Перейти к основному содержанию

Состояние «НЕВЕСОМОСТИ»...

Что выберет власть: демократический договор со своим народом или газовый пакт с Путиным?
22 сентября, 20:27
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1997 г.

Мы пребываем на завершающей стадии переговоров с Европейским союзом относительно Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Об этом неоднократно официально говорил сам Президент Виктор Янукович, подчеркивая, что движение на интеграцию в европейские структуры является фундаментальным вектором внешней политики. Однако сегодня в этом направлении могут возникнуть проблемы. На последнем саммите Ялтинской европейской стратегии нам четко дали понять, что упомянутое соглашение может затормозиться из-за возможного заключения лидера оппозиции Юлии Тимошенко. Этого, в принципе, следовало ожидать, о недопустимости давления на лидера «Батьківщини» ранее неоднократно предупреждали в Европе. Другой вопрос — на что рассчитывала украинская власть?

Между тем ее представители продолжают настаивать на своем. В частности, глава парламентской фракции Партии регионов Александр Ефремов заявил, что вопрос Тимошенко поднимается и обсуждается в Европе. В то же время, отметил он, ситуация, сложившаяся вокруг экс-премьера, никак не связана с вопросами о получении безвизового режима, о зоне свободной торговли или с договорами, которые планирует подписать Украина с ЕС. Похоже, в коридорах власти никак не могут понять: не удастся одновременно посадить Тимошенко за решетку и присоединиться (к тому же с многочисленными проблемами) к зоне свободной торговли с Европой.

В Соединенных Штатах Америки, откуда Янукович буквально на днях вернулся, тоже выражают обеспокоенность по поводу суда над Тимошенко. Вашингтон по сравнению с Брюсселем меньше волнуют внутриукраинские вопросы (Украина не является приоритетной во внешней политике администрации Обамы), но это не означает, что ситуация с правами человека в Украине будет игнорироваться. Вряд ли прагматичное отношение США к Украине снизит градус критики в адрес украинских властей, если и впредь будут возникать проблемы со свободой слова, Тимошенко и т.д.

На противоположном направлении — восточном — тоже не все в порядке. Напряженность в украино-российских отношениях растет. Завтра Виктора Януковича ждут довольно сложные переговоры с российским руководством по газовым вопросам. В СМИ уже появилась информация о том, что Москва сформулировала бескомпромиссную позицию относительно переговоров с Януковичем и ему не следует рассчитывать на уступки. Как известно, желания обеих сторон не совпадают: Киев хочет добиться скидки на российский газ в обмен на «Международный консорциум» по управлению газотранспортной системой Украины при участии трех сторон — украинской, европейской, российской; Москва готова пойти на уступки только в обмен на вступление Украины в Таможенный союз (Россия, Беларусь, Казахстан) или создание двустороннего консорциума.

Кстати, вчера в российской «Независимой газете» появилось письмо группы военных экспертов России президенту Дмитрию Медведеву с призывом изменить риторику относительно Киева. «Победа Виктора Януковича на президентских выборах в Украине в 2010 году была встречена с воодушевлением в России. Мы были уверены, что начнется период выстраивания дружеских взаимоотношений, настоящего стратегического партнерства двух славянских государств... К сожалению, неожиданно для всех нас наше стратегическое партнерство споткнулось о газовые цены. Хозяйственный спор между российским «Газпромом» и «Нафтогазом» Украины приобрел несоразмерные масштабы и грозит обрушить наши достижения», — говорится в письме. С их точки зрения, в газовый конфликт вмешаются третьи силы, которые заставят Украину повернуть свой внешнеполитический курс на Запад, в результате чего страна «будет втянута» в НАТО, а на юго-западных рубежах России появится «дуга нестабильности» — Украина — Грузия — Северный Кавказ.

Скорее здесь российские генералы больше беспокоятся не о российско-украинских дружеских отношениях, а о том, как не потерять Украину из своей сферы влияния.

Как видим, поле для маневра у украинских властей достаточно узкое. И на Западе, и на Востоке — проблемы. А если еще прибавить внутренние неурядицы (практически сознательное подавление национально-патриотических проявлений части населения), то почва под ногами нынешнего украинского руководства — довольно рыхлая.

Какими могут быть точки опоры для нынешней власти? Что может предложить Виктор Янукович во время переговоров в Москве?

КОММЕНТАРИИ

«УКРАИНА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ЧЛЕНОМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И УЧАСТНИКОМ ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ»

Д-р Мэтью РОЯНСКИ, заместитель директора Программы России и Евразии, Фонд международного мира им. Карнеги, США:

— Отношение официального Вашингтона и экспертного сообщества относительно Украины и Януковича является приглушенным. Конечно, есть небольшое количество индивидуумов, которые длительное время глубоко занимались Украиной, и именно они выражают тревогу относительно суда над Тимошенко и ее ареста, а в общем плане — относительно состояния демократии, коррупции и верховенства права. Им удалось в некоторых случаях заручиться поддержкой членов Конгресса, а также тех членов администрации, которые концентрируют внимание на этих вопросах.

Однако Украина не является главным фокусом внешней политики нынешней Администрации. Учитывая сказанное, вполне вероятно, что последующее задержание Тимошенко и выборочного преследования относительно других лидеров оппозиции будет вредить отношениям Киева с Вашингтоном, поскольку все это будет оставаться постоянным источником критики политически чувствительных вопросов относительно демократии, прав человека, которые постепенно начнут затенять даже более важные отношения в сфере экономики и безопасности. Например, Вашингтон меньше фокусирует внимание на углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли, которую Киев вскоре подпишет с Брюсселем, чем на внутренней турбулентной политике Украины.

Что касается спора между Украиной и Россией относительно газовых договоренностей, то в Вашингтоне существуют разные мнения относительно того, приведет ли это к повторению «газовых войн», как это имело место в прошлом десятилетии. По моему мнению, этого не случится, потому что после финансового кризиса и Россия, и Украина стали уязвимее, по крайней мере, стали больше осознавать свою уязвимость. Поэтому ни одна сторона не пожелает пойти на риск, чтобы не потерять доверие инвесторов и бизнеса, которое и так весьма хрупко. Я не могу точно сказать, каким будет компромисс относительно разрешения этого конфликта, но считаю, что во избежание нанесения убытков экономикам обеих стран его необходимо решить как можно быстрее и до наступления холодов.

Что касается использования цены на газ как инструмента давления на Украину, чтобы она вступила в Таможенный союз с Россией, Казахстаном и Беларусью, то все станет очень простым и понятным после того, как будет подписано соглашение об Углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли в декабре: Украина не может быть членом Таможенного союза и участником зоны свободной торговли с Европейским Союзом, потому России придется искать другие рычаги. Это может быть попытка получить в собственность украинскую газотранспортную систему или украинские сети распространения и продажи газа населению. Однако Россия встретит сильное сопротивление в виде собственных интересов украинских олигархов. В любом случае я ожидаю, что отношения между Киевом и Москвой будут оставаться стабильными, но зато будет продолжаться жесткая риторика.

«ЕВРОПА — ГЛАВНЫЙ АРГУМЕНТ ДЛЯ ОТСТАИВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ В ОТНОШЕНИЯХ С РОССИЕЙ»

Андрей КЛИМЕНКО, председатель совета Таврического института региональных реформ:

— Судя по тем преднамеренным «утечкам» информации, которые появляются и у нас и в России, все аргументы, припасенные на переговоры, уже выложены и все действия сторон ясны. Аргументы и точки опоры Украины в будущих переговорах были, собственно, озвучены на днях во время последнего саммита Ялтинской Европейской Стратегии — это налаживание более тесных экономических отношений с Европейским Союзом, подписание комплекса энергетических документов, договора об ассоциации и расширенной зоне свободной торговли, налаживание свободного рынка. Словом, Европа — вот наш главный аргумент для отстаивания интересов в отношениях с Россией, и наш главный рычаг противодействия ее усилиям «нагнуть» Украину. С другой стороны — это усилия Украины, которая она проявляет в Туркмении и Узбекистане для диверсификации поставок энергоносителей...

У наших северных соседей в этих условиях остается чисто психологический ход — совместными усилиями президента Медведева и премьер-министра Путина попробовать свернуть Виктора Януковича с того пути, который уже избран украинским государством, правительством, народом. Этот период будет обозначать либо окончание разрядки, которой так гордились в последние месяцы, либо начало такой паузы, которая будет равносильна холодной войне...

Независимо от тональности переговоров и их результатов для Украины, да и для России, стратегически мало что изменится. Во-первых, в России уже поняли, что украинская элита — вся, и та, что при власти, и та, что в оппозиции, — при поддержке большинства народа, выбрала свою геополитическую ориентацию. В принципе, в Украине тоже поняли, что Россия готова на все что угодно лишь бы любыми силами изменить ориентацию, избранную Украиной. Поэтому я думаю, что нам предстоят непростые годы отстаивания отношений между Украиной и Россией на новых принципах, наконец, при этом будет забыта риторика о братских народах, потому что это, по сути, некий симулякр наших отношений. Потому что страны-соседи и в политике, и в экономике — это всегда очень сложный комплекс отношений. Ведь и в человеческих отношениях, соседи — это всегда люди, которые доставляют нам максимальное количество неудобств. Поэтому будет массированный информационный фон вокруг всех этих процессов и в России и в Украине, и ничего существенного со стороны России не изменится до тех пор, пока у них не пройдут президентские выборы. А с учетом того, что там с этим уже определились, то не приходится ждать каких-то принципиальных улучшений и после 2012 года...

В этой ситуации есть два больших плюса. На самом деле действия наших соседей в последнее время, наконец, подтолкнули украинскую элиту к тому, чтобы немедленно заниматься снижением энергопотребления и диверсификацией поставок энергоносителей. Я надеюсь, что у нынешнего руководства страны хватит менеджерских способностей заниматься этим так же быстро и эффективно, как строительством дорог, стадионов и гостиниц к «Евро-2012». И, во-вторых, создались уникальные условия, когда формируется платформа для прагматической консолидации правящих сил — и властной элиты, и оппозиции, и большинства населения, — вокруг стратегических интересов Украины, и если это получится, то нужно поймать эту волну объединения Украины вокруг задачи движения в Европейском направлении, и тогда вся эта политическая шелуха, которая накопилась в отношениях Украины и России отпадет сама собой.

«УКРАИНА НЕ МОЖЕТ БОЛЬШЕ РАЗВИВАТЬСЯ В БЕЗЫНТЕГРАЦИОННОМ СОСТОЯНИИ»

Вадим КАРАСЕВ, политолог, директор Института глобальных стратегий:

— Драматизм нынешней ситуации как раз и состоит в том, что у украинской власти, а возможно, и у всей политико-экономической, социальной 20-летней конструкции Украины уже нет точек опоры. Сегодня необходимо найти новую точку опоры в национальном, геополитическом, политико-экономическом развитии. Именно она должна прийти на смену постсоветской трофейной ренте, благодаря которой жила страна и власть последние 20 лет. Ее сегодня уже нет, поскольку она находится в стадии окончательного исчерпания. Нет твердого покрытия. Есть невесомость. Но отсутствие опоры в тоже время является стимулом для власти в поисках новых точек опоры. Нынешняя правящая элита находится в ситуации, скорее, не пешехода, опирающегося на определенный маршрут, твердый и комфортный широкополосный хайвэй, имеющего четкий компас, а напоминает скалолаза, который забрасывает альпинистский крюк и пытается удержаться в пока неопределенном положении. Сегодняшняя власть мечется, балансирует, маневрирует, но поле маневра все уже и уже. Тем более что старые точки опоры постсоветской Украины, как например, более-менее социальный бюджет, более-менее аккумулируемые ресурсы в бюджете, которые давали возможность поддерживать популистский консенсус верхов и низов, в силу исчерпания внутренних, постсоветских ресурсов, мирового финансового кризиса и экономической рецессии, тоже подходит к концу. Сегодня стоит вопрос: как дальше управлять массами, как дальше поддерживать социальный мир в условиях, когда тех бюджетных доходов, которые были несколько лет назад, уже не? Они могут появиться только в одном случае: если Россия опять-таки в обмен на вступление в Таможенный союз даст нам так называемую интеграционную скидку.

Еще один момент. Вопрос следующий: как ответить сегодня на вызов интеграции? Украина не может развиваться дальше в безынтеграционном состоянии, в бессоюзном балансировании. Украина не может быть между Западом и Востоком, как говорит Президент. Даже сама формула «между Западом и Востоком» неправильная. Украина не может сегодня находиться между интеграцией, потому что она на бизнесово-финансовом уровне интегрирована в Европу. Наша элита ассоциирована с европейской элитой. Хотя бюджетные массы скорее ассоциированы с российским газом. Как, впрочем, и ряд олигархов, которые получают дешевый газ для своих предприятий. Но, несмотря на это они видят себя в Европе, европейском элитном клубе. И соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Европой нужно украинской бизнес-элите не столько даже по прагматическо-экономическим и бизнесовым критериям, сколько как акт официальной легитимации своей ассоциированности с европейской элитой, как акт официальной легитимации ее интегрированности на индивидуальном уровне с общей Европой, общим европейским рынком и так далее. Это все-таки дает некоторые, хотя и не преувеличенные, но надежды на ассоциированность украинской бизнес-элиты с европейским рыночным пространством. Ассоциированность не с Европейским Союзом — пока, а с европейским рыночным пространством даст необходимый толчок для того, чтобы все-таки качнуться в этом уже качающемся маятнике, в этом синусоидальном движении между Россией и Европой в сторону Европы. Хотя, конечно же, проблемы с кризисом государственных финансов, кризисом доходов, проблема с давлением на власть со стороны популистских низов, разного рода бюджетных льготников, бюджетополучателей будут толкать нынешнюю власть решить проблему (чтобы избежать социально-бюджетного кризиса, разного рода популистских восстаний, бунтов, стихийных форм активности) за счет снижения цены на газ — в обмен на то или иное обещание вступления в Таможенный союз.

Но есть один выход. Можно заблокировать вектор интеграции: бюджет, социальный мир — в обмен на Таможенный союз. А именно: если вы — власть, не можете поддерживать популистский консенсус, если у вас уже нет сил, ресурсов, умения, в конце концов, управлять бюджетно-зависимой постсоветской социальной массой, обменяйте популистский договор на полноценный договор об экономической свободе и о полноценной демократии. Если не можете дать людям бюджетные льготы, дайте им свободу предпринимательства, дайте им свободу выбора, что, в конечном счете, приведет к изменению и в социальной, и в экономической и окончательно в политической структуре в сторону европейских форм политики. Решится ли на такое власть? Вопрос, поскольку это риск потерять эту власть. Но ее можно потерять не только через реальный либерально-демократический договор со своим народом, но и в случае каких-то сбоев в договоре между украинской элитой и, например, Путиным. Иначе говоря, все-таки договор либеральный, демократический, в конечном счете, социально-демократический со своим народом более надежный, нежели пакт с Путиным.

РОССИЯ ПОСЛЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ЯНУКОВИЧА ВОЗЬМЕТ ВРЕМЯ ПОДУМАТЬ

Юрий КОРОЛЬЧУК, член наблюдательного совета Института энергетических исследований:

— 24 сентября достичь газового компромисса не удастся, потому что стороны еще не остыли после горячих заявлений, сделанных не так давно. Так же, как ничего нового на этой встрече Янукович не сможет предложить Медведеву, кроме того, что уже было предложено. Фактически будут звучать те же предложения относительно создания общего газового консорциума, о которых в Брюсселе недавно говорил первый вице-премьер-министр Андрей Клюев. Правда, я не совсем согласен с тем, как украинская власть определяет это понятие. Ведь здесь, скорее, речь идет об определенной форме общего управления газотранспортной системой Украины. А что это будет за форма — вопрос остается открытым. Самый выгодный вариант для Украины — объединение трех: украинской стороны (НАК «Нафтогаз Украины»), российской («Газпром») и европейской. Последняя, кстати, может быть представлена в виде объединения двух или более европейских компаний, таких как французская «Газ де Франс», итальянская Eni или немецкие компании Е.ON Ruhrgas, Wingas.

И об этом уже шла речь. Кроме того, европейцы заявляли, что они не прочь войти в такое объединение по управлению украинской ГТС на правах совладельцев через выделение определенных средств на модернизацию трубы. Но для этого, как не раз отмечалось, нужен четкий план модернизации, который, кстати, Украина представила еще в 2003 году, когда впервые появился такой вариант. Однако никаких конкретных шагов с нашей стороны Европа так и не увидела, потому прекратила свое участие в переговорном процессе. Поэтому очень трудно спрогнозировать, к чему будет апеллировать Янукович, предлагая Медведеву создание так называемого Международного газового консорциума.

По моему мнению, Россия после предложений Януковича, скорее всего, возьмет время подумать. Они, я думаю, тоже будут ждать, что нам скажет МВФ. У них есть время, им некуда спешить, в отличие от нас. Ведь пока еще мы оплачиваем свои газовые счета, но неизвестно, как ситуация повернется после ноября. И те аргументы, которые на данный момент Украина может предъявить России, по большому счету, никакие. Конечно, у нас остается вариант снижения цены на российский газ через суд. Хотя делать это в настоящий момент не совсем выгодно для нашей репутации. Если бы мы подали в суд год назад, то выглядели бы как адекватный партнер, которого что-то не устраивает, и он обращается в суд за решением спорных вопросов. А теперь, после всех заявлений, сделанных украинской стороной, это делать уже поздно. Ведь в этом случае Россия может повернуть этот иск против Украины и ее репутации как партнера.

Подготовили Алла ДУБРОВЫК, Мыкола СИРУК, Ольга ХАРЧЕНКО; Николай СЕМЕНА, Симферополь, «День»

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать