Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Смета коалиции

20 декабря, 00:00

Современная теория экономики насчитывает более пятидесяти определений термина «бюджет» и его производных. Бюджетный кодекс Украины называет «бюджетом» план формирования и использования финансовых ресурсов для обеспечения задач и функций всевозможных органов государственной власти. До сих пор тактические задачи, которые ставили и относительно эффективно решали эти органы, в единую стратегию экономического и социального реформирования страны укладывались слабо. Станет ли исключением бюджет на следующий год? С какими понятиями и приоритетами подошел к этому вопросу новый Кабмин, претендующий на ответственность за принятие решений и считающий себя коалиционным? Вразумительных ответов на эти вопросы пока нет. Зато есть ряд весьма неоднозначных — с точки зрения процесса прохождения бюджета в парламенте — новостей.

Прежде всего, как известно, положительный исход голосования бюджета во втором чтении Верховная Рада в 227 «за» отменила. То есть — уверения премьера Виктора Януковича в том, что большинство 21 ноября утвердило нереальный бюджет возымели действие. И теперь (проект бюджета, по идее, еще 1 декабря должен был быть направлен на подпись Президенту) опасения, что в новый бюджетный год государство войдет без утвержденного плана финансовых действий, стали более основательными. Ситуация усложняется еще и поведением оппозиции, не согласной с тем, что у нее отобрали все парламентские комитеты. Ей сейчас явно не до «бюджетных торгов».

Вторая новость — весьма лояльного в последнее время в бюджетных переговорах с правительством Петра Порошенко, все-таки «разжаловали» и перевели с должности главы профильного парламентского комитета в разряд «рядового комитетчика». Главный «бюджетник» Верховной Рады теперь — Николай Солошенко из «Народного выбора». Представители луганского края, к слову, претендуют на должность председателя Фонда государственного имущества. И не факт, что господин Солошенко будет удобным для Кабинета Министров собеседником в бюджетных вопросах.

Тем более, что окончательный вариант проекта бюджета разрабатывался правительством в, мягко говоря, конфиденциальной обстановке. А потому есть сомнения насчет его приемлемости не только для оппозиционных политических сил. Выступая в среду перед народными депутатами, первый вице-премьер и министр финансов Николай Азаров четко дал понять, что «оптимальный» и «сбалансированный» подход к формированию и распределению казны государства лежит в пределах 47,9 млрд. грн. Это на целых семь миллиардов бюджетных гривен меньше, чем сумма, которую видели парламентарии в тексте документа последний раз. И хотя окончательная структура расходов тогда определена не была, лоббистские аппетиты вполне могли разыграться.

В сложившейся ситуации весьма оптимистично настроен премьер. Как сообщает Интерфакс-Украина, Виктор Янукович по-прежнему убежден, что «в парламенте есть достаточное количество конструктивных сил» и «бюджет будет принят в этом году». Каким образом это может произойти, если до Нового года остался всего один голосовательный четверг (26 декабря), а чтения бюджета предстоит пройти два? Загадка. Вполне может быть, что плохое поведение оппозиции повлечет за собой срыв бюджетного процесса. Соответственно — некоторое время Николай Азаров и Виктор Янукович будут на основании Бюджетного кодекса и коллективной ответственности управлять финансовыми потоками страны.

Однако, «подвешенными» могут оказаться и законопроекты, призванные наполнить доходную часть бюджета на 2 млрд. грн. А именно: изменения к Законам «Об НДС», «О налогообложении прибыли предприятий» и отсрочка имплементации Таможенного кодекса. Не совсем понятно, правда, с чего вдруг законопроекты такого рода принимают вопреки Бюджетному кодексу после 15 августа. Но именно эти законопроекты Н. Азаров называл основополагающими и всячески призывал парламентариев к конструктивной работе над ними. Обещая в случае их принятия в четверг (то есть — вчера), «в течение двух-трех дней» «рассчитать и предоставить на рассмотрение Верховной Раде новый вариант бюджета». Изучением и творчеством над расходной частью последнего, по мнению Николая Яновича, парламентарии вплотную займутся со следующего вторника. И, если все пройдет гладко, в будущий четверг реальный, выполнимый и сбалансированный бюджет будет принят. А с 1 января 2003 года все бюджетные направления будут финансироваться в полном объеме, «автоматически».

На момент подготовки номера к печати оппозиционеры продолжали блокировать работу Верховной Рады, и законодательного «бюджетонаполнения» не произошло. Возможно, что не к худшему. Ознакомление с текстом изменений к налогу на прибыль в варианте правительства (заметим, что на рассмотрении в парламенте есть еще аналогичный по названию законопроект в авторстве комитета по вопросам финансов и банковской деятельности) показало: уточненная категория «обычной цены» может сделать соотношение валовых доходов и расходов, утрируя, «не прибыльной». Прибыль в данном случае, несомненно, получит государство. Это — отдельная тема. Вот только бюджеты прошлого вызывают опасения, что «государственная прибыль» будет использована не совсем во благо отечественной экономики.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать