Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Срочно нужно... Магдебургское право

Деньги — власти, самоуправлению — обязательства. Это нормально?
07 декабря, 13:07
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Когда-то Магдебургское право позволило украинским городам стать самостоятельными и развитыми, оно предоставило возможность, начиная с XIII—XIV вв., как говорят, строить Европу у себя дома. В XVII—XIX вв. империи, владевшие нашими землями, ликвидировали это право. И вот через несколько веков уже современные города Украины опять очутились перед большой проблемой — как завоевать для себя больше прав?

На протяжении 21года независимости были многочисленные предложения от политиков и экспертов, даже кое-что пробовали воплощать — административная реформа конца 1990-х, административно-территориальная реформа в середине 2000-х, но в сущности ситуация и до сих пор не изменилась. Если брать, например, финансовый аспект, то регионы большинство своих заработанных средств сначала перечисляют в центр, а затем ожидают благословения — кому сколько дадут.

В последнее время в Украине обнародован конфликт между местной властью и столичными чиновниками. Прозвучал ряд заявлений, даже можно сказать обвинений, из регионов в том, что им недодают денег. Например, власть Львова недавно заявила, что казначейство не проплачивает по счетами городского совета 19 млн 465 тыс. гривен, а также, что на зарплату для педагогов не хватает 44 млн грн. О нехватке почти 50 млн грн. для выплаты зарплаты педагогам и медикам говорили и в горсовете Житомира. Аналогичные разговоры были в Киеве.

На что глава правительства Николай Азаров возмутился, мол, местные руководители несут «персональную ответственность за жизнедеятельность городов», а если они «не способны исполнять свои обязанности», то нужно «просить деньги у центральной власти по-человечески». Кстати, уже после этого было заявление городского головы Днепропетровска Ивана Куличенко, сказавшего, что в госбюджете на 2013 год предусмотрено изъятие из бюджета Днепропетровска 150 миллионов гривен.

Между тем, в Администрации Президента готовятся к самому «значительному реформаторскому проекту периода новейшей независимости Украины». Как догадался наш читатель, речь идет о реформе местного самоуправления. В своей недавней статье «Зеркалу недели» советник Президента Украины, секретарь Конституционной ассамблеи Марина Ставнийчук изложила концепцию этой реформы. Не будем вникать в подробности, отметим лишь, что, по словам Ставнийчук, реформа местного самоуправления призвана вернуть полноценное самоуправление на уровне районов и областей и снизить количество дотационных регионов.

Кстати, Марина Ивановна, в частности, пишет: «За последние два года были приняты свыше двух десятков законов Украины, которые существенно ограничивают права органов местного самоуправления, противоречат государственному курсу на децентрализацию управления, а еще больше — зарегистрировано в виде законопроектов и активно лоббируется отдельными должностными лицами и народными депутатами». Смелое и правильное утверждение, однако возникает вопрос — разве не провластное большинство принимало все эти решения?

«В вопросе реформирования местного самоуправления, в первую очередь, нужно исходить из двух проблем, — комментирует для «Дня» председатель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко. — Первая проблема — это децентрализация. Объективно мы все уже убедились, что не имеем не только в настоящий момент, но и в ближайшей перспективе, возможности иметь правительство, которое бы смогло эффективно руководить такой большой страной. Чем больше страна, тем тяжелее в ней реализовать политику централизованным способом. Поэтому вопрос децентрализации является ключевым вопросом не только качества жизни, а даже выживания страны, граждан».

«Вторая проблема, — продолжает юрист. — Если мы хотим децентрализовать много полномочий на более низкие уровни в публичные администрации, то смогут ли существующие сегодня органы местного самоуправления: местные, областные советы, государственные администрации принять эти полномочия и эффективно их выполнять? Нет, не смогут. Поэтому, собственно, реформа должна обеспечить то, чтобы у нас была территориальная основа, на которой будет находиться система органов местного самоуправления, имеющих полномочия решать большинство вопросов граждан на этой территории и имеющих для этого необходимые ресурсы — доходы и другое».

Колиушко подчеркивает, что власть не готова к таким радикальным действиям. «Мы приходим к выводу, что сегодня нельзя просто дать больше денег местному самоуправлению, — говорит эксперт. — Это ничего не улучшит. Нельзя просто передать какие-то полномочия, не обеспечив их деньгами. Реформа должна быть комплексной. Поэтому она и поднимается сегодня на конституционный уровень, но, к сожалению, в тех предложениях, которые озвучивает Марина Ставнийчук, не наблюдается готовности власти к радикальной реформе. А половинчатые мероприятия могут принести даже больше вреда, чем пользы».

К дискуссии относительно реформирования местного самоуправления мы также привлекли авторов, экспертов «Дня» и городских голов городов. Их мнения мы предлагаем вашему вниманию ниже.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать