Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Сильные конкуренты — это и угроза, и шанс

22 февраля, 00:00

Участие Украины во Всемирной торговой организации следует рассматривать в контексте экономической безопасности. К таким выводам в последнее время склоняются отечественные специалисты. На совещании по вопросам европейской интеграции Президент Украины Леонид Кучма недавно отметил, что главная проблема при вступлении во Всемирную организации торговли (ВТО) состоит в том, чтобы органически сочетать процесс европейской интеграции с утверждением модели социально ориентированного и в то же время структурно-инновационного развития отечественной экономики. Необходимо найти механизмы органического сочетания открытости украинской экономики и элементов протекционизма, которые не противоречат принципам ВТО, считает Президент и ставит задачу — готовясь к вступлению Украины в эту организацию, в первую очередь отстаивать национальные интересы.

Участие Украины во ВТО следует рассматривать также и как необходимое условие и фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики. Сложность и многоаспектность этого процесса нуждается в координации усилий всех ветвей власти и субъектов предпринимательской деятельности. Только это — залог усиления конкурентных позиций Украины на внутреннем и международных рынках, в мировом хозяйстве в целом.

Впрочем, необходимо осознавать, что вступление во ВТО положит начало новому этапу развития нашего государства. Речь идет не только об открытии нами и для нас конкретных рынков, но и о неминуемых и, вполне возможно, болезненных структурных изменениях во всех без исключения сферах национальной экономики.

Сегодня доля Украины в мировом ВВП составляет около 0,1%, а в мировом экспорте — только 0,24%. Это не отвечает потенциалу страны и, безусловно, требует неотложного реагирования. Страну ожидают радикальные изменения в системе ведения хозяйства, связанные с адаптацией к стандартам, менеджменту, технологиям производства, бухгалтерскому учету, т.е. всего комплекса проблем финансово-хозяйственной деятельности. Должны произойти изменения в промышленной, аграрной, инвестиционной, кредитно-денежной политике. Если же их не будет, то мы можем навсегда (как минимум — надолго) остаться сырьевым придатком развитых стран.

Вступление во ВТО — это, в первую очередь, абсолютно открытая и жесткая конкуренция, которая будет требовать либерализации тарифной защиты внутреннего рынка. Поэтому без внимания нашего государства не может оставаться угроза товарной экспансии со стороны мирового рынка и замещения инвестиций засильем импортной готовой продукции. Пренебрежительное отношение к этому может привести к торможению развития отечественных отраслей, даже спаду производства и увеличению безработицы, к существенному сокращению поступлений в государственный бюджет.

К сожалению, на сегодняшний день отсутствуют четкие прогнозные расчеты о возможных позитивных и негативных последствиях для экономики Украины, связанных с вступлением во ВТО, которое объясняется низким уровнем информационно- аналитического и организационного сопровождения процесса вступления во ВТО.

Тем временем национальные производители еще не готовы к работе по международным стандартам. Это признается как отдельными экспортерами (в первую очередь — металлургами), так и Госстандартом Украины. Уже понятно также, что вступление во ВТО и либерализация рынка услуг связи негативно скажутся на соответствующих национальных компаниях, которые станут неконкурентоспособными. Согласно требованиям ВТО относительно гармонизации налоговой системы Украины с ее правилами будут упразднены налоговые льготы, что также прямо повлияет на конкурентоспособность украинской продукции.

Неблагоприятно отразится на конкурентоспособности украинских товаров (даже на внутреннем рынке) их качество. Ведь украинские предприниматели привыкли нарушать законодательство по вопросам соблюдения стандартов, норм и правил. Проверка в 2001 году почти 7 тысяч предприятий обнаружила факты выпуска некачественной продукции и другие нарушения в 70% из них. Поэтому проблемы стандартизации в нашей стране объясняются не только трудностью в соблюдении международных стандартов, но и несклонностью и даже кое-где откровенным нежеланием отечественных субъектов ведения хозяйства безоговорочно выполнять нынешние украинские стандарты. Согласно итогам проверок значительное количество товаров, которые реализуются в сфере розничной торговли, не имеет сертификатов страны происхождения. Иными словами, наш внутренний рынок наполнен контрафактной продукцией национального и иностранного производства.

Тем сложнее будет приводить в соответствие с требованиями ЕС (на протяжении 2002—2005 гг.) системы стандартов и технических норм Украины: за это сравнительно короткое время мы вынуждены разработать и принять более 8 тыс. гармонизированных международных стандартов. Достаточно сказать, что на финансирование соответствующих мероприятий необходимо ежегодно расходовать 12,5 млн. грн. Однако в госбюджете 2002 года предусмотрено только 4,5 млн. грн. При таких объемах финансирования процессы гармонизации стандартов растянутся на 10—15 лет. Очень актуально также, как известно, ускорение адаптации национального законодательства к требованиям ВТО в такой сфере ее компетенции, как охрана прав интеллектуальной собственности.

Даже этот неполный перечень свидетельствует об остроте отмеченной проблемы и необходимости научного обоснования прогноза в отношении последствий вступления Украины во ВТО. Об этом, в частности, речь шла на научно-практической конференции «Перспективы и проблемы участия Украины во Всемирной организации торговли в контексте экономической безопасности», которая состоялась 15 февраля. Инициатором ее проведения выступила межведомственная комиссия по вопросам финансовой безопасности при Совете национальной безопасности и обороны Украины. В докладе вице- премьер-министра Украины, председателя Межведомственной комиссии по вопросам вступления Украины во Всемирную торговую организацию Василия Рогового отмечалось, что вступление Украины в эту организацию — объективно необходимый шаг. Но предпосылкой к этому должно быть создание в стране равных конкурентных условий для предпринимательской деятельности, рост покупательной способности населения, как необходимого фактора оживления производства, потребления и развития внутреннего рынка. Ключевое значение при этом приобретает структурно-инвестиционная политика государства, в которой должны быть четко определены отраслевые, межотраслевые и региональные приоритеты, которые имеют жизненно важный смысл для развития страны и обеспечения ее экономической безопасности.

По оценкам участников конференции, наиболее негативные влияния после вступления во ВТО могут испытать такие отрасли и сферы национальной экономики, как самолетостроение, машиностроение, сельское хозяйство, легкая промышленность, производство отдельных видов продовольственных товаров и потребительских товаров долговременного пользования, сфера предоставления медицинских, телекоммуникационных, страховых, отдельных секторов деловых услуг и тому подобное.

Поэтому реализация внешнеэкономической стратегии, особенно на этапе вступления во ВТО, невозможна без существенного повышения роли государства в организации и осуществлении реформы внешнеэкономической деятельности. А степень открытости украинской экономики должна зависеть от подготовленности основных ее секторов к жесткой конкуренции на мировых и внутренних рынках. Такой подход можно обеспечить только тщательно выверенным сочетанием курса на либерализацию внешнеэкономической деятельности с ограниченными протекционистскими мерами. Их объектами должны стать, в первую очередь, те отрасли и сферы производства, которые при действенной государственной поддержке могли бы в короткий срок стать конкурентоспособными или заменить (потеснить) на внутреннем рынке отдельные виды импортной продукции. Поэтому и повышение эффективности таможенного регулирования экспортно-импортных операций необходимо сочетать с задачами структурной перестройки национальной экономики.

Участники конференции предложили для реализации комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности продукции национального производства и развитие внутреннего рынка. Предлагается разработать отраслевые программы повышения конкурентоспособности продукции, действенную систему стимуляторов обновления основных фондов и введения современных технологий производства товаров массового потребления, которые не противоречат нормам и правилам соглашений ВТО, а также стимулировать введение на промышленных предприятиях систем сертификации качества согласно международным стандартам.

Эксперты пришли к выводу, что срок вступления Украины во ВТО должен рассматриваться, прежде всего, в контексте достижения оптимальных для Украины предпосылок такого шага.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать