Перейти к основному содержанию

ТЕХНОЛОГИИ РЕЗУЛЬТАТА

КОММЕНТАРИИ
03 августа, 00:00

Внешне полусонная в период массовых отпусков украинская политика на самом деле переполнена процессами, которые неспособны отслеживать никакие аналитические центры. Потому что процессы происходят в головах незначительного количества людей, которым в ближайшее время нужно будет принять решение. От того, каковыми будут эти решения, будет зависеть политическое развитие страны как на ближайший период, так и на более далекую перспективу.

Вокруг собственников голов, способных принимать решение и обеспечивать ресурсами их выполнение, идет сейчас борьба. Тысячи приближенных и не очень политтехнологов пытаются попасться на глаза боссам и предложить единственно верный, по их мнению, путь к политическому успеху. О судьбе народа, за право руководить которым будет идти борьба, никто не говорит: высокие слова оставлены на потом, когда будет наконец принято решение. И самому народу глубоко безразлично, каким именно образом будут бороться за его благосклонность...

Автор не рассчитывает на то, что приведенные ниже мысли будут взяты кем-то из реальных политиков на вооружение в избирательной гонке. Это освобождает от бремени ответственности и делает процесс продуцирования вариантов свободным и высокоплодотворным. Поэтому представьте себе отечественных политических богатырей на перекрестке, где следует решать, какой путь избрать для успеха на выборах.

ТРАДИЦИОННЫЙ ПУТЬ

Исходя из действующего ныне избирательного закона, который оставляет в силе существование избирательных округов, простейшая задача стоит перед соискателями депутатских мандатов в мажоритарных округах. Упомянутые округа можно разделить приблизительно на три основных категории. К первой отнесем территории, на которых люди традиционно голосуют за националистов или коммунистов. Представители других течений или одинокие независимые «волки» здесь обречены. Однако это вовсе не свидетельствует о том, что в таких округах не будет борьбы. Будет соперничество за право называться националистом или коммунистом. Умные люди в такой ситуации не будут проявлять лишнего идеологического целомудрия, а поэтому в лагере «левых» и «правых» можно будет увидеть довольно неожиданные лица. Как они туда попадут? Над этим сейчас, вероятно, думают как вожди «правых» и «левых», так и их возможные партнеры. Цель первых — «освоить» свои округа как можно дешевле, даже заработать что-то на этом, и одновременно максимально обезопасить себя от массовой измены вчерашних идейных побратимов на следующий день после выборов. Вторые стремятся как можно дешевле получить соответствующий партийный цвет, который бы впоследствии безболезненно смывался или менял оттенки. Особая агитация в таком случае почти лишняя — усилия следует направлять на соответствующие избирательные комиссии. Поскольку в действующих до сих пор образцах бюллетеней не предусмотрено указывать, кем выдвинут кандидат, а указывается только его партийность, конфликт будет вокруг того, чтобы рядом или выше конкретного кандидата-коммуниста не было еще одного члена такой же партии. И вряд ли ситуацию вокруг них может изменить тот знаменитый «медиа-ресурс», за который сейчас активно борются в столице ведущие политические силы, и который, по мнению некоторых политтехнологов, станет на этих выборах главным фактором будущих поражений и побед (в отличие от решающей роли админресурса на прошедших президентских выборах).

Вторая категория избирательных округов характеризуется высокой степенью податливости избирателей агитации, которую среди этих избирателей проводят. В отдаленных друг от друга населенных пунктах людей довольно легко соблазнить или щедрыми обещаниями, или реальными подарками. Почувствовав раз в несколько лет к себе внимание, люди охотно проголосуют за внимательного кандидата. Его проблема — суметь дойти до каждого села, до каждого дома — раз, наладить хорошие взаимоотношения с избирательными комиссиями — два. Второе, необходимо, чтобы людям напомнили о том, что они должны лично проголосовать. Округа названного образца практически никогда не бывают ареной жестких противостояний. Отправляясь в нелегкие странствия округом, доверенные лица внимательного кандидата почти всегда уверены, что не столкнутся на пути с представителями такого же щедрого и внимательного к людям депутата-конкурента. Список таких округов лежит на столах в высших кабинетах и где-то на тех же орбитах решается, кого именно запустить на ту или иную благодарную к кандидатскому вниманию электоральную территорию. Подчеркивать то, что и здесь таланты «акул пера» окажутся ненужными, считаю, излишним.

И, наконец, третья категория мажоритарных округов — в крупных городах. Там, как в хорошем детективе, предусмотреть результат практически невозможно. Удельный вес таких округов довольно большой для того, чтобы дать испытать себя тысячам жадных к славе и признания лиц, но не достаточно значителен, чтобы хаотический и неуправляемый выбор жителей городских кварталов заметно повлиял на будущий расклад сил в законодательном органе страны. Безусловно, что и в таких округах будут интересные кандидаты с серьезными харизмами и не менее серьезными материальными возможностями. Именно на этой, незначительной в целом территории, сосредоточится война компроматов и остаток демократических «извращений», принесенных нам ветром горбачовской перестройки и не выветренных еще с мест массового скопления избирателей. Таланты журналистов на этих территориях потребуются в больших количествах, а будут оплачиваться наоборот — малыми порциями.

Поскольку самый главный мозг нашего государства еще колеблется, оставлять ли мажоритарное болото неприкосновенным в отмеченном выше виде, или что-то с ним делать, усилия крупных политических игроков на указанном направлении пока что не сосредоточиваются, хотя соответствующий резерв оставлен. Думают теперь над другим — над общим успехом в государственном масштабе.

НЕТРАДИЦИОННЫЕ МЕТОДЫ

Во второй раз в своей истории украинский избиратель встанет перед необходимостью выбирать не только среди людей, но и среди партий. Партийный выбор в отечественных условиях пока что остается для большинства похожим на выбор сорта сигар. Воображаете: в гостях у обеспеченных однокашников по университету вам предлагают на выбор тридцать сортов сигар, о которых вы знаете только то, что они вонючие, очень крепкие и стоят дорого. Чтобы не «лохануться» в глазах знакомых, вы или выберете единственно знакомый вам неизвестно откуда сорт или будете выбирать по более солидной этикетке, что с настоящим выбором ничего общего не имеет. Можно, ясное дело, сказать, что вы не курите сигар, и это будет правда. Но вы этого не скажете.

Вкус управления политическими партиями знакомый нашим людям не лучше вкуса упомянутых выше сигар, а поэтому партийный выбор будут сопровождать почти непредсказуемые обстоятельства. У партий, которые на что-то претендуют, остается два способа действий.

Первый — на территории, которая находится под властью партийного главы облгосадминистрации, выкрутить руки всему, что движется, и обеспечить процент, смешанный с остатками искалеченных бизнес-структур, которые не проявили покорности. Способ внешне привлекательный, простой в использовании, однако абсолютно бесперспективный. Если даже все председатели колхозов приведут колоннами всех еще не вымерших по хуторам бабушек проголосовать за одну из аграрно-крестьянских партий, а бюджетников убедят голосовать перспективой сокращения их никому не нужных рабочих мест, в общегосударственном масштабе это не сработает. Еще не забыт пример партии Павла Лазаренко, которая прошла в парламент, износиловав электоральным способом Днепропетровскую область. И это им помогло? А сколько будет таких, которые не пройдут, нажив в то же время врагов на много лет вперед? Хорошо это или плохо, но одной «партии власти», в которую объединились в 1999 году все сторонники Леонида Кучмы, а в 2000-м все фанаты бикамерализма, теперь в Украине нет. Ни один самый самоуверенный областной голова не даст гарантии успеха своей партии. Поэтому реально остается один, довольно цивилизованный как для нас путь.

Таким путем является массировано пропагандистское промывание наших мозгов со стороны СМИ. Уже сегодня стоимость размещения политической рекламы дает четкий ответ — кто на самом деле влияет на взгляды и убеждения народных масс. Ни большинство печатных СМИ, ни радио, ни тем более элитарный Интернет, не смогут и на этот раз соперничать с мощными монстрами, которыми являются всеукраинские телеканалы. Контроль и влияние на поведение нескольких наиболее мощных и наиболее популярных телеканалов будет иметь решающее влияние на результат партийных выборов. За годы, что прошли после прошлых парламентских выборов, уровень телевизионных лидеров вырос настолько, что народ не почувствует, как полюбит тех, кого ему подскажет любить всемогущий «ящик». Нынешняя кампания прокрутки на этих каналах рекламных роликов никому неизвестных партий является только примером того, как не нужно работать на выборах. Предусмотрено все. Даже когда избиратель наотрез откажется отдавать голоса за список одной партии, ему подсунут на выбор другую «сигару», скрученную из того же табака на той же фабрике.

Вопрос будет только в том, кто будет способен реально за эту всю телеагитацию заплатить или реально на нее повлиять. Именно над этим и думают сегодня самые влиятельные головы страны в относительной тишине кратковременных отпусков. Результаты размышлений не заставят себя долго ждать. Уже осенью мы узнаем и основные очертания правил избирательной игры, и названия команд, в которых будут выступать основные игроки. Тренеры, надеюсь, давно всем известны.

КОММЕНТАРИИ

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

— Все разговоры об административном ресурсе на будущих парламентских выборах, по моему мнению, будут весить меньше, чем раньше. В особенности это касается политических партий. Одним из важнейших ресурсов на этих выборах, на мой взгляд, будет ресурс информационный. Хотя я не думаю, что успех партии или депутатов в мажоритарных округах на парламентских выборах будет зависеть от какого-либо одного ресурса — информационного, финансового или организационного. Я думаю, что мы будем иметь дело с комплексом взаимосвязанных и взаимодействующих ресурсов, и многое будет зависеть от того, насколько квалифицированно политическая сила использует политический менеджмент.

Павел ФРОЛОВ, кандидат психологических наук, заведующий лабораторией политического

имиджмейкинга, пропаганды и рекламы Института социальной и политической психологии АПНУ:

— Выборы выигрывают, как правило, те, о ком идет больше положительной информации по каналам межличностного общения, то есть, о ком люди будут чаще говорить и говорить преимущественно положительно. Так, во всяком случае, было на минувших президентских выборах. На сегодняшний день, когда размеры округов увеличены, наши исследования показывают, что далеко не все кандидаты способны «охватить», наполнить информацией о себе весь округ. Однако СМИ, листовки — это только первая ступенька. Они дают возможность что-то людям «вложить в уста». Выборы выигрывают все равно те, о ком больше всего говорят избиратели между собой.

Александр СТЕГНИЙ, кандидат исторических наук, руководитель отдела социально-политических исследований фирмы СОЦИС:

— У меня нет однозначного мнения о том, какой ресурс сыграет решающую роль на парламентских выборах. Зная ответ на этот вопрос, можно заранее предсказать, какими будут выборы и их результаты. Естественно, что будет работать административный ресурс, идеологические предпочтения избирателей, то есть все те факторы, которые работали и на прошлых парламентских выборах. Я не вижу революции, которая должна была бы произойти за это время. Прежде всего, это касается революции законодательной базы. Я думаю, об этом можно будет с большей долей вероятности говорить где-то в октябре-ноябре. Пока что все очень неясно.

Сейчас можно говорить о том, что очень сильно поднялись объединенные социал-демократы, у которых есть феномен Закарпатской области — феномен практически монопартийного голосования. В течение четырех лет СДПУ(о) делала все, чтобы не потерять этот электорат — это и помощь в бесконечных закарпатских паводках, и многочисленные поездки лидеров по области.

Реально «завести» избирателей, при условии, что они знают, о какой партии идет речь, можно за два-три месяца. Уже сейчас появилась политическая реклама по телевиденью. Причем рекламу (очень недешевую, кстати) дают даже те партии, о которых слышал, в лучшем случае, 1% избирателей. Например, «Новая генерация» Юрия Мирошниченко. Впрочем у меня ощущение, что сейчас, в эти летние месяцы, предвыборной кампанией никто серьезно не занимается. А если и занимаются, то в основном, просто готовят финансовые ресурсы.

Кстати, очень интересно работает НДП, которая использует ВЭЛ (Всеукраинскую экологическую лигу), то есть негосударственную общественную организацию, для участия в выборах. Это новый феномен — использование негосударственных и непартийных организаций для политической борьбы. В данном случае, под эгидой экологической организации идет дублирование структуры партии. Кстати, на прошлых выборах Партии зеленых очень активно помогала организация «Зелений світ». Вся система этого движения работала на партию. Они использовали даже местные организации «зеленого» движения как предвыборные штабы. Я думаю, этот феномен будет развиваться, и в скором времени можно будет говорить о начале использования нового ресурса — ресурса «третьего сектора».

Наталия ТРОФИМОВА, «День»
Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать