Сергей Грабовский: «Свободный человек — это человек ответственный»
Вчера главный редактор «Дня» Лариса Ившина в третий раз вручила премию имени Джеймса Мейса. За 2011год![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20111124/4215-5-1.jpg)
Церемония вручения премии «За гражданскую позицию» имени Джеймса Мейса проходила в редакции «Дня» в теплой атмосфере, в кругу членов общественного совета премии, журналистов «Дня», наших постоянных авторов — Станислава Кульчицкого, Юрия Щербака, Натальи Дзюбенко-Мейс, Игоря Сюндюкова.
— У меня есть устойчивое ощущение, что мы положили начало действительно живой и хорошей традиции, — заметила во вступительном слове главный редактор «Дня», основательница премии Лариса ИВШИНА. — Проходит год — и мы пристально вглядываемся в информационное пространство: прирастает ли то дело, которое начал Джеймс в Украине, какими именами, какими идеями... Честно говоря, сложно назвать картину очень оптимистичной. И дело не в том, что проявлять гражданскую позицию сегодня сложно. Наоборот. Но наполнение гражданской позиции тоже имеет очень большое значение: важен интеллектуальный уровень, который был бы конкурентным в мире, человечность, профессиональность. Это те черты, которые были присущи Джеймсу и до которых, к сожалению, не все могут дотянуться. Но иногда я действительно вижу здоровые ростки там, где раньше я даже не надеялась их увидеть. Полагаю, то, что нам точно удалось за 15 лет работы — это утвердить определенные представления о планке. Но это было бы невозможно, если бы люди высокого уровня и духовного потенциала не откликнулись на наши попытки создавать действительно интеллектуальную народную газету. И это позволяет мне утверждать, что если бы опыт интеллектуального сотрудничества был распространен в обществе, то мы бы уже имели другую страну.
Размышляя над тем, кто должен стать нынешним лауреатом, жюри выбирало между несколькими кандидатурами.
Однако из соображений деликатности они не были названы публично.
И в конечном итоге выбор всех членов жюри сошелся на Сергее Грабовском, многолетнем авторе «Дня».
«Мы отметили многолетнюю работу пана Сергея, его позицию и интеллектуальный уровень», — объяснила Лариса Ившина.
А председатель общественного совета премии Юрий Щербак нынешний выбор жюри обосновал так:
— От всего сердца искренне поздравляю Сергея Грабовского и при этом вспоминаю его отца, режиссера-документалиста, с которым мы дружили. Считаю, что награждение Сергея такой премией — это большое событие, в том числе и для памяти его отца. Для меня Сергей Грабовский — один из самых выдающихся публицистов Украины и один из лучших авторов газеты «День». Он демифологизирует все лживые обертки, в которые пытаются заворачивать нашу историю, нашу современность, все, что происходит вокруг нас. У него четкий, проникновенный взгляд глубокого аналитика, который видит суть вещей и не боится их называть. Кроме того, я, конечно, не хотел бы возвращения времен противостояния сталинской и гитлеровской систем, но имею сентимент к реалиям Второй мировой войны, в которых прошло мое детство. Так вот, в своих публикациях Сергей Грабовский четко показывает, что очень тонкая грань отделяла нацизм от сталинизма. И это чрезвычайно важно. Оказывается, это дед Сергея Грабовского, который воевал и был ранен под Сталинградом, передал ему дух той трагической эпохи и всех тех страданий, выпавших на долю миллионов людей. При описании сегодняшних событий Сергей Грабовский тоже не скрывает свою позицию, он четко показывает суть явлений. И это также очень важно — сказать читателю больше, чем читатель понимает, ведь сейчас читатель очень умен, — подчеркивает Юрий Николаевич. — Уже в третий раз, вручая эту премию, я задумался над тем, что это, возможно, наивысшая и лучшая премия Украины. Ведь если речь идет об официальных премиях, то там, где государство чего-то касается, обязательно остаются следы дьявола. А это — чистая премия чистого человека, которая вручается высоконравственным и чистым людям. Она уже является престижной и должна стать еще престижнее, потому что названа именем американца, ставшего лучшим украинцем, чем многие из украинцев, сказавшего бескомпромиссную правду о трагической странице нашей истории.
Кульминация церемонии — Лариса Ившина вручает лауреату диплом «За лучшую публицистическую работу в области журналистики за 2011 год», денежный эквивалент премии, а также комплект почтовых марок с портретом Джеймса Мейса, фотоальманах «Живая история» и клубный платочек (мужская версия), который к 15-летию «Дня» создали художник Павел Маков и дизайнер Лилия Пустовит.
Инаугурационную речь Сергея Грабовского по доброй традиции Нобелевской премии мы подаем отдельным текстом.
— Этот человек сочетает в своем лице не только эрудицию (кажется, что Сергей Игоревич знает все обо всем). Этого было бы мало. Он обладает еще и даром осмысления большого количества знаний, которые у него есть, — считает Игорь СЮНДЮКОВ, ведущий рубрики «История и Я» в «Дне», прошлогодний лауреат премии «За гражданскую позицию» имени Джеймса Мейса. — В-третьих, он дает нам пример вдумчивого, умного, некрикливого патриотизма. А именно это нам, украинцам, сегодня нужно, как никогда. В своих материалах он обходит лозунги, громкие, но пустые возгласы. Зато настойчиво анализирует, вдумывается, осмысливает происходящее с действительно патриотических позиций, которые исповедует наш родной «День». Поэтому присуждение именно Сергею Игоревичу этой высокой премии — правильный, осмысленный и отрадный шаг. А если говорить о том, что лично мне запомнилось из его материалов, то это, в частности, статья, в которой он доказательно, аргументированно разрушил известный миф о так называемом сталинском порядке, миф, который, к величайшему сожалению, до сих пор существует в общественном сознании. Сергей Игоревич на основе документов и воспоминаний доказал, что, наоборот, при Сталине был беспорядок, имевший ужасные и невиданные масштабы. Второй очень интересный, на мой взгляд, материал был посвящен национал-социализму, гитлеровской модели социализма довоенного образца. В материале рассказывалось, как гитлеровцы покупали немецкий рабочий класс, отбирая у него свободу в обмен на материальные блага, и к чему это привело. Третий яркий материал, к огромному сожалению, оказался пророческим. За три дня до второго тура президентских выборов в феврале 2010 года именно Сергей Грабовский написал о роли «протывсихства» в украинской истории в широком контексте, он показал, как «протывсихство» уже не раз разрушало нашу государственность. К несчастью, его пророчество сбылось. Конечно, мы не теряем надежды на то, что это будет преодолено, но сейчас события разворачиваются в том направлении, от которого предостерегал Сергей Грабовский. Я очень уважаю этого человека и рад, что публицист полностью заслуженно получил премию имени Джеймса Мейса.
— Сергей Грабовский — воистину один из титанов украинской журналистики и в то же время ее неутомимый чернорабочий, — говорит Наталья ДЗЮБЕНКО-МЕЙС, писательница, поэтесса, журналистка, вдова Джеймса Мейса, член жюри премии. — Появление его статей в любом издании — это красный сигнал, что это важно, что нужно обязательно прочесть. Его слово никогда не было ради слова или самопиара, всегда ради дела. Это всегда мужественный и честный анализ событий или явлений, актуальных для читателей или остро актуализированных после появления трудов Сергея Грабовского.
А еще хочу отметить высокий профессионализм пана Грабовского. Он, как никто, чувствует энергию украинского языка, все его краски. Может, поэтому он так мощно влияет на своих читателей. И я рада, что правильные дороги, которыми он шел по жизни, привели его к правильной газете. Я искренне считаю, что его статьи в «Дне» принадлежат к вершинным достижениям украинской журналистики, ее золотому фонду.
Конечно, Джеймс Мейс был знаком с паном Грабовским, не знаю, насколько близко лично, но очень близко в духовном смысле. Джеймс всегда читал его труды, всегда ориентировался на его мнение и высоко ценил его за гражданскую позицию, мужество и отвагу, то есть за то, за что и присуждается эта премия.
— Очень хорошо, что мы помним и вспоминаем о Джеймсе Мейсе, особенно в эти ноябрьские дни. Хорошо то, что существует премия Джеймса Мейса и что ею награждаются самые талантливые журналисты, которые в том числе принимают участие в создании газеты «День», в значительной мере определяя профессиональный уровень этой газеты. Для газеты «День» имеет большое значение то, что она не забывает тех, с кем работает много лет, — замечает Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, историк, член жюри премии. — Сергея Грабовского я знаю уже на протяжении многих лет. Мне доводилось и сотрудничать с ним. Сергей Грабовский принадлежит к той категории журналистов, которые одновременно являются и учеными, причем учеными высокой квалификации. Это очень редкое сочетание качеств, и потому его корреспонденции волнуют, заставляют задумываться над разными актуальными проблемами, которые он поднимает в своих статьях.
На этой неделе украинские журналисты провели марш противодействия безнаказанности. Мы писали об этом, делая акцент на том, что этот день не должен заканчиваться. Так же не должен заканчиваться и день противодействия беспамятству. И в первую очередь это задача именно журналистики.
Сам факт трехлетнего существования премии имени Джеймса Мейса, глубокоуважаемые члены жюри премии и высокодостойные ее лауреаты свидетельствуют, что стандарт — человеческий и профессиональный, который был присущ Джеймсу Мейсу, хоть и не стал правилом для украинской журналистики, но продолжает жить и преумножать продуктивную среду в стране.
Инаугурационная речь Сергея Грабовсого
Глубокоуважаемые члены Общественного совета! Глубокоуважаемая пани редактор! Уважаемые коллеги и все присутствующие!
Прежде всего хочу поблагодарить за присуждение мне премии, которая носит имя Джеймса Мейса. На мой взгляд, сегодня это самая престижная и самая честная, так сказать, награда за творческую и общественную деятельность из тех, что есть в стране. На ней нет ни одного пятна и пятнышка. Ведь даже Национальная Шевченковская премия — та, которая должна была бы по своему уставу быть наивысшей и самой престижной для творческой интеллигенции, — связана и с конъюнктурой, и с откровенными скандалами, как, например, в этом году. Только при председательствовании Ивана Михайловича Дзюбы в Шевченковском комитете эта премия на время обрела достойное значение, но это достижение, считаю, потеряно. В этой ситуации премия имени Джеймса Мейса приобретает особое моральное значение и налагает особую ответственность на ее лауреатов.
В первую очередь это ответственность перед людьми. И не только перед абстрактным обществом, но прежде всего перед теми, кто верит твоему слову. И перед теми, кто помог тебе, образно говоря, встать на ноги — перед учителями, наставниками в самом широком понимании этих слов и перед твоими родными, в том числе и перед теми, кого с тобой уже нет, но чей род ты продолжаешь. Имея по советским меркам «несчастье» расти в украиноязычной семье киевских «шестидесятников», я имел возможность видеть, каких тяжелых усилий стоило сказать публично хотя бы толику правды. Эта правда, особенно о некоторых периодах украинской истории, была страшной и опасной. Она и сейчас обжигает, но тем более общество должно пройти через очищение огнем правды. Это наша общая задача — всех, кто чувствует ответственность перед мертвыми, живыми и нерожденными. Полагаю, предыдущие лауреаты премии Игорь Лосев и Игорь Сюндюков согласятся со мной. Собственно, они занимаются тем же настойчиво и энергично. Ведь без такого честного национального самоочищения невозможно движение вперед. Нельзя строить что-то на перспективу без осмысления всего того, что было сделано ранее.
Тем большей является эта ответственность в нынешних весьма специфических социально-политических обстоятельствах. Еще в середине 1990-х Джеймс Мейс писал: «Трагедия независимой Украины в том, что доминантной силой стала не национальная, а территориальная элита, представители которой сохраняют все привычки традиционной номенклатуры, такие как: думай одно, говори второе и сделай третье. Фактическая модель украинской экономики остается треугольником, который был виден уже в 1970-х годах: номенклатурщики — цеховики — уголовные структуры». Сегодня этот треугольник доминирует не только в экономике, но и в политике, причем в нем ощутим перекос именно в сторону криминалитета. И это чувствуется во всех сферах — от приватизации наиболее лакомых кусков еще уцелевшей государственной собственности до культуры, где пресловутая «Мурка» стала неким символом эстетических вкусов, навязываемых действующей псевдоэлитой украинскому обществу.
Ответственные политики имеют (или, по крайней мере, должны иметь) свои средства противодействия этим угрожающим процессам, способным привести к национальной катастрофе. Миссия же ответственных интеллектуалов заключается в том, что свое единственное оружие — слово — они должны сделать максимально эффективным инструментом построения украинского гражданского общества. Время игрищ вокруг фундаментальных национальных ценностей прошло — и не только у нас, но, на мой взгляд, и во всем мире. Свободный человек — это человек ответственный, и пример Джеймса Мейса, чье имя носит премия, свидетельствует, какой всеобъемлющей должна быть такая ответственность.
Выпуск газеты №:
№215, (2011)Section
Nota bene