Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сегодня в Раде будут кадры...

Владимир ФЕСЕНКО: И Президенту, и Партии регионов выгодно сохранять правительство пустых кресел
03 июля, 00:00
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Сегодня, уже второй раз на протяжении текущей недели, с подачи соратников премьера Юлии Тимошенко парламентарии соберутся на внеочередное заседание ВР. Сложно прогнозировать наверняка, дадут ли сегодня регионалы (а у коалиционеров для проведения голосований по кадровым вопросам есть даже больше необходимого минимума в 226 голосов) влить «свежую кровь» в Кабмин. Однако хочется обратить внимание на другой момент — непосредственно подходы к кадровой политике.

С тем, чтобы заручиться поддержкой и коммунистов, и «принципиальных» представителей фракции НУ-НС Юлия Тимошенко направо — налево раздает посты в различных государственных ведомствах близким людям этих депутатов. А если завтра в госконторах закончатся кресла, чем задобрить парламентариев? Словом, понятно, что такие подходы к кадровой политике также близки к европейским стандартам, как небо к земле. И неизвестно, какая из двух причин является источником кризисных бед последних лет — политреформа, разбалансировавшая полномочия представителей различных ветвей власти, или конъюнктурный, непрофессиональный, бездарный подход высшего руководства страны к расстановке кадров, начиная от чиновников столицы, завершая клерками в глубокой сельской глубинке. О кадровой политике и других текущих вопросах политической повестки дня, «День» говорит с председателем правления Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимиром Фесенко.

— Владимир Вячеславович, в пятницу с подачи БЮТ снова состоится второе за текущую неделю внеочередное заседание парламента. В среду, как известно, представители Партии регионов заблокировали трибуну и президиум ВР под предлогом принятия во втором чтении и в целом законопроекта о повышении «минималки». Как вы считаете, сколько в действиях «сине-белых» экономики, сколько — политики, и как вы оцениваете шансы провести министерские голосования в пятницу?

— Что касается первой части вопроса, то, на мой взгляд, очевидно, что это исключительно политическая проблема. Вопрос о повышении прожиточного минимума и минимальной зарплаты — это лишь повод и определенная политическая технология, поскольку, таким образом, регионалы ставят правительство «на шпагат». Если будет утверждено решение, на котором они настаивают, конечно же, будет дефицит государственного бюджета, а он и так большой (как прямой, так и скрытый). Если же выполнять это решение, то придется печатать деньги, а это инфляция, что будет накануне президентских выборов крайне выгодно регионалам. Партия регионов выигрывает: они инициировали повышение зарплат, а в тоже время инфляционная волна ляжет на плечи правительства. Это двойной удар. И, кроме того, это может привести к сбоям своевременных выплат зарплат и пенсий. Так что в данном случае речь идет исключительно о политике, а не экономике.

Экономические поводы — это, в частности, и удобный способ заблокировать кадровое обновление правительства. И Президенту, и Партии регионов выгодно оставлять Кабинет Министров правительством пустых кресел. Если же эти вакансии будут заполнены (в КМУ пустуют ныне четыре министерских поста — МИДа, Минобороны, Минфина, Минтранса. — Авт.) один из важных аргументов критики правительства исчезает. Поэтому, собственно говоря, оппозиция и пытается сорвать кадровые инициативы правительства. Удастся ли влить «новую кровь» в Кабмин в пятницу? Это в значительной степени зависит от того, будет ли найден компромисс в конфликтных вопросах.

— Правительство внесло представление на рассмотрение депутатского корпуса шести кандидатов на министерские и вице-премьерские посты. Кабмин предлагает назначить вице-премьерами ректора Киевского политехнического института Михаила Згуровского и мэра Кривого Рога Юрия Любоненко. Полномочия управлять финансами страны госпожа Тимошенко предлагает делегировать заместителю налоговой Администрации Федору Ярошенко. Кресло министра транспорта собираются отдать автомобильному магнату из фракции БЮТ Тариэлу Васадзе, а портфель министра юстиции — депутату от НУ-НС и бывшему прокурору Крыма Виктору Шемчуку. Руководить угольной отраслью Украины в правительстве предлагают депутату-нашеукраинцу Александру Клименко. Как вы оцениваете этих кандидатов?

— Знаете, в каждом отдельном случае выполняются свои функции. Например, назначение Любоненко — это жест в сторону региональных элит. Это, кстати говоря, попытка реализации договоренностей с мэрами городов, достигнутая еще весной. А вот по Ярошенко — предельно интересный вопрос. Он ведь человек, казалось бы, близкий к регионалам, однако они вряд ли будут голосовать за кадровые решения. В целом, по Ярошенко проводится довольно тонкая технология: если он будет утвержден, Азарову будет сложно критиковать правительство, поскольку за финансы будет отвечать человек, близкий к нему. Близкий по опыту, ментально близкий и так далее.

Смена министра угольной промышленности? Тут, скорее, поиск дополнительных голосов. Что касается назначения Згуровского, это, помимо всего прочего — решение в перспективе проблемы кворума в Кабмине.

По министру юстиции двойное действие. С одной стороны — устраняется Онищук, близкий к Президенту, с другой, к нему есть претензии самой Тимошенко. Помимо этого, речь, конечно же, идет о дальнейшей лояльности одной из групп фракции «Наша Украина — Народная Самооборона» (имеется в виду группа Юрия Луценко, к которой близок г-н Шемчук. — Авт.). В данном случае решается вопрос формирования ситуативного большинства, чтобы заручиться голосами для проведения кадровых голосований с тем, чтобы решить в конце-концов проблему пустых кресел в Кабмине.

— Есть еще одно важное, если не сказать — одно из ключевых ведомств — транспорта и связи.

— Что касается Тариэла Васадзе, то его кандидатура, скажем так, неслучайна. Во-первых, его и ранее рассматривали в качестве главы Минтранса, во-вторых, ныне для самого Васадзе важно использовать эту должность для сохранения автомобильной отрасли и в определенной степени обеспечить свои бизнес-интересы. Кстати, еще один интересный момент. Есть информация, что эту кандидатуру могут поддержать коммунисты. Очень интересно, почему они вдруг решили поддержать именно эту кандидатуру?

Антимонопольный комитет и Гостелерадио — это попытка найти компромисс с не очень надежными союзниками из НУ-НС. В данном случае речь идет о группе «Приват» и Третьякова. На эти должности предлагаются люди, близкие к группе «Приват» и Третьякову, что опять-таки предоставляет возможность получить дополнительные голоса при рассмотрении кадровых вопросов.

— Парламентарии приняли в первом чтении законопроект об уменьшении президентской избирательной кампании с 120-ти до 90 дней. Как вы считаете, чем обусловлено данное решение?

— Это, как известно, было инициативой не только правительства, БЮТ или Партии регионов, а в этом был интерес многих политических сил. Прежде всего, надо сказать о банальном, и в тоже время государственном интересе — экономии средств. Во-первых, это экономия бюджетных средств, предусмотренных на финансирование избирательной кампании, во-вторых, это экономия средств политических сил, поскольку уменьшается срок проведения агитационной кампании. Ну, и, в конце-концов, тут играет роль психологический фактор. После краткой избирательной кампании в 2007-м, никто больше не желает растягивать избирательное «удовольствие» на целых 4 месяца.

Вместе с тем, я не вижу в этом решении особых преференций для фаворитов, о чем говорят некоторые эксперты. Напротив, есть ряд «за» для новых политиков, которые будут принимать участие в этих выборах. В условиях длинной избирательной кампании, необходимо официально регистрировать все расходы на агитацию. А вот если кампания будет более краткой, то в принципе средства, которые так или иначе пойдут на раскрутку (сейчас, в сентябре), не надо будет декларировать.

— Съезд «Нашей Украины» обязал всех нашеукраинцев в недельный срок выйти из коалиции. Вместе с тем министры от НУ остаются в правительстве. Как понимать тактику — быть во власти и немножко в оппозиции?

— Решение съезда — это чисто политическое решение. В ходе съезда была продемонстрирована оппозиционность к правительству Тимошенко и, соответственно, необходимо было продемонстрировать жесткую позицию в отношении тех, кто не придерживается партийной дисциплины. Вместе с тем, юридических последствий это решение нести не будет. Помимо этого, Тимошенко сыграла на опережение. Я уже говорил выше, что она договорилась с группой «Приват», пообещав им кадровые преференции. И тому же Третьякову, Зейналову, Палице и прочим людям, близким к этой группе нет смысла переходить сейчас на сторону Президента. При всем критическом отношении к Тимошенко, которое они, к слову, и не скрывали, сейчас с премьером найден компромисс, совпадение интересов, и им выгоднее договариваться с Тимошенко, а не Ющенко, который им сейчас не может ничего предложить.

С Мартыненко ситуация похожа. Он занимает пост руководителя фракции как раз благодаря тому, что перешел на сторону Тимошенко. С Президентом у него практически сожжены все мосты (когда интервью готовилось к печати, стало известно о том, что Киевская городская организация партии «Наша Украина», действующая под председательством Николая Мартыненко, приняла решение о выходе своим составом из рядов «Нашей Украины». — Авт.).

Следует помнить, что коалицию создают фракции. С тем, чтобы решение съезда «Нашей Украины» имело юридическую силу, необходимо, чтобы во фракции НУ-НС создалось пропрезидентское большинство, которое бы проголосовало за выход из коалиции. А там сейчас нет, не только пропрезидентского большинства (и вряд ли оно появится), во фракции НУ-НС сейчас нет вообще какого-либо большинства. О чем речь, если они даже на общий совет не могут собраться? Так что в этом смысле не стоит ожидать, что во фракции НУ-НС произойдут кардинальные политические изменения после съезда НУ. Думаю, все останется в нынешнем состоянии, а если изменения и будут происходить, то разве что осенью — во время избирательной кампании.

Если говорить о министрах, мне кажется, здесь тоже Тимошенко переиграла Ющенко. Есть информация, что она провела переговоры практически со всеми министрами — нашеукраинцами. Правда, Онищука она решила «сдать», а вот что касается других министров, то, судя по всему, они нашли общий язык с премьером. И именно поэтому, скорее всего, вопрос вывода из правительства министров и не стали поднимать на съезде «Нашей Украины».

— Если говорить о вероятных переменах до окончания президентских выборов, в целом, во власти. В парламенте останется прежняя коалиция, в кресле премьера — Тимошенко, словом, будут ли, на ваш взгляд, смены конфигураций во власти — законодательной, исполнительной?

— Я думаю, что ситуация не будет оставаться в полностью законсервированном состоянии. Бесспорно, какие-то изменения, новые тенденции могут иметь место уже к осени. Какие? Например, я не исключаю попытки выразить вотум недоверия правительству. Во всяком случае, юридические основания для проведения данной процедуры появляются. Регионалам ведь было бы желательно еще до президентских выборов попытаться устранить Тимошенко с премьерского поста. Правда, даже если вотум недоверия и будет проголосован, она останется на должности премьер-министра, однако в статусе исполняющего обязанности. Правительство также останется, поскольку новый Кабмин может сформировать только новая парламентская коалиция. В нынешнем парламенте — это маловероятно. В этом смысле наиболее действенный инструмент отставки правительства — это досрочные парламентские выборы. И вот как раз вотум недоверия правительству может стать политико-юридическим предусловием будущих парламентских выборов. До того, как новый Президент приступит к выполнению своих обязанностей, эти выборы проводить нельзя — Конституция запрещает. Однако если будет вотум недоверия, такие выборы можно будет провести сразу же после президентских выборов или же инаугурации нового президента.

Кроме того, на мой взгляд, могут быть определенные тактические перестановки в парламенте. Они будут напрямую зависеть от того, кто с кем будет договариваться после первого тура президентских выборов. Но понятно, что особенно повлияет на дальнейшие изменения в Верховной Раде окончательный результат президентских выборов.

Так что, максимум, что может быть осенью — это тактические игры, а наиболее резонансным событием, как я говорил ранее — выражение вотума недоверия правительству. Вопрос лишь в том, найдут ли регионалы союзников и, соответственно, соберется ли, как минимум, 226 голосов «за» с тем, чтобы провести это решение. А сделать это будет очень и очень непросто.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать