Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

«Старая компания»

Каковы перспективы СНГ?
17 января, 00:00
Еще два года назад Сергей Иванов (один из ближайших соратников Путина, тогда секретарь Совбеза, а ныне — министр обороны РФ) заявил о новом повороте в российской политике относительно СНГ: разноуровневая и разноскоростная интеграция. Что, впрочем, не означало отказа от доминирования на постсоветском пространстве. Прошедшее время показало, что Москва довольно успешно пользуется разнообразными методами защиты своих интересов: от межгосударственных союзов и военного сотрудничества до комбинации торговых войн и антидемпинга с политической поддержкой Очередной, четвертый неформальный саммит глав государств СНГсостоится 28—29 января в Ивано-Франковской области. Как сообщил начальник пресс-службы украинского внешнеполитического ведомства Сергей Бороденков, политики на саммите фактически не будет, президенты рассмотрят вопросы преимущественно экономического характера, в частности, сотрудничество в сфере энергетики, транспорта, продовольственных рынков. В неформальной встрече примут участие главы всех государств, входящих в СНГ, кроме Узбекистана, который будет представлен премьер-министром этой страны. Узбекский президент Ислам Каримов в это время будет находиться с официальным визитом в Испании. Предыдущий неформальный саммит СНГ состоялся в марте прошлого года по инициативе президента Казахстана на горном курорте Чимбулак. Каковы перспективы СНГ, и насколько членство в этой организации отвечает экономическим и политическим интересам Украины? С этим вопросом «День» обратился к своим экспертам.

Дмитрий ВЫДРИН , директор Европейского института интеграции и развития:

— СНГ — организация, которая был образована не для реализации каких-то глобальных, продуманных стратегий, а создавалась потому, что ее нельзя было не создать. Это скорее вынужденная организация, и, как все вынужденные союзы, она обременительна для большинства своих членов. Поэтому особых перспектив у СНГ я не вижу. Эта организация давно бы прекратила свое существование, если бы нашлась элита, группа лидеров, которые могли бы предложить что-то более эффективное. Пока таких стратегов среди лидеров СНГ нет, и, соответственно, Содружество влачит достаточно жалкое существование. Все этой организацией тяготятся, но никто не может предложить более эффективный путь объединения интересов. ЕврАзЭС, в значительной степени, такая же вынужденная организация, как и СНГ, это «мини-СНГ».

Я вижу два варианта будущего Содружества. Идеальный вариант: на просторах СНГ появится какая-либо сильная национальная элита и создаст принципиально новую модель, которая будет построена с учетом мирового права, в котором все субъекты равны, невзирая на их ресурсы и военный потенциал. Неидеальный вариант — СНГ и ЕврАзЭС будут потихоньку растаскиваться на части более эффективными организациями. Часть членов уйдет в ЕС, часть — в новые азиатские структуры, которые будут создаваться с участием Китая, Индии и других гигантов.

Украине остается ждать и готовиться к участию в более эффективных формах международного сотрудничества. Участвовать в этих формах можно только при наличии эффективной элиты, потому что в эффективных международных образованиях участвуют не страны, как это кажется на первый взгляд, а элиты. Киеву надо готовить элиту, которая сможет включить страну в конгломерат, где будут максимально реализованы цели Украины. Пока такой элиты нет, доказательство тому — перипетии наших отношений о Всемирной торговой организацией. Мы катастрофически потеряли темп, хотя могли бы вступить в ВТО еще в прошлом году. Если наша элита будет по-прежнему инертна, по-прежнему недальновидна, так будет и с другими организациями. Мы постоянно будем опаздывать в «хорошие компании», будем тусоваться в основном в «плохих компаниях». А сливки с участия в международных образованиях будут снимать страны с более развитыми и энергичными элитами.

Сергей МАКСИМЕНКО , директор киевского центра Института Восток-Запад:

— Содружество независимых государств относится к тому типу международных организаций, которые создаются сильными странами с целью продвижения своих интересов. Поэтому в первую очередь СНГ следует рассматривать в контексте интересов Российской Федерации. Будущее этой организации будет зависеть в первую очередь от того, как будет развиваться Россия.

Сотрудничество Украины со странами-членами СНГ — нормальное явление, в первую очередь в экономической сфере. Украина заинтересована в том, чтобы иметь равноправные, партнерские экономические отношения с другими участниками СНГ, в том числе и с Россией. Это возможно, в этом отношении есть определенные подвижки. Что же касается стратегического направления внешней политики — в интересах Украины более активное участие в евроинтеграционных процессах. Следует различать евроинтеграционные процессы и нашу конечную цель — членство в Европейском Союзе. Цель в ближайшее время недостижима, но это не значит, что в евроинтеграционном направлении не нужно усилий. Нужна кропотливая ежедневная работа, ведь именно в этом направлении — будущее Украины.

Григорий НЕМЫРЯ , директор Центра европейских и международных исследований:

— Если говорить о ближайшем саммите СНГ с точки зрения перспектив организации в целом, то я не думаю, что он будет чем-то отличаться от предыдущих, известных своей неэффективностью. Эта неэффективность очевидна на фоне весьма конструктивных дебатов о будущем Европы, продолжающихся в Европейском Конвенте и в Европейском Союзе в целом. Несколько лидеров ведущих европейских стран уже предложили свое видение нового ЕС. Что же касается будущего СНГ, мы уже давно не слышали — после разве что более-менее системного изложения такого видения президентом Казахстана — каких-то основательных программ. На мой взгляд, это не случайно. Это признак довольно ограниченного коэффициента полезного действия СНГ, пока что во многом остающегося скорее механизмом политического символизма, нежели инструментом достижения экономических результатов.

Наиболее мощная страна Содружества — Россия — второй год подряд реализует в большей мере стратегию развития двухсторонних связей в пределах СНГ, чем стратегию, которая бы ставила в центр внимания собственно Содружество как международную организацию. Ярким примером этого является предыдущий Год Украины в России и нынешний Год Казахстана в РФ. Таким образом, если сравнить СНГ с примером ЕС, где интересы ведущих стран влияют на будущее самого Евросоюза, то в случае с Содружеством мы видим, что интересы России заключаются скорее не в закреплении и институциональном переосмыслении СНГ, а в минимальном сохранении того, что есть, и параллельном развитии двусторонних контактов со странами-членами Содружества. Что, между прочим, весьма похоже на отношение Украины к роли этой организации. Украинские дипломаты постоянно подчеркивают, что Украина — основатель, но не член СНГ.

Эффективной политикой Киева в отношении Содружества может быть использование по принципу ad hoc возможностей, существующих в развитии двусторонних контактов, и избежание угрозы принятия юридически обязывающих норм, подписания юридически обязывающих договоров, которые бы противоречили курсу на европейскую интеграцию — по крайней мере задекларированному основным для Украины.

Игорь ОСТАШ , заместитель председателя Комитета по иностранным делам Верховной Рады Украины:

— Отношение Украины к СНГ четко выражено в принятых документах. В частности, Киев не признает статуса Содружества как субъекта международного права, и это очень важно, поскольку сегодня СНГ пытается быть серьезным механизмом именно в сфере международного права. Украина не подписала нескольких основных документов, в частности, Устав СНГ и документ о создании экономического союза. Поэтому возникает вопрос о реальном статусе Украины в рамках СНГ. Может ли наше государство председательствовать в Содружестве, как сейчас предлагается? С точки зрения международного права, учредительных документов СНГ, это невозможно, поскольку Украина не является полноправным членом Содружества. Следует также посмотреть на использование этой организации как определенного механизма давления на Украину.

Сделанное в свое время заявление о том, что СНГ — это «организация, созданная для цивилизованного развода», практически реализовано, так как мы видим в рамках Содружества несколько межгосударственных образований — Союз России и Беларуси, ЕврАзЭС, ГУУАМ. СНГ сегодня больше работает как консультативный орган. Если говорить о перспективе участия Украины в СНГ, надо воспринимать Содружество не как межгосударственную организацию, а только как механизм многосторонних консультаций. Конечно, есть шанс придать СНГ определенное звучание — создать зону свободной торговли. Но, как мы видим, здесь также имеется много трудностей, Россия практически не поддерживает такую идею, перенеся основной акцент на ЕврАзЭС. Сейчас мы ощущаем определенные попытки убедить Украину в целесообразности вступить именно в ЕврАзЭС. Хорошо, что в этом вопросе совпадает позиция и законодательной, и исполнительной власти — Украина не может стать членом этой организации.

Неформальный саммит СНГ следует воспринимать как встречу консультативного характера, которая не может иметь серьезных юридических последствий. Я думаю, было бы целесообразно сейчас сделать все для того, чтобы убедить исполнительные структуры в том, что Украине нецелесообразно председательствовать в СНГ. Стоит обратить внимание хотя бы на следующий факт: несмотря на то, что в уставных документах записано, что председательствовать в Содружестве должны все страны-члены по ротации, к этому времени единственным председательствующим была Россия. И только сейчас, когда, очевидно, это в какой-то степени может быть использовано для продвижения определенных идей, председательствовать в Содружестве предложено Украине.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать