Сила блоков или блоки силы?
Когда ожидаешь чего- нибудь слишком долго, реальное воплощение мечты чаще за всего не соответствует надежде даже частично. Пока выросли те, кто мечтал открывать новые земли — все земли уже открыли, пока выросли те, кто видел себя космонавтом — эта работа потеряла свой первичный романтический ореол, а те, кто мечтал защищать Родину от врагов с оружием в руках, были отправлены на бессмысленную войну в Афганистан. Перечень неосуществимых надежд целых поколений наших современников можно продолжать, однако остановимся на главном, том, о чем мы и наши родители не то что мечтать — говорить боялись. Речь идет о демократии, которая была за границей во время нашего социалистического процветания. Естественное желание каждого человека выбирать лучшее из нескольких вариантов глушилось в самом зародыше: реально выбирать мы могли разве что председателя гаражного кооператива.
Именно долгая и безнадежная жизнь без присущей человеческому обществу возможности выбирать, повлекла за собой относительный успех первой волны «демократов» в момент, когда нам вдруг позволили свободный выбор. Мы были поначалу рады просто самому процессу выбора, который казался надежным способом избежать ошибок и пойти, наконец, верным путем. Когда же первичное разделение кандидатов на «коммунистов» и «демократов» потеряло актуальность, мы начали искать среди себя традиционных в мире либералов, консерваторов, социал-демократов, правых и левых радикалов и тому подобное.
Проблема оказалась не в том, что руководящие должности у каких-нибудь христианских республиканцев получили не те люди. К занятым и подготовленным к встрече тысячам сторонников партийных ниш граждане пока что массово не спешат. Общество не захотело делиться на социальные и политические группы по определенным в учебниках критериям. Сразу замечу, что коммунистов это не касается — коммунистическая идея в наших условиях пока не выглядит мировоззренческим направлением, а есть и будет местом для тоски по светлому брежневскому прошлому. До тех пор, пока это прошлое не будет кому вспоминать.
Сами этого не заметив, мы вошли на рубеж XXI века с идеологическими критериями позапрошлого XIX века. Реально мы до сих пор пользуемся критериями эпохи Карла Маркса. Между тем, бывшего капитализма нет уже несколько десятилетий, бывшие политические течения потеряли свои экономические и социальные фундаменты. А названия ведущих партий, которые остались в ряде стран со времен столетней давности, соответствуют реалиям приблизительно так же, как название баскетбольной команды «Строитель», которая давно уже не имеет к строителям никакого отношения. В мире уже не голосуют за разные идеологии — этот этап пройден, за симпатии избирателей соревнуются политические группы с практически одинаковыми программами и основами, а их названия несут совсем другую информацию, чем пятьдесят лет назад. Вопрос «в них» стоит не ЧТО, А КАК?
Согласно европейской традиции, наши политобразования имели два пути самоидентификации. Первый — пользоваться проверенной временем, а также своим или зарубежным опытом партийной маркой (коммунисты, социалисты, социал-демократы, либералы, «зеленые» и тому подобное), не слишком заботясь о соответствии своих лозунгов отечественной политической практике. Второй — создавать одноразовые предвыборные блоки под новыми, свободными от традиций и обязательств названиями и лозунгами. Как водится, отечественная политика пошла сразу двумя путями. Поэтому на парламентских выборах следующей весной мы увидим как традиционные партии, так и самого неожиданного происхождения блоки. Процесс «блокообразования» приобрел накануне депутатских отпусков просто лавинообразный темп.
Вряд ли кто возразит, что в предвыборные блоки идут те политики и политические силы, которые не уверены в своей способности попасть в следующий состав парламента самостоятельно. Тот, кто в этом уверен, не суетится: блок можно образовать и после выборов на основе реальных электоральных приобретений. Когда же рейтинг партии колеблется в пределах одного процента — не захочешь, а пойдешь на переговоры по поводу блокировки.
Первыми о намерениях активно блокироваться «под Ющенко» заявили Рухи со своими старыми и новыми политическими партнерами. Реальному образованию предвыборного блока правых сил очевидно угрожают два фактора. Первый — нестабильность убеждений самого Ющенко, который, выйдя из-под плотного прессинга старого друга Юрия Костенко, может отколоть что-то неожиданное и малоприятное для блокировщиков. Второй — наличие определенной демократии, во всяком случае в одном из Рухов, в том что «каноничнее». Если в финансово обеспеченных УНР и ПРП партийные съезды гарантированно примут решение, подготовленное партийными «генералами», то собственно Народный Рух в виде своего, достаточно демократичного, съезда вполне способен поставить все с ног на голову, и даже вообще отказаться от блокировки с кем бы то ни было — рейтинг в партии, в отличие от «побратимов», достаточно пристоен. Новая марка «Наша Украина», предложенная для правого блока Виктором Ющенко, требует пропагандистского подкрепления, которое стоит слишком дорого. Поэтому нужно еще многократно подумать, стоит ли отказываться от хорошо известного и совсем бесплатного традиционного знамени Руха. Провал придуманной сторонниками Виктора Пинзеника «пчелки» — партии Реформы и Порядок на прошлых выборах показал, что успешно освоить выделенные средства и красиво отчитаться перед инвесторами наши имиджмейкеры научились хорошо, а вот дать реальный результат — проблема.
Суперопозиционные блоки с центрами в лице Юлии Тимошенко и Александра Мороза еще не один раз перетасуют свои колоды, пока не найдут лучшего, на их взгляд, соотношения идеологии с современными избирательными технологиями. Откажутся ли они окончательно от раскрученных и в то же время одиозных марок Социалистической партии и партии «Батьківщина» в пользу не менее одиозных Форума нацспасения и «Украины без Кучмы»? Здесь вероятно будет идти параллельный процесс, где попробуют определить все-таки свою идеологическую позицию для потенциальных сторонников, хотя бы схематично.
Названные созданные и не созданные блоки, несмотря на всю условность собственных политических основ, опираются все же на определенные идеологические принципы (а точнее суеверия) — социалисты никогда не будут агитировать за частную собственность на землю, руховцы никогда не будут заигрывать с ностальгией по Союзу.
Есть еще один блок, который заявил о своем образовании на этой неделе. Идеологией учредителей блока — Аграрной и Народно-демократической партий и партий «Трудовая Украина» и «Регионы Украины» является не предрасположение к либерализму или социализму. Идеология у них одна — власть! Серьезные люди, которые провозгласили этот блок, не собираются расходовать драгоценное время на бесплодные споры о программных основах. Здесь другое — разговор идет о том, кто и сколько может принести в блок «админресурса», или говоря нормальным языком, о возможностях силового влияния на результаты выборов. Никто и не собирается обращать внимание на неестественность для демократии борьбы на выборах партии во главе с руководителем налогового ведомства. Уже сейчас можно себе вообразить отчаяние бизнесмена, который осмелился помочь на выборах «не той» партии. Кроме налоговой службы, такому смельчаку стоит вспомнить также о никем не избранных областных президентских наместниках, которые величают себя «губернаторами». По количеству лиц с реальными рычагами властного влияния новый блок превосходит остальные блоки и партии вместе.
Блоку Азарова — Пустовойтенко — Тигипко — Гладия нет особой потребности работать над имиджем и лозунгами: хоть «слоном» назовись, хоть «медведем», хоть «ласточкой» — все равно страшно. Правда, в отличие от прошлогоднего референдума, на выборах в Верховную Раду будет настоящая конкуренция. В противовес административным рычагам новообразованного властного блока будут применены не менее серьезные рычаги, которые находятся в распоряжении тех, кто не вошел в «блок безрейтинговых». На каждого «губернатора» из нового блока найдется группа его заместителей, городских голов и серьезных руководителей других рангов, которые совсем не стремятся привести в парламент новую «партию власти». Ибо сами хотят быть такой партией.
Уже сейчас не одиноки случаи, когда союзники по новому блоку открыто борются между собой за власть в регионах. Последний пример — голосование крымских «трудовиков» против премьера из народных демократов в парламенте Крыма. Какая там идеология, какой блок — борьба силы против силы, борьба без правил и стандартов.
Вполне вероятно, что нам не повезет на этот раз. Нами не будут руководить либеральные демократы в коалиции с умеренными консерваторами. Вся эта политическая терминология может уйти в историю неиспользованной нами, как песни Элвиса Пресли или мюзиклы Бернстайна, которые навсегда устарели к моменту, кокда мы их услышали. Из всей гаммы политических красок прошлого века нам осталось только изрядно выцветшее красное знамя коммунистов. Ничего не поделаешь — придется рисовать новые цвета самим. Изберем, никуда не денемся. Лишь бы только в тех политических силах, которые объединяются в новые блоки, было меньше силы, а больше реальной политики, которую поддержало бы большинство украинцев.
Выпуск газеты №:
№127, (2001)Section
Nota bene