Перейти к основному содержанию

ВОПРОС «Дня»

Новый премьер: что дальше?
22 ноября, 00:00

Вадим КАРАСЕВ, политолог:

— Представление Президента на пост нового премьер-министра «опытного, сильного хозяйственника, администратора и политика» является, возможно, одним из последних способов с помощью административно-финансовых и политических возможностей вытянуть Украину из все более угрожающей ситуации «слабеющего государства» и «опасных элит» в новой версии американской внешней политики относительно Украины. Усиление Кабмина как политического и менеджерского центра влияния и реальной власти, допуск к рычагам агрессивной политэкономической команды и существенно сможет, как надеяться, видоизменить перспективы-2004, дав возможность выйти из патового поствыборного противостояния между двумя стратегическими группами. Донецкая политико-финансовая (и уже административно-кадровая) группировка легализует себя в статусе третьей силы в борьбе за выигрышные позиции в Украине после 2004 года. Очевидно, по замыслу две политико-экономические группы, возглавляющие две административные вертикали, смогут в рамках конкурентного административного двоевластия (президентско-регионального и кабминовско-отраслевого) уравновесить политические амбиции элит. И при этом административно укрепить исполнительную (прежде всего, президентскую) власть.

Подобное «административное спаривание», разумеется, рискованное решение. Однако есть шанс на некоторое замораживание неуправляемых внешне- и внутриполитических процессов. Украинский политический процесс некоторое время побудет в режиме административного процесса со всеми вытекающими отсюда последствиями. Административная стабилизация, очевидно, рассматривается как период политического успокоения и поиска новых — но уже политико-электоральных вариантов осени 2004 года.

Разумеется, продолжится «эксперимент с большинством». Но здесь интересы «вынужденной адмикоалиции» несколько расходятся. Президенту нужно большинство в Верховной Раде: а) как инструмент законодательной работы; б) как форма лояльности элит; в) как фактор сдерживания административно-финансовых лидеров. То есть, большинство, в том числе и как институт контроля над Кабинетом Министров и премьер-министром. Очевидно, что здесь отводится важная роль главе ВР и собирающейся вокруг него политической команде. У кандидата на премьерство по поводу большинства должны быть иные резоны. Для сильных политических позиций, для «голосовательного триумфа» при прохождении в Раде, для более продолжительной и успешной политкарьеры ему требуется другой формат назначения большинства — свое, премьерское, большинство. Не исключено, что новый премьер будет втянут в подобного рода игру. И здесь ему придется «наткнуться» не только на интересы Ющенко. Кстати, сдержанное отношение донецкого губернатора к Ющенко возможно лишь до «первого рейтинга» (Януковича-премьера), после чего игра между ними уже пойдет «до последнего». Если последние политические новости о назначении премьера рассматривать в фокусе преемственности власти, то нельзя исключать, что, примирив две лояльные современные и многопрофильные политические команды, Президент благословил свою новую «политическую семью», которая пройдя испытание осенью 2004 года сохранится и после, скопировав схему высшей российской власти: «Волошин — администратор, Путин — президент». У кого из основных фигур новой политической игры какая роль, просматривается уже сейчас.

Андрей ЕРМОЛАЕВ , директор Центра социальных исследований «София»:

— Назначение премьер-министром Виктора Януковича может привести к тому, что полностью девальвируются как существующее арифметическое большинство, так и оппозиция в ее сегодняшней структуре. Выбор Президента в пользу донецкого губернатора является свидетельством того, что модель, которая сводилась к выдвижению или поддержке большинством на основании «девятки» кандидатуры премьера, фактически не сработала. Исходя из этого, сегодня новому кандидату на пост премьера фактически предоставляют возможность полностью изменить структуру состава парламента «под правительство». И, если Януковичу действительно удастся заручиться в парламенте поддержкой, то это будет поддержка не политического или арифметического большинства, а какого- то абстрактного состава депутатов, которых на индивидуальном или групповом уровне удалось «переломить». Соответственно, политическим следствием возможного назначения Януковича может стать продолжающаяся волна деструктуризации всего парламента.

Мы сейчас, к сожалению, теряем линию развития парламентских партий как таковых. Сам Янукович не позиционируется как партийный политик, а скорее как хозяйственник или человек, который опирается на абстрактную поддержку, рейтинг и тому подобное. В результате можно допускать, что правительство вряд ли станет коалиционным. Таким образом, появление Януковича аннулирует сам разговор о коалиции. И хотя сейчас происходят консультации по поводу отдельных должностей в правительстве, однако это скорее напоминает торги.

И третий момент. Фигура Януковича олицетворяет определенную миссию. Так, на него на протяжении ближайшего года будет возложено, во-первых, обеспечение определенной социальной стабильности, во-вторых, обеспечение работоспособности парламента и воплощение того, что недавно называли реформой политической системы (теперь, думаю, это будет называться по-другому), и в-третьих — это, конечно, русский вектор. Возможно, моя точка зрения будет противоречивой, но я убежден, что кандидатура Януковича согласовывалась с Россией. Возможным является патронат на уровне правительства наиболее крупных и наиболее привлекательных для России экономических проектов. Станет ли следствием этого 2004-й год — далеко не факт. Т.е., возможно, предложение кандидатуры Януковича — это тактическая задача, которая преследует цель заручиться поддержкой России в кризисной для Украины ситуации.

Следовательно, такое «разрулирование» ситуации с премьером и парламентом, такой подход и формат являются свидетельством того, что украинский политикум не готов к политической деятельности. Он готов к администрированию, или как популярно говорят сегодня, к «византийской» политике.

Александр ДЕРГАЧЕВ , политолог:

— У Януковича, в отличие от других претендентов на должность премьер-министра, есть возможность заручиться поддержкой не только «девятки»,а и некоторых представителей оппозиционных фракций. Однако на каких основаниях это будет происходить при условии отсутствия законодательного обеспечения? Сегодня очевидно, что это будут какие-то временные договоренности и предложения выгодного сотрудничества в обмен на поддержку при голосовании, но ни одна из фракций «четверки» не может полностью полагаться на такой вариант. Т.е., у Януковича есть шансы набрать необходимое количество голосов в парламенте, однако далее нет никакого механизма сотрудничества между правительством и Верховной Радой. В конечном счете, можно допускать, что новый премьер с его донецким опытом может действовать вообще без парламента, руководить вручную, опираясь на определенную поддержку Президента и согласие основных группировок. В этом смысле он может, конечно, решить определенные тактические задачи. Но если говорить о стратегической перспективе, то можно прогнозировать «прокрутку» варианта 99-го, когда состоялся тактический союз для сохранения власти на перспективу.

Относительно экономических последствий прихода Януковича в правительство, то это будет зависеть от ситуации вокруг бюджета. Скажем, если Кинаха сняли с формулировкой «неспособность решить социальные вопросы», то новое правительство должно бы заявить, чем же оно отличается в этом вопросе от предшественников.

Виктор РЫБАЧЕНКО , вице-президент Ассоциации политических психологов Украины:

— Януковичу выгоднее действовать не примитивно. Думаю, после выхода на авансцену он будет осторожным. В то же время Янукович поставит себе целью показать свое умение навести порядок и дисциплину. Если у Януковича серьезные намерения на 2004 год, то он приложит все усилия, чтобы укрепиться. Другой вопрос, что никто из его соперников не рассчитывает на то, чтобы Янукович остался сильной кандидатурой до президентских выборов. Поэтому, возможно, уже в следующем году, который, как ожидается, будет сложным в экономическом плане, на Януковича будет переложен ряд экономических грехов государства, и он, как говорят, будет «сожжен».

Владимир ФЕСЕНКО, Бюро политического консалтинга «Пента»:

Диапазон оценок возможных последствий прихода Виктора Януковича к руководству правительством очень широк, от явно негативных до восторженных. Это отражает неоднозначность и его личности и донецкой модели, построенной под его руководством. Однако все эти оценки исходят из экстраполяции «донецкой ситуации» на общеукраинский уровень. А это не совсем корректно.

Несомненно, Янукович — очень сильный администратор, который к тому же опирается на огромную ресурсную поддержку (и экономическую и политическую) своего региона. Но он приходит «на Кабмин» без опыта работы на всеукраинском уровне. Ему придется адаптироваться к новым условиям и одновременно учиться. У Лазаренко, с которым сейчас так часто сравнивают Януковича оппоненты, хотя бы была «стажировка» в роли первого вице- премьера. Если новое правительство все- таки станет коалиционным не на словах, а на деле, то новый премьер должен быть не только сильным администратором, но и гибким политиком. Ведь если новое правительство войдет в сильный диссонанс с Верховной Радой, то парламент может предъявить свой счет премьеру. Поэтому управленческий стиль, который годился для областной госадминистрации, вряд ли подойдет для Кабинета Министров. К тому же правительству В.Януковича придется существовать с сильной Администрацией Президента. Таким образом, реально стиль и характер его политического менеджмента, а также первые последствия его прихода в Кабмин, мы сможем оценить не ранее традиционного рубежа — первых 100 дней его руководства.

Большинство явных и скрытых оппонентов Януковича беспокоит возможная конвертация его премьерского статуса в новые экономические возможности для донецкой группы. Иначе говоря, не начнется ли новый всеукраинский передел собственности и рынков? Вероятность этих негативных процессов достаточно высока. А предстоящий год в экономическом плане будет очень непростым, на него придется пик выплат по внешней задолженности.

В политическом плане главный вопрос — войдет ли Янукович в клуб участников будущей президентской гонки? Думается, это преждевременно. Похоже на то, что Виктор Федорович стал очередным фаворитом Президента. Но век фаворитов не так долог. К тому же на эту роль всегда существует большая конкуренция.

Еще один важный вопрос — насколько жизнеспособным окажется коалиционное правительство парламентского большинства? В случае утверждения парламентом В.Януковичу с места в карьер придется решать коалиционное уравнение — как поделить 17 правительственных портфелей на 9 фракций и групп. Самостоятельно большинство эту задачу решить не смогло. И как бы Виктор Федорович эту задачу ни решил — все равно будут обиженные.

Наконец, вместо проблемы «двух Викторов», для украинского политикума возникает проблема «трех Викторов». И это не тот треугольник, который легко складывается для известного дела. Виктор, как известно, в переводе означает победитель. Никто из этой тройки не намерен проигрывать. Ответ на большинство вышеперечисленных вопросов зависит от того, насколько прочной окажется формула «мирного сосуществования» между двумя Викторами в исполнительной власти. А вот Виктор из умеренной оппозиции в ближайшее время окажется джокером в большой игре между двумя его тезками. Первый тур этой игры — состоялся вчера.

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

— Любая смена правительства несет с собой сразу два элемента новизны. Первый — это угроза, связанная с тем, что новые люди будут входить в курс дела, иными словами — угроза задержки экономического развития. И другая противоположная тенденция — это новые надежды, которые будут связываться с новым правительством и новыми импульсами, которые оно может задать в экономике. В последние месяцы у нас появилась тенденция остановки роста. Сейчас принципиально для нового правительства вырваться из этой негативной тенденции и вернуться на линию ускоренного развития экономики, набрать хотя бы те темпы, которые были год тому назад. Поэтому новое правительство — это новые надежды на импульсы для экономического роста. Какой из этих элементов новизны будет доминировать в ближайшее время — трудно сказать.

Что касается политики, то все будет зависеть от того, насколько успешно будет начато сотрудничество нового правительства с большинством. Поскольку в основе формирования Кабмина заложен учет интересов и приоритетов тех фракций, которые поддерживают премьера и это правительство, видимо, будут какие- то договоренности, которые будут обуславливать поддержку начинаний этого правительства в законодательной сфере. Если так, то тогда в политическом смысле мы перейдем в фазу более стабильного политического развития в том смысле, что будет разблокирована работа парламента, начнется совместная парламентско-правительственная деятельность, уже содержательная, а не по защите от разных дестабилизирующих факторов.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать