«Список Анны» остается открытым...
Евгения СОХАЦКАЯ, доцент кафедры украинской литературы факультета украинской филологии Каменец-Подольского государственного университета:
— Почему на УТ-1 нет просветительских программ типа «Золотые города Украины» или «Золотые страницы украинской истории»?
— Почему не создается пантеон украинских деятелей? Желательно, чтобы в Украину был перевезен прах С. Петлюры, С. Бандеры, Е. Коновальца, Д. Донцова, И. Огиенко и других выдающихся украинцев.
— Все постоянно твердят: «Единство, единство...». А где оно? Почему так нетерпима власть к оппозиционным настроениям и представителям?
— Господин Дмитрий Табачник, будьте милостивы, дайте нашему университету имя Ивана Огиенко!..
Галина ВЫТРЫКУШ, студентка IV курса факультета украинской филологии:
— Почему мы прикрываемся болтовней, почему заполняем жизнь разговорами, вместо того, чтобы заполнять его делами?
— Почему все наши «почему» остаются только вопросами, а если на них и появляются ответы, то без реального воплощения в жизнь?
— Почему мы думаем одно, говорим другое, а делаем третье?
— Почему мы только романтики и мечтаем о лучшей жизни, а не реалисты, чтобы сделать ее лучшей?
— Неужели мы учим историю только для того, чтобы повторять ошибки?
— Почему мы боимся снять маски и увидеть свои раны?
— Почему мы убегаем от самих себя (через алкоголь, телеманию, наркотики...)?
— Почему мы не стремимся понять самих себя?
— Почему мы не верим, что можем быть лучшими?
— Почему мы надеемся, что государство нам что-то даст?
— Почему мы живем, не имея цели и идеалов?
— Почему мы меняем свои ценности и убеждения в зависимости от обстоятельств?
— Почему мы ненавидим все индивидуальное и гениальное?
— Почему мы такие?
Ирина МАЗУРИК, студентка II курса факультета украинской филологии:
— Когда наш народ начнет жить, а не выживать?
— Почему премьер-министр не хочет поднять минимальную зарплату до минимального прожиточного минимума, ведь 205 грн. в месяц хватает человеку только на хлеб и молоко?
— Почему цены на хлеб резко подскочили, хотя правительство обещало удержать их?
— Почему разрекламированная пенсионная реформа приносит людям только повышение пенсии на 3 грн.?
— Почему мы презираем все украинское?
Татьяна ЧЕПУРНЯК, студентка II курса факультета украинской филологии:
— Почему власть игнорирует такое явление, как попрошайничество?
— Пенсионеры выплачивают за коммунальные услуги, несмотря на минимальную пенсию, а другие лица, которые считаются безработными, а сами активно обогащаются, имеют задолженность перед государством. Почему никто на эту сложившуюся в Украине ситуацию не реагирует?
— Почему больницы так плохо обеспечены медикаментами, что все надо покупать в аптеке самому?
— Почему университетские читальные залы не оснащены компьютерами?
— Куда смотрит наша власть, которая не обращает внимания, что большинство молодых учителей оставляют Украину и уезжают за границу в поисках лучшей зарплаты, ведь молодым филологам нелегко прожить на свою мизерную заработную плату?
— Почему депутаты не могут сдерживать своих чувств, их заседания нередко похожи на балаган или на детсад, в котором все время шалят дети? Неужели таким людям можно доверить законодательное дело?
— Сколько же можно транслировать «слезливые» однотипные сериалы? Чему могут научить иностранные боевики, мелодрамы, фантастика, ведь эти фильмы только разрушают детскую психику?
— Почему депутаты наконец не изучают нормы украинского языка? Нужно только желание.
— Почему почти вся украинская пресса русскоязычная? Это же мешает дальнейшему обогащению сокровищницы украинского языка.
— Почему бы власти не позаботиться, чтобы была создана школьная форма, стоимость которой могла бы удовлетворить всех, а не только богатые слои населения?
— Неужели отошли в античность такие человеческие качества, как доброта, искренность, честность, правдивость, умственные способности не ценятся, а над всем господствует единый властелин — деньги?
— Почему бы не обеспечивать студентов, которые успешно закончили вуз, работой, чтобы им хватало не только на «хлеб и воду», но и на одежду, и на интересную книгу, тогда бы они сумели совершенствоваться и приносить пользу науке и государству?
Татьяна МАРЧАК, студентка II курса факультета украинской филологии:
— С какой целью человек получает высшее образование, если он не будет работать по специальности?
— Почему некоторые контрактники считают: если они платят за учебу, то им можно не ходить на занятия?
— Почему контрактники должны платить больше за коммунальные услуги, а льгот при этом нет?
— Почему украиноязычный студент ощущает дискомфорт в русскоязычной среде?
— Почему студент, чтобы получить справку о состоянии здоровья, должен заплатить 3—4 гривни в медпункте университета?
Владимир КШЕВЕЦКИЙ, студент V курса факультета украинской филологии, призер областного конкурса знатоков украинского языка им. Петра Яцика:
— Действительно, трудно поверить, что такие серьезные вопросы ставит тринадцатилетняя девочка, которая учится в сельской школе. Ее проблемы — это как будто уменьшенная модель, проекция проблем нашей страны и почти каждого ее гражданина. Пишу «почти», потому что именно те «сознательные украинцы», которые находятся у рычагов управления нашим государством, живут прекрасно, и их — это меньшинство — проблемы большинства вовсе не волнуют.
Бесспорно, у каждого будет свое мнение по этим проблемам. Но их решение должно нас объединить — восточных и западных, правых и левых, коммунистов и демократов, — а не в который раз разделить.
Интересный вопрос об олимпиадах, на которые надо ехать за свои деньги, «защищая честь» школы, города, района или области. Но только ли в школах есть это? И в техникумах, и в институтах, и в академиях, и в университетах то же самое. Неужели у наших власть имущих не найдется сотня гривен на одного ученика, чтобы тот ехал бороться за призовые места без мысли, что он оставил семью в, так сказать, «некомфортных» условиях на несколько дней?! Тогда откуда берутся средства на разнообразные мероприятия, встречи, «круглые столы», которые постоянно заканчиваются шикарным застольем для всех участников? Еще хуже — известный факт: довольно часто за эти гулянья должны расплачиваться ученики в прямом понимании этого слова, собирая по 3—4 гривни для встречи уважаемых гостей.
Что уж здесь говорить о каких-то наградах за призовые места. В лучшем случае получишь грамоту и «привет» учителю. Завоевав желанное место в тройке лучших на последних этапах интеллектуальной борьбы, автоматически получаешь льготы при вступлении в высшее учебное заведение. Но на самом ли деле действуют эти льготы? И где гарантия, что тебя зачислят без экзаменов на бесплатный факультет? Уже молчу о честности и прозрачности таких предметных олимпиад, да и не только олимпиад — различных конкурсов, защит научных работ, выполнения тестовых заданий...
Мы коснулись только двух пунктиков из «Списка Анны», которые непосредственно касаются образовательных олимпиад. И уже как-то не питаем особо больших надежд на результаты подписания знаменитой Булонской конвенции. Неужели все проблемы можно решить только на бумаге? Сколько примеров из истории, сколько противоречий и недоразумений видели на собственном опыте? Поэтому, возможно, следует менять что-то изнутри, начиная в первую очередь с самого себя. Чтобы жизнь наша не превратилась в большое болото, в котором тихо, спокойно и темно.
Хотелось бы и в дальнейшем видеть мысли читателей на колонках газеты. «Список Анны» остается открытым...
Выпуск газеты №:
№77, (2004)Section
Nota bene