Перейти к основному содержанию

Символы и реальность

Почти десятилетие потребовалось, чтобы определиться с государственной символикой на здании Верховной Рады*
04 февраля, 00:00

Есть мнение, что проблема символики надумана, не своевременна, что обращать внимание на условные знаки, когда страна переживает кризис, просто несерьезно, что стоит и здесь поискать компромиссы. Я не могу с этим согласиться.

В пышных комбинациях щитов, венков, знамен, пятиконечных звезд, серпов и молотов, которые украшали фронтоны государственных и партийных учреждений, зашифровано было что-то такое, о чем поколения, которые выросли и состарились при советской власти, давно уже и не думали. Сегодня, когда мы прощаемся с этой геральдикой, стоит вспомнить, что она означала.

Безвкусная роскошь, расцвевшая в сталинские времена, затушевывала простые ценности, провозглашенные Октябрьской революцией и давно забытые. В первую очередь национальные знамена были заменены революционным красным знаменем. Следует отметить, что в революционной Франции национальное трехцветное знамя противостояло в первую очередь цветам Бурбонов. В России трехцветное знамя не было при царе государственным, национальным; действующей была фамильная династическая символика. Принятие после свержения монархии национальных знамен всегда означало, что властная харизма исходит не от лица монарха-миропомазаника, а от нации, народа как суверена государства.

Красное знамя отрицало именно этот принцип. Национальной организации общества он противопоставил пролетарскую революцию на всех пяти континентах, кровавую последнюю войну против мировой буржуазии. Этот апокалипсис фактически был забыт на рубеже двадцатых и тридцатых годов. Сталинская империя все чаще выбирала имя «Россия», что и отобразилось постепенно в символике золотых погон, генеральских и офицерских званий и тому подобное. Идеологическое миропомазание осуществлялось изображениями Ленина (в свое время — Ленина и Сталина), которые стали символом властной харизмы.

Серп и молот когда-то означали, что власть будет принадлежать людям физического труда — якобы единственным, кто создает ценности. Лозунг «власти трудящихся» превратился в демагогичную риторику партийно-государственной бюрократии. Что касается красной пятиконечной звезды, то сегодня уже невозможно точно установить, кто и с какими замыслами вводил эту символику. Можно только отметить, что психология «последнего решающего боя» имела происхождение в апокалипсисе, и настроения Страшного суда были в те революционные годы очень распространены в российском обществе (вспомните у Блока: «Ты нам грозишь последним часом из синей вечности, звезда»). Романтика мировой революции и последнего часа буржуазии отошла в прошлое во времена пятилеток. Те ультрареволюционные выходцы из дворянских и буржуазных семей, которые, преисполненные вдохновения, создавали после Октября антиинтеллигентские и атеистические символы коммунизма, мечтая о скором конце всякой эксплуатации и государственности, расстреляны Сталиным и уже ничего нам не расскажут.

Коммунистические утопии растоптаны тоталитарной государственностью уже очень давно, и не в их реставрации состоит угроза геральдической дуальности. Но когда на лацканах части депутатов парламента красуются мертвые символы давно умершего государства, это звучит вызовом основам общественного строя.

Демократическая независимая Украина возникла на политически- правовой базе УССР и долго жила по ее конституции. Но одновременно не могут существовать две государственные традиции, две конституции и две символики. Поддержка архаической коммунистической знаковой системы как символики государства означает молчаливое заявление о том, что ее защитники — против независимости Украины и против демократии, и уже не за забытые лозунги мировой революции, а за потерянную Великую страну, наследницу Российской империи.

Красный флажок на лацкане означает, что источником властных полномочий депутата является вера в вечную истину марксизма-ленинизма, а не суверенитет народной свободы, выраженный в свободных демократических процедурах волеизъявления.

Красное государство — это государство, которое всю духовную и экономическую жизнь строит на красной идеологии.

Несовместимость этих основ с основами демократии очевидна. Здесь компромисс невозможен.

* Напомним, что на заседании парламентского большинства в Украинском доме 21 января с. г. было принято постановление о замене всей советской символики на здании ВР по улице Грушевского на украинскую, вызвавшее бурную полемику, не прекращающуюся и поныне. Редакция «Дня» попросила высказать свое мнение известных в Украине людей

Юрий МАЖУГА, народный артист СССР:

— К шуму и возне по поводу смены старой символики на здании Верховной Рады на новую я отношусь спокойно. Мы действительно живем в другой стране, нужны собственные атрибуты государственности. Но вместе с тем есть горы неотложных проблем, которые требуют первоочередного решения. А наши депутаты больше имитируют свою бурную деятельность. От них народ ждет не маршей и демаршей «правых» и «левых», а конкретных законов, улучшающих жизнь страны в целом. Уверен, что рядового гражданина Украины больше волнуют вопросы выплат задолженностей по зарплате, пенсиям, изменения в налогообложении, а не какая лепка красуется на фасаде ВР. В печати проскальзывали цифры, во сколько нам обойдется замена тоталитарной символики. Это около 120 тысяч гривен! Мне кажется, что тратить такие деньги сегодня — непозволительная роскошь. Я не принадлежу ни к какой партии или движению и не приемлю крайних методов. Поэтому пикеты коммунистов «не допустить вандализма» и инициатива рабочей группы Народного руха Украины «прийти с молотками и самим отбивать серпы и молоты с фасада» (как говорят враждующие стороны) не красит ни тех, ни других. Мы уже проходили такой период в истории, когда до основания разрушали старое. Похоже, что так ничему не научились. В пылу патриотизма депутаты, видимо, забыли, что с 1996 года у нас до сих пор не принят «Большой герб Украины». Варианты только обсуждаются. «Тризуб», который сегодня используют на государственных наградах, деньгах и печатях и зафиксирован в Конституции, является только «малым гербом». Мне кажется, что прежде нужно принять соответствующий указ и только потом заниматься «ремонтом» фасада Верховной Рады.

Лесь ТАНЮК, председатель Комитета по вопросам культуры и духовности Верховной Рады:

— Акция снятия коммунистической символики со здания Верховной Рады является моим проектом. Комитет, который я возглавляю уже много лет, неоднократно инициировал этот вопрос, и сейчас, кажется, дело сдвинулось. Эту символику снять необходимо. На то она и символика, чтобы символизировать положение, в котором находится общество, государство. Представьте себе на минутку такую ситуацию: немцы просыпаются и видят на центральных площадях своих городов статуи Гитлера, Геринга и т.п. Они бы, конечно, сразу решили, что вернулись печально известные жуткие времена. Сейчас есть сотни публикаций и подтверждений того, что вытворяла партия, выступавшая под этими серпами, молотами и звездами. Почему-то у нас считается нормальным то, что вопреки соответствующему указу Президента в городах Украины до сих пор еще стоят 8000 идолов Ульянова-Ленина. И именно тот фактор, что на стенах парламента по сей день сохранилось это тавро прошлого, не позволил Президенту принимать присягу на Библии. Вообще, давайте называть вещи своими именами: мы до сих пор еще окружены символами фашистского, человеконенавистнического государства. Перемена символов — первоочередной момент. Нельзя быть свободным под старыми именами.

Сергей МАСЛОБОЙЩИКОВ, художник, кинорежиссер:

— У меня к этому простое отношение. Там, где это является произведением искусства — ничего менять не стоит. Впрочем, в Киеве и нет зданий, где этот стиль являлся бы произведением искусства. Например, герб УССР на бывшем здании ЦК возле Михайловского собора соответствовал общему, монументально-сталинскому стилю здания и поэтому был самодостаточен. Но вот его убрали и навесили там гигантский тризуб. Сделали это совершенно по-дилетантски, безвкусно — в итоге просто позорище какое-то получилось. Повторюсь, отношение мое абсолютно эстетическое. Если новые символы не нарушают общего облика здания, то тогда они уместны. Другое дело, что сами здания коммунистической эпохи преимущественно грубы, неинтересны, архитектурно не впечатляют, и менять в них что-либо не жалко; а вот там, где такая перемена ломает архитектурный замысел, в этом нужды нет.

Жанна БОДНАРУК, эстрадная певица, заслуженная артистка Украины:

— Давно живем в новом независимом государстве, а на здании парламента красовался серп и молот — символика страны, исчезнувшей исторически. Меня удивляло, что вопрос национальной атрибутики не решили сразу, когда принимали гимн. Разговоры о финансовых затратах считаю отговорками. Есть определенные статьи расхода, по которым платить нужно в первую очередь. Людей, цепляющихся за тоталитарные символы, мне искренне жаль. Советская пропаганда так промыла мозги, что сделала их зомби.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать