Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Станет ли Украина конфронтационным государством?

12 марта, 00:00

В данном случае речь не идет о банальном дефолте, наступающем вследствие очевидных причин. Скорей можно ожидать осознанную смену экономической стратегии (если таковая вообще когда-либо была у государства).

Ни для кого не секрет, что на Украину оказывает серьезное воздействие внешний фактор. И это не только прямая долговая зависимость, но и общая проблематика роли и места украинской экономики в мире. На этом фоне официальная пропаганда пытается поддерживать имидж «могучего европейского государства», хотя экономическая сфера не позволяет создать даже видимости достоверности такой пропаганды.

Еще в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе вице-президент США Альберт Гор заявил, что ведущие мировые кредиторы, включая МВФ, в условиях финансового кризиса должны простить часть долгов беднейшим странам мира. Для нынешнего руководства Украины было бы очень заманчиво согласиться и с истинными характеристиками страны, и с предложением вице-президента США относительно «беднейших стран». Однако факторы политического самоудовлетворения собственной значимостью скорее всего не позволят пересмотреть оценку государства в мире.

Если не рассматривать объемы внутреннего долга (отношение к своим гражданам у государства однозначное), один внешний долг не может не вызывать тревоги. Сумма внешнего долга на начало текущего года составляет $11,47 млрд. (год назад она была равна $9,56 млрд.). По данным Министерства экономики, Украина должна возвратить в этом году $1,17 млрд., а потребности государства во внешнем финансировании составляют $2,2 млрд. О сокращении валютных резервов страны также сказано немало. На начало года валютные резервы страны составили всего $685 млн. по сравнению с $2,341 млрд. год назад. С содроганием изыскиваются возможности для текущих выплат по евробондам, которые должны погашаться в марте 2000-го и феврале 2001-го годов. Такая ситуация вполне может подтолкнуть руководство государства к самому примитивному решению — полной конфронтации с кредиторами, — как с другими государствами, так и с международными организациями.

В принципе, вся экономическая действительность нынешней Украины предполагает, что однажды государство станет конфронтационным. Полная безысходность в экономике и отсутствие каких-либо ощутимых перспектив не позволяют оживить эту сферу до президентских выборов. Далее традиционная «многовекторность», которая подразумевает развитие экономических связей «со всеми и одновременно ни с кем» вполне может замениться состоянием конфронтации со всеми и вся. Это относится и к так называемому «стратегическому партнерству», которое также может однажды стать «стратегическим антипартнерством».

Фактор президентских выборов является импульсом для того, чтобы открыто применять самые безобразные методы сохранения власти. Если путем самоизоляции устранить внешнее влияние на Украину, на некоторое время вполне можно создать видимость экономического благополучия для электората. Можно резко повысить зарплаты и пенсии, напечатав новые деньги, можно ввести массу каких-либо безобразных ограничений для экономической активности юридических и физических лиц. Все это действительно может создать видимость благополучия, но такая видимость будет исчисляться неделями, если не днями. Хотя при всей социальной инертности граждан Украины вряд ли стоит ожидать, что они купятся на такие безобразия со стороны действующей государственной власти.

Для создания самоизолированного, замкнутого государства не требуется каких-либо изысков. Вполне достаточным будет простое введение монополии на внешнюю торговлю (либо ориентация экспортно-импортных потоков исключительно через какую-либо государственную структуру). Можно ожидать вульгарного посягательства на финансовые ресурсы и собственность иностранных компаний, работающих в Украине. Делу закрытости также послужат ограничения по валютным операциям и несколько решительных заявлений политического характера. Здесь не требуется особых интеллектуальных способностей для того, чтобы распугать тех немногих инвесторов, которые пытаются работать с Украиной (кстати, Украина традиционно шокирует ничтожностью иностранных инвестиций: $2,78 млрд. за все годы независимости на начало 1999 года). Можно также ввести ограничения по въезду-выезду из страны или, например, запретить спутниковое телевидение. При этом под флагами «развития внутреннего рынка» будут «поощряться и развиваться» самые сомнительные с точки зрения международной кооперации и специализации программы — вплоть до возделывания цитрусовых.

Последствия курса на самоизоляцию очевидны. Уже сейчас просматривается реальность получить руинное государство после президентских выборов. А если же к этому добавить еще и самоизолированный характер, то ситуация может быть сопоставима разве что с отдельными африканскими странами в момент падения диктаторских режимов. Государство, которое существует в конфронтации по отношению к внешнему миру, вызывает откровенную жалость — будь-то политическая или экономическая изоляция.

Первые поползновения встать на путь замкнутой экономики — провозглашения «смены модели» с ориентацией на внутренний рынок, которые делались Президентом на съезде УСПП, явно не имели успеха. Почти целую неделю после этого смелого заявления шла волна оправданий, опровержений и уточнений. Причем эти оправдания, заявления, опровержения строились по принципу «окружение Президента очень хорошее, а все остальные плохие и ничего не понимают».

Если рассматривать возможную степень конфронтационности Украины (например, не полная самоизоляция, а только отказ от выплаты внешних долгов), то в мировой экономической литературе достаточно подробно описана так называемая «модель Клайна», которая характеризует зависимость экономического развития страны от выбранной стратегии выплаты по долгам. Так, применительно к странам Латинской Америки во время долгового кризиса 80-х и начала 90-х годов можно однозначно утверждать, что конфронтационная стратегия крайне пагубно отражается на экономическом развитии государства-должника. В рамках данной модели анализировались Колумбия, Чили, Мексика, Венесуэла, Аргентина, Бразилия и Перу. Колумбия (самый высокий рейтинг экономического развития) придерживалась стратегии наименьшей конфронтации с инвесторами, проявив наибольшую сговорчивость в переговорах с кредиторами и вообще отказавшись от отсрочки выплат внешних долгов. Перу, напротив, имеет наихудшую позицию в рейтинге экономического развития, поскольку эта страна заняла наиболее непримиримую позицию по отношению к выплатам внешнего долга. Исходя из «модели Клайна», существует прямая связь между темпами экономического развития страны и тем, какую стратегию эта страна выбрала по отношению к выплате внешних долгов. Очевидная взаимосвязь между отношением в выплате внешнего долга и уровнем экономического развития государства на латиноамериканском уровне приемлема и для Украины.

В любом случае стратегия конфронтации дорого обойдется Украине. Нормальное государство должно стремиться к интеграции в международные экономические и политические отношения. Экономика государства, которая вовлечена в международную кооперацию и разделение труда, получает доступ к технологическим новинкам, повышает качество и снижает стоимость единицы продукции, насыщает внутренний потребительский рынок. В условиях экономического кризиса Украина нуждается в открытой экономике, которая позволила бы использовать все позитивное, что накоплено в мире, но при этом не ущемляла бы интересы национальной, экономической и политической безопасности. Формирование открытой экономики воспринимается в мире как естественный шаг к расширению не только экономических, но и политических связей, логичной интегрированности в мировое сообщество. Страна должна думать о своем будущем, а не только о текущих президентских выборах. И именно в формировании эффективной модели социально ориентированной рыночной экономики находится будущее Украины.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать