Перейти к основному содержанию

Украинский бюджет после терактов в США

«Может, Осама бен Ладен принимал участие в его формировании», — горько пошутил министр обороны Кузьмук
21 сентября, 00:00

Есть две новости. Обе плохие. Первая — с оглядкой на масштабные теракты в Вашингтоне и Нью-Йорке, в странах Европы начинается цепная реакция увеличения бюджетов армий и спецслужб, пересмотр приоритетов национальной обороны. В Киеве этим уже озабочены. В среду на заседании парламентского комитета по вопросам обороны и безопасности министр обороны Александр Кузьмук заявил, что «наступили новые времена. После 11 сентября мир стал другим, и не замечать этого уже нельзя».

Вторая новость для украинских «силовиков» особенно неприятна. Ознакомившись с проектом бюджета на 2002 года, что сверстан Кабмином и направлен в парламент, они хором заговорили, что такое финансирование под корень рубит их возможности и способности эффективно оберегать страну от различных угроз. Правда, тому же Министерству обороны в следующем году обещают выделить 4,45 млрд. гривен. В году нынешнем сумма военных расходов составляла 2,72 млрд. Но не зря говорят, что бес прячется в деталях. О них и речь…

Впервые проект бюджета на 2002 год предусматривает, что Минобороны должно выплачивать из своих расходов пенсии военнослужащим и ветеранам. Раньше это было головной болью Министерства финансов. На пенсии придется израсходовать такую серьезную сумму, что реально бюджет армии составит чуть больше 3 млрд. гривен.

«Мы просим для армии скромную сумму, которая по плечу такому государству как Украина — четыре миллиарда гривен. Это даже ниже минимально допустимого уровня. Причем о пенсиях я даже не вспоминаю. Ведь это не оборонные расходы», — утверждает Александр Кузьмук. Тем более, что Президент заранее предписывал Кабинету Министров при разработке бюджета учесть требования Закона об обороне, где зафиксировано, что расходы на военные нужды в стране должны составлять не менее 3 процентов от ВВП. А также учесть, что нужны средства для выполнения государственной программы реформирования Вооруженных сил. Деньги под реформу предусмотреть отдельной строкой в бюджете.

Это в теории. А в жизни денег традиционно оказывается меньше, нежели рассчитываешь. Фонд заработной платы в Вооруженных силах в 2001 году был 1,67 млрд. В 2002 предлагает «ужаться» до 1,38 млрд. Это делает невозможным набор в армию военнослужащих по контракту, как-то предусматривают планы перевода Вооруженных сил на профессиональную основу.

Тыловое обеспечение. В 2001 году было 400 млн. грн. Обещают 458 млн. При этом не учтено, что цены на продовольствие выросли на 20 — 30 процентов. Сейчас в ВС осталось на закупку продовольствия 20 млн. гривен. И это до конца года. А армия «проедает» в день как раз один миллион. По обмундированию еще более печальная картина.

Транспортные расходы сравнимы с прошлогодними. Тогда их как раз хватило на три месяца. При таком раскладе Минобороны не может провести запланированное расформирование сокращаемых частей. Не на что вывозить технику, имущество и боеприпасы.

Армия должна затянуть ремень и с коммунальными расходами — с 327 до 274 млн. Правда, правительство дало свои гарантии, что Минобороны таки получит давний долг в 500 млн. от «Нефтегаза» за стратегические бомбардировщики. Деньги на строительство новых квартир для военных при очереди в 50 тысяч военнослужащих сокращены 20,7 до 15,5 млн.

Боевая подготовка — святая святых. С 15 млн. планка у Министерства финансов упала до 5,5 млн. Если еще недавно, чтобы экономить топливо, стреляли на директрисе с танков, прикованных кабелями к электрогенераторам, то и это, видать, скоро станет непозволительной роскошью для украинской армии. А выпуски летчиков, которым страшно доверить штурвал самолета, станут не исключением, а обычной практикой. И кто тогда выиграет от такой экономии?

Теперь самое интересное. О перспективе выполнения государственной программы реформирования Вооруженных сил. На ее реализацию в этом году выделялось 450 млн. В прошлом году — 350 млн. из которых 100 вынуждены были отдать на закупку продовольствия. Проект-2002 скуп до ужасного — всего лиш 69,6. Это означает, что реформам — «кранты». Если конечно, Кабмин, Президент, Совет безопасности и парламент таки не спохватятся, что реформы нужно проводить не на бумаге. Тем более, что об их грандиозности раструбили на всю Европу.

«Инвестиции Вооруженных Сил Украины в экономику государства завершились. Под инвестициями я имею в виду постоянное ежегодное недофинансирование армии. Мы вынуждены были жить за счет внутренних резервов. Теперь докладываю — все израсходовано», — сообщил министр обороны на встрече с депутатами- «оборонщиками». Исчерпаны все межремонтные ресурсы техники Сухопутных войск, авиации, ПВО, ВМС. В этом году нужно срочно ремонтировать около 200 авиадвигателей. Ремонт одного обходится от 200 до $400 тысяч. О чем- то новом речь вообще не идет. Но и на модернизацию техники и вооружения расходы по сравнению с текущим годом сокращаются с 83,2 до 51 млн. гривен.

«Я думаю, может Осама бен Ладен принимал участие в формировании такого бюджета. Только так хоть как-то все это можно объяснить», — раздраженно заявил Александр Кузьмук. Он категорично настаивает на увеличении расходов на военную разведку — хотя бы до минимально-допустимого уровня. В этом с министром обороны солидарен глава парламентского Комитета по обороне Борис Андресюк, который убежден, что расходы на национальные разведывательные органы нужно увеличить на 15—20 процентов. Ведь именно разведка — первый рубеж противодействия потенциальным и реальным угрозам. Тем более после того, как мир был шокирован актом террористической агрессии против наиболее могущественной в военном и технологическом отношении державы.

Когда посла США в Украине спросили, почему же спецслужбы не смогли упредить такой масштабный теракт, Карлос Паскуаль, среди прочего, сказал, что после этой трагедии в Америке особое внимание будут уделять усилению разведки и правоохранительных структур. Но и до самолетных атак на Манхэттенские небоскребы, и Пентагон, и разведслужбы США считались наиболее дорогими. Так, в 2001 году разведки США получили на свои нужды $30 млрд. Их бюджет растет из года в год, как, впрочем, и в тех европейских странах, на которые пытается ориентироваться Украина. Германия и Франция лишь на военную разведку расходуют в год около 300 млн. долларов. Что ж до Украины, то наша военная разведка, как утверждают люди осведомленные, имеет бюджет значительно меньше, нежели маленькая Венгрия, где разведка цвета хаки «стоит» около $ 30 млн.

Но это лишь одна сторона медали. Теперь — о ином, техническом обороте. Если в США 90 процентов информации добывается техническими средствами, в НАТО и Европе — 80 процентов, то в Украине — лишь 20. В значительной степени этот пробел объясняется старостью и изношенностью технических средств разведки. Их обновление нужно было начать еще вчера. Если тянуть и дальше, то в среднесрочной перспективе на технической разведке Украины можно ставить жирный крест. И останется надеяться разве что на бинокли.

Чтобы решать возложенные на нее задачи, военная разведка должна получить в 2002 году на поддержание своих возможностей не меньше 186 млн. гривен. Проект бюджета 2002 года определяет разведке лишь 57,5 млн. Комментарии излишни. Схожая ситуация и в разведке Службы безопасности. Представители СБУ утверждают, что по сравнению с 2001 годом им нужно примерно вдвое увеличить расходы на разведывательную деятельность в сфере безопасности Украины и втрое — на работу специалистов Антитеррористического Центра.

Члены комитета по обороне и национальной безопасности решили, что таки нужно обязать Минфин пересмотреть бюджет и найти для армии недостающие 709 млн. 300 тысяч гривен. Из них на цели реформирования ВС — 480,4 млн. гривен. Остальное — на тыловое обеспечение и медицину. Также добиться выделения средств на усиление разведслужб. Если этого не будет сделано, то заблокировать принятие этого законопроекта в первом чтении. Впрочем, если эти обещания будут позабыты, то тогда ничего не останется, как снова вспоминать о бен Ладене…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать