Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Украина — НАТО: время быстрых действий

14 февраля, 00:00

НАТО умирает. НАТО раскалывается. НАТО может прекратить свое существование. Мировые масс-медиа всю неделю упражнялись в написании некрологов Организации Североатлантического договора, поскольку последние несколько дней заседания Совета НАТО по поискам компромисса между позициями Франции, Германии, Бельгии и Соединенных Штатов заканчивались безрезультатно. В американских газетах писали, в частности, что «французские сыроеды-предатели» забыли, как Вашингтон помогал им во время Второй мировой войны. Но Альянс как существовал, так и продолжает существовать. Украина в этой «раскольной» ситуации — скорее сторонний, хотя и весьма заинтересованный наблюдатель. Провозглашенный в прошлом году Киевом курс на евроатлантическую интеграцию делает ближе для Украины и натовские перипетии. Нужно ли нам вступать в организацию, где ведущие страны сталкиваются лбами друг с другом? Осмелимся допустить, что нужно. Хотя бы потому, что последние баталии в Альянсе можно рассматривать как своеобразную демократическую зрелость. Ведь сегодня уже можно утверждать, что НАТО не является единогласным проводником американской политики.

Как раз в разгар околонатовских коллизий в Киеве прошел круглый стол на тему «Евроатлантическая интеграция: состояние и перспективы», организованный Национальным институтом стратегических проблем международной безопасности при СНБОУ и Национальным институтом стратегических исследований при Президенте Украины. О последних событиях в Альянсе упоминали бегло, однако мнения сводились к одному и тому же выводу. «НАТО — крупнейший демократический институт. И ситуация с Ираком — самое сильное доказательство этого с 1949 года (год основания НАТО)», — отметил руководитель Национального центра по вопросам евроатлантической интеграции Владимир Горбулин. Посол Соединенных Штатов Карлос Паскуаль в свою очередь обратил внимание, что в НАТО каждая страна имеет право голоса. Таким образом, ничего страшного в ситуации, когда представители разных стран дебатируют, нет. Речь идет о нормальном процессе согласования позиции. По словам аналитиков, последние события в НАТО, наоборот, стали проявлением эволюции, а не упадка. Что, очевидно, еще больше должно привлекать Киев, а также заставлять динамичнее действовать для воплощения своей евроатлантической цели.

И именно здесь можно увидеть определенные проблемы. Киев всегда отличался тем, что сделанные декларации о намерениях часто не подкреплялись конкретными делами, а выполнение взятых на себя перед мировым сообществом обязательств часто сопровождалось откровенным нежеланием это делать. Свою преданность евроатлантической интеграции или же продвижению к НАТО Киев начал доказывать созданием немалого количества организаций, центров, должностей. Запутаться в них не так и сложно. Попробуй потом спросить, а кто все-таки ответственный за воплощение стратегического курса на сближение с НАТО? С одной стороны, решение о евроатлантической интеграции Украины было одобрено на заседании Совета национальной безопасности и обороны 23 мая прошлого года. Уже в этом году был создан Государственный совет по вопросам евроатлантической и европейской интеграции. Указом Президента создан также Национальный центр евроатлантической интеграции. Вроде бы плохого ничего нет в том, что украинское руководство беспокоится о создании как можно большего количества координирующих органов. Однако не оказаться бы в конце концов перед проблемой, что от воплощения украинского движения в НАТО останется слово «интеграция» не как свершившийся факт нашего курса, а как название многочисленных институционных образований. Такая организационная активность (последний ход — назначение первого вице-премьера Николая Азарова еще и уполномоченным по европейской и евроатлантической интеграции) вряд ли произведет впечатление на Альянс. Посол США Карлос Паскуаль уже обратил внимание, что в Украине «очень много исполнителей» евроатлантической интеграции. Киев должен определиться, как организовать эти ресурсы». Владимир Горбулин, например, высказался за то, чтобы финансирование мероприятий, направленных на исполнение принятого плана действий с Альянсом, осуществлялось «одной строкой в бюджете». «Сегодня этого нет, а средства запланированы по каждому министерству, которое сегодня работает с НАТО, и очень сложно осуществить контроль за расходованием этих средств», — отметил он.

Решающий фактор украинской интеграции сегодня — время. С Пражского саммита его прошло не так много — всего три месяца. Но его в принципе совсем немного и для выполнения Украиной обязательств, если учесть темпы, которыми развиваются процессы в Европе. Во время саммита НАТО в Праге, кроме уже обнародованного Плана действий, был принят также Целевой план на текущий год. Именно он предусматривает конкретные мероприятия, за коВопрос был простой — что такое НАТО? Большинство американцев, чья страна считается ключевой в Альянсе, ответили, что NATO — это «North Atlantic Trucks Organization», что буквально означает — Североатлантическая организация по грузовым перевозкам. Пример остроумный, однако не соответствует нынешним реалиям. Не США, а Украина объявила о намерениях присоединиться к НАТО.

«Вам нужно не только дебатировать, но и действовать. В Украине сложилась такая ситуация, что нужны реформы», — убеждена посол Италии Иоланда Брунетти-Гетц. Американский посол связал интенсивность реформирования с продвижением Украины к НАТО. По его словам, вызовы для Украины заключаются в том, чтобы поддерживать свою заинтересованность и действовать быстро, чтобы не оказаться на обочине этого процесса. Посол Паскуаль был, кстати, едва ли не первым западным дипломатом, кто, хоть и гипотетически, однако наметил временные рамки интеграции Украины в Альянс. По его словам, «не будет нереалистичным», если во время саммита НАТО в 2004 году страны примут решение не останавливаться на принятии только девяти новых членов. На торые Киев должен отчитаться перед Альянсом, и именно по его результатам можно будет говорить об уровне готовности Украины выйти на более высокий уровень отношений с Альянсом. Однако до сих пор его так и не обнародовали. Господин Горбулин сообщил, что это будет сделано в ближайшее время, после того как решатся соответствующие вопросы с Брюсселем, поскольку на документе стоит печать «для служебного пользования». Горбулин даже подчеркнул, что Украина в определенном смысле будет первопроходцем в этом вопросе, поскольку ни один кандидат на вступление в НАТО не обнародовал Целевой план. Носит ли документ секретный характер? Наверное, нет. Представители НАТО неоднократно сообщали, что не запрещают Киеву представить план на рассмотрение общественности. Именно обнародование позволило бы общественности контролировать, насколько слово официального Киева соответствует делу. И наоборот, его утаивание создало лишний ажиотаж, вынуждающий с недоверием относиться к тому, будет ли выполнено обещание. Вопрос тем более актуальный, что среди украинского населения начало расти недоверие к НАТО. Объясняют это по-разному: одни «кольчужным» скандалом, другие — возможным участием НАТО в антииракской кампании, а реалисты — отсутствием продуманной информационной работы. Упоминается, что многие украинцы просто не знают, что представляет собой Альянс. В то же время, как отметил Паскуаль, НАТО «уделяет большое внимание общественному мнению. Население должно понимать, что такое НАТО». «Парировал» замечание посла заместитель госсекретаря МИД Украины Игорь Харченко. Он напомнил, что во время расширения Альянса в 1999-м году одна из американских газет провела опрос среди граждан Соединенных Штатов. саммите в 2006 году «не будет нереалистичным», если будет одобрено решение о третьей волне расширения. В 2008 году, таким образом, Украина может стать членом НАТО. Что нужно для этого делать? Паскуаль сделал по этому поводу ряд замечаний. Во-первых, исповедовать те же ценности, что и НАТО. Во-вторых, следовать стандартам — экономическим, политическим, в области безопасности. В-третьих, партнерство с НАТО не исключает партнерских отношений с другими государствами. Так дипломат отреагировал на обеспокоенность депутата от КПУ Георгия Крючкова, который спрашивал о согласовании евроатлантического курса Украины с поддержанием хороших отношений с другими странами (в частности, Россией). Паскуаль признал, что с Россией нужно поддерживать отношения, поскольку «это ваш сосед», однако «украинцам нужно определиться с основной ориентацией, на кого будут сориентированы основные внешнеполитические усилия». Кстати, западные дипломаты и аналитики утверждают, что при наличии серьезного прогресса в самой Украине и при наличии политической воли с обеих сторон вопрос о приглашении Украины в НАТО может быть решен в течение ближайших лет, но не раньше 2004 года.

Очевидно, что на этом этапе украинская дипломатия сделала все от нее зависящее. Теперь, чтобы можно было говорить об ее эффективности в ближайшем будущем, нужны «быстрые действия», выписанные в Плане действий гражданского общества, которые в любом случае пойдут на пользу самой Украине. Время торговли геополитическим положением явно прошло, как и время, когда оценивались уже сами декларации и намерения.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать