Украинцев нельзя соблазнять выбором между Президентом и парламентом

Сегодня государства, в том числе и Украина, находятся в принципиально новой геополитической среде. Бывший биполярный мир, когда все было просто и понятно каждому советскому человеку, перестал существовать. Объединение Германии, распад СССР, Чехословакии, Югославии радикально изменили геополитическую карту Европы.
Среди всех этих событий появление независимого государства Украина известный американский политолог Збигнев Бжезинский считает одним из наиболее значительных феноменов XX века в Европе. «Первое событие — распад в 1918 г. Австро- Венгерской империи. Второе — раздел Европы в 1945 г. на два блока. Появление независимой Украины может считаться третьим событием, поскольку оно знаменует конец имперской России.» Последнее, кстати, имеет большее значение, чем прекращение существования коммунистического блока.
Падение железного занавеса катализировало разрушения бывших сверхгосударственных образований и засвидетельствовало крах потсдамско-ялтинской системы межгосударственных отношений, фундаментом которых была идеология. Наступило время нового переформирования межгосударственных образований. Ведь в мировом масштабе политика мало зависит от отдельных государств, даже — супергосударств: международную политику и экономику определяют сверхгосударственные образования или, точнее, надэтнические образования. По почину историка Освальда Шпенглера их называют цивилизациями. Хотя цивилизации — этнически пестры, но они однородны по менталитету, по коллективному психологическому характеру.
Профессор Самюэль Гантингтон, директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете, специалист по геополитике, насчитывает в современном мире 8 цивилизаций: 1) западная; 2) исламская; 3) славяно-православная; 4) японская; 5) конфуцианская; 6) индуистская; 7) латиноамериканская; 8) африканская. Ученый считает, что сегодня центральным мотивом международной политики становится столкновение западной цивилизации с одной стороны и незападных цивилизаций с другой.
В недавней статье «Война цивилизаций» Гантингтон пишет, что Первая мировая война была войной наций. Вторая — войной идеологий (фашистской и коммунистической), а вот Третья может стать конфликтом между цивилизациями. То есть каждое новое международное военное столкновение по мотивации всякий раз поднималось на новую ступень в общественной организации человечества — в соответствии с уровнем развития средств коммуникации и информации.
На основе цивилизаций формируются и однородные многонациональные экономические пространства — так называемы экономические миры, где производятся и циркулируют товары одного и того же уровня конкурентоспособности, а взаимоотношения между государствами- партнерами являются отношениями одного уровня. Взаимоотношения же между различными экономическими мирами имеют совсем другой порядок, так как имеют различный порядок, например, взаимоотношения между Украиной и Россией или Грузией, и взаимоотношения между Украиной и Западом. Кстати, именно по принципу одного уровня и сформировался список участников международной конференции «Балто-Черноморское сотрудничество: в интегрированную Европу XXI века без разделительных линий», которая состоялась этой осенью в Ялте и собрала 14 президентов Восточной Европы. Но на ней отсутствовали лидеры западных стран — другого экономического мира.
Когда-то Советский Союз, по различным причинам, был самодостаточным экономическим миром. Однако качественно новый уровень участия в международном рынке, в том числе — через поставки нефти на сотни миллиардов долларов, закономерно требовал переформирования экономических и политических геопространств.
В «цивилизационном» аспекте Советский Союз не был однородным. В нем сошлись минимум три цивилизации: православная, мусульманская, а после знаменитого пакта Риббентропа — Молотова и западная (Прибалтика и Западная Украина). То же произошло и в Югославии. Подобные государственные образования называют «разорванными». «Разорванными» являются также государства, в которых элита тяготеет к одной цивилизации, а остальное общество — к другой.
Профессор Гантингтон пророчит, что именно «разорванные» государства станут ареной боевых действий будущих войн. Собственно, это уже происходит: в Югославии — в Косове, в России — в Чечне. Оба случая могут быть просто разведкой боем перед несравненно более масштабным столкновением между Славяно-православным миром и Мусульманским. На этом фоне едва ли не самым ужасным преступлением представляется интенсивное производство самого современного вооружения украинским и российским ВПК для военных потребностей вероятного противника. Своим государствам ВПК продают десяток или два десятка наиболее современных танков или вертолетов «Черная акула», а основная продукция идет мусульманам: Пакистану — свыше трех сотен танков, Турции — 150 вертолетов. Против кого могут быть использованы высшие достижения наших оружейников — вопрос отнюдь не риторический.
Исторически так сложилось, что независимая Украина также оказалась неоднородной — с точки зрения общественного менталитета. Еще испокон веков через наши земли пролегал транспортно-торговый коридор между Севером и Югом. Еще более тысячи лет назад — по инициативе киевских князей и варягов — на этом пространстве, между Балтийским и Черным морями, было сформировано полиэтническое образование — империя князя Владимира Святославовича. Важнейшее следствие — вхождение восточных славян в Христианский мир.
Следующая радикальная переорганизация Балто-Черноморского пространства связана с казацкими войнами с середины XVII века, начатыми Богданом Хмельницким. Религиозные противостояния того времени, наплыв серебра на европейские рынки с аргентинских приисков, которые привели к зерновому буму в Европе и развитию нашего казачества (не запорожского!), последний натиск мусульман, который удалось остановить только у стен Вены в 1683 году благодаря усилиям государств-участников Христианской Лиги, — все это требовало новых форм сосуществования многочисленных этносов на этом исторически важном пространстве. Речь Посполитая так и не сумела воплотить в жизнь свою заветную мечту о супергосударстве-империи «од можа до можа» — от моря до моря.
Удалось это России. Так возник Православный мир (с включенными в его состав Польшей и Крымским ханством), который противостоял Католическому миру — на Западе, и Исламскому миру — на Юге.
Для Православного мира определяющим стал общинный способ жизни, который существенно отличается от индивидуалистического способа, присущего Западу. Граница между этими двумя мирами пролегла именно через Украину.
Со времени третьего и окончательного раздела Речи Посполитой, который состоялся ровно три века назад, большая часть этнических украинцев находилась в общественном поле с доминирующим общинным менталитетом; в то время как менталитет Западной Украины формировался в принципиально других условиях.
В августе 1939 г. два крупнейших диктатора XX века, Сталин и Гитлер, перекроили политическую карту Балто- Черноморского региона; в феврале 1945 г. у Сталина за столом с картой были уже другие партнеры. Вследствие политических соглашений Украина стала «разорванным» государством. Прозападный дух на землях, включенных в 1939-40 гг. в состав Славяно-православного мира, не выветрился и до сих пор. Лучшим подтверждением этого могут быть результаты второго тура президентских выборов: процент голосов, поданных за председателя КПУ, ни в одной из западноукраинских областей не превысил процента неукраиноязычного населения.
Отличия в менталитете определяют и отличия в видении, какими должны быть реформы в Украине. Результаты социологических исследований показывают, что население Западной Украины прежде всего полагается на собственные силы — только бы государство не мешало. И наоборот, подавляющая часть незападной Украины убеждена, что все проблемы должно решать именно государство — на то же оно и существует! И нельзя называть ни то, ни другое плохим или хорошим: это — статистический факт различия менталитетов.
Важнее другое: в своем видении реформ незападная Украина солидарна с Беларусью и европейской частью России. С этим придется очень и очень серьезно считаться.
Сегодня наша государственная элита, в первую очередь и та, которая помогла Леониду Кучме выиграть выборы этого года, ориентируется на Запад и стремится войти в европейские структуры. Однако поддержит ли эти усилия незападная Украина? Ведь на выборах она в основном высказала недоверие нынешнему Президенту.
Ситуация чем-то напоминает времена лихорадочных поисков векторов внешней политики во времена Богдана Хмельницкого. И тогда политическая верхушка искала союзников вне границ Православного мира: Швеция, Семиградье, даже — Турция. Увы... Ни один из подобных союзов не поддержало бы рядовое казачество и крестьянство: все они были православными, а следовательно — «москвофилами». Если бы Хмельницкий не заключил договор с Москвой, он рисковал потерять связь со своим народом. А так — сумел гарантировать права 60 тысяч представителей привилегированного казацкого сословия.
Очевидно, что в конце XX века возникли условия для новых форм организации восточноевропейский региона. И сегодня вопрос заключается не в том, интегрироваться Украине в новые геополитические образования или нет. По большому счету, объединительные процессы не люди придумывают и навязывают их обществу. Люди эти процессы только выявляют и учитывают. Сугубо украинская проблема, касаться которой все почему-то избегают, это — два равновеликих вектора объединительных процессов: один выражает стремление политической элиты и Западной Украины, противоположный — волю подавляющего населения незападной Украины (языковый признак несущественный).
К счастью, до сих пор фактор «разорванности» Украины не был определяющим в политике, разве что давал себя знать в экономике (различные взгляды на приватизацию земли и тому подобное). Однако сегодня, когда вспыхнул новый конфликт России с чеченскими мусульманами, резко обострилось противостояние Москвы, центра Славяно-православной ойкумены, с Вашингтоном, символической столицей Запада, когда демонстративно, именно в годовщину Беловежских соглашений подписан Договор о воссоздании Третьего Риму, ситуация в двухментальной Украине может принципиально измениться. Подобно тому, как в физике: электроны с различными спинами не отличаются, пока на них не подействовать мощным внешним полем: тогда они разлетятся в разные стороны.
С этой точки зрения для народа Украины было бы очень рискованно тянуть руку за кем-либо в противостоянии Президента с Верховной Радой, которая прежде всего является выразителем интересов незападной общинной Украины. Самое главное ныне — нивелировка различий в менталитете украинского общества: как по горизонтали — с Запада на Восток, так и с верха, от элиты, к наиболее широким народным массам.