю были государственные акты. Однако изготовлены они были на основании подлога. В общем, те, кто должны заниматься землеустройством, основательно напутали. На коллегии облгосадминистрации, созванной для анализа этой трагедии и хода реформы в сельском хозяйстве, начальник управления земельных ресурсов Юрий Думин подал в отставку. Она была принята. Ну, а «прометей», конечно, сидит, ожидая суда. Ему предъявлено обвинение в умышленном убийстве человека и покушении на убийство еще нескольких.
Но это наши дела, американцы здесь ни при чем, они-то хотят, чтобы у всех были правильные акты. Просто пример здесь приведен для того, чтобы еще раз подчеркнуть: земельная реформа — дело тонкое, с местными нюансами.
Вторая коллизия — американская помощь направляется только частным землеустроительным организациям. В Техасе это, наверное, хорошо, там землеустроители конкурируют между собой. А вот в Харькове частная фирма, способная произвести землеустройство целого бывшего колхоза, только одна — «Земляне». Две другие организации — Институт землеустройства и Центр кадастра — государственные. По словам Юрия Думина, тогда еще начальника управления, они и выполняют львиную долю работы, но из-за своего государственного происхождения американской помощи им не видать. А «Земляне» чувствуют себя хорошо. На тендер они выставляют те пакеты актов, по которым работа уже идет, причем, началась она еще до появления американского проекта. Значит, некоторые за свои акты уже заплатили?
— Три первых тендера — это для нас солидная сумма, — удовлетворенно сказал Александр Суходубов. — А в конфликтные села, где люди не могут разойтись по земле мирно, никто и не сунется.
Таких проблемных хозяйств, по словам губернатора Евгения Кушнарева, в области три десятка. Сейчас там идут сплошные проверки землеустройства, чтобы не было обиженных.
Три десятка хозяйств — это немало, это почти 7 процентов от того количества колхозов, что были реформированы. Если бы их собрать воедино, получился бы один, а то и два бунтующих района.
Впрочем, губернатор говорил о тех землях, где конфликты интересов вылезли наружу, где есть жалобы. Полностью довольных паеванием практически нет. Запомнился разговор с одним бывшим колхозником, который давно на пенсии. Его хозяйство «Диброва» лишь недавно было выведено из списка научных, не подлежащих приватизации, поэтому паевание земель здесь только началось. Дмитрий Кириллович Миргород, побывав на первом собрании, после сокрушенно махнул рукой:
— А, все равно лучшие земли достанутся директору и его компании. Потому что у него печать!
Его сын Алексей, городской рабочий, но юридически будущий правонаследник земельного пая, был более прагматичным:
— Ты, отец, главное, не пропусти, когда будут делить. Вот бы знать, попадет ли в наше село американская помощь! В общем, за акт пока не плати.
Это, между прочим, тенденция. Директор фирмы «Земляне» Александр Суходубов отметил, что как только в прессе просачивается информация о каких нибудь льготах по приватизации, активность в уплате за оформление актов сразу падает. Это понятно: документ стоит месячной пенсии, поэтому люди, особенно старики, чутко держат нос по ветру. Наверное, приход американского проекта поддержки приватизации земли в Украине внесет дополнительную сумятицу в этот процесс.
Зачем платить и спешить, если американцам «больше всех надо»?