Всадник с новой головой,
или О «правилах продажи»
Кадровый детектив в Фонде госимущества продолжается. Вчера утром Верховная Рада с первого раза не смогла реализовать запланированный сценарий смены руководства ФГИ. За постановление о согласии парламента на увольнение Александра Бондаря проголосовали лишь 216 депутатов. Председатель Верховной Рады Владимир Литвин был явно разочарован итогами голосования. Данные о том, как проголосовали фракции, по его просьбе, были сразу высвечены на парламентском табло. Но и они не дали четкого ответа, каких именно 10 голосов не хватило для удовлетворения президентского запроса. Очевидно, не оправдались надежды на, так называемых, внефракционных депутатов, к тому же многие парламентарии еще просто не успели явиться на рабочее место.
Но спустя три часа после первого голосования председатель Верховной Рады поставил на рассмотрение вопрос об увольнении Александра Бондаря во второй раз. «За» проголосовали 239 депутатов, председатель Фонда ушел в отставку, хотя точно об этом можно будет сказать спустя некоторое время. Согласно законодательству, повторное голосование было возможным лишь на основании повторного представления Президента. Так было, например, когда парламентское большинство отправляло в отставку Владимира Стельмаха с поста главы НБУ. Теоретически не исключено, что повторное представление даже было оперативно подготовлено, но полная процедура выноса документа на голосование была бы явно проигнорирована. Пренебрежение к правилам принятия решений — процедуре — уже стало парламентской привычкой. Успех Михаила Чечетова был смазан сомнительными обстоятельствами голосования. Хотя за него в итоге проголосовали 260 депутатов. То есть и некоторые представители оппозиции. Последняя наверняка попробует сполна использовать неубедительность ситуации, чтобы раздуть скандал погромче. Депутат Сергей Соболев, член блока «Наша Украина», уже заявил, что намерен оспаривать законность увольнения Бондаря. Он уже инициировал расследование по этому поводу со стороны парламентского комитета по вопросам регламента и этики. Спикер Рады Владимир Литвин тем временем уверен в своей правоте, и уже пожелал Михаилу Чечетову выполнить все то, что он пообещал парламенту. Стоит отметить, что исходя из специфики вопроса — продажа госимущества, — пожелание выглядело двусмысленно. Ведь никто не поручится, что депутатам в обмен на поддержку были даны и непубличные обещания.
И все же, если оценивать последствия вчерашних событий для ФГИ более глобально, то в них видится больше позитива, чем негатива. Фонд наконец-то провел масштабные консультации со всеми отечественными крупными покупателями государственного имущества. Ведь, по сути, в зависимости от структуры крупного украинского капитала и сформировалось нынешнее разделение Верховной Рады на фракции и группы. Михаил Чечетов по ходу консультаций с депутатами относительно своей кандидатуры наверняка собрал бесценную информацию о круге интересов той или иной политико-финансовой группы. «Если бы я сказал, что фракции не предлагали, чтобы Фонд сделал уступки по определенным объектам взамен за согласие на мою кандидатуру, я бы соврал», — откровенно заявил он вчера.
Накануне голосования почти на всех центральных телеканалах вышли тенденциозные материалы в пользу кандидатуры Михаила Чечетова, что указывает на вполне осознанную поддержку нового главы Фонда со стороны крупных покупателей собственности. То есть речь шла не просто о поддержке президентской инициативы, но и лоббировании определенных интересов. К чему они сводятся, страна, очевидно, узнает в ближайшее время.
Между тем, по словам Михаила Чечетова, во время предварительных консультаций с оппозиционными фракциями он также не почувствовал резкого неприятия. На его взгляд, наметившаяся прохладность в отношениях имеет исключительно политический подтекст. Другими словами, лично к Чечетову и ФГИ оппозиционеры ничего не имеют. Хотя когда новый глава Фонда будет представлять Программу приватизации на 2003—2008 годы, наверняка ему припомнят сомнительную легитимность при назначении на занимаемую должность. Впрочем, по Чечетову ведь голосовали лишь один раз. Директор Института приватизации Александр Рябченко признался, что изначально был уверен в уходе Александра Бондаря с поста председателя ФГИ, поскольку даже если бы парламент не дал на это согласие, он все равно должен быть уволен по собственному желанию, согласно Кодексу законов о труде.
Входящая во фракцию социалистов депутат Екатерина Семенюк (председатель контрольной комиссии по приватизации) позицию оппозиционных сил объяснила просто. По ее словам, «четверка» НУ, СПУ, БЮТ и КПУ на нынешнем этапе не видит особой разницы между Бондарем и Чечетовым. Поэтому оппозиционеры пока намеревались занять выжидательную позицию, и понаблюдать за действиями парламентского большинства. А понаблюдать действительно было за чем.
Поведение Александра Бондаря и Михаила Чечетова на протяжении трех часов между двумя голосованиями заслуживает отдельного внимания. Чечетов не показывал разочарования и заявил, что сохранение для Фонда двух специалистов, это хорошо. А вот Александр Бондарь успел призвать Президента определить, будет ли он дальше работать в ФГИ. Кабмину и парламенту он также порекомендовал принять по этому поводу консолидированное решение. Телефон правительственной связи («сотка») ни разу не зазвонил в кабинете Александра Бондаря за последний месяц, и чтобы продолжить работу, главе ФГИ (теперь уже как бы бывшему), стоило обеспечить себе примирение с правительством. Любопытно также, что после утреннего голосования Бондарь заявил, что не собирается возвращаться из отпуска, и намерен сохранить полномочия по принятию кардинальных решений за Чечетовым.
Дальнейшее развитие сюжета в этом кадровом детективе предсказать практически невозможно. Очевидно, не исключены попытки аннулировать решение об увольнении Бондаря. Но в связи с тем, что вопрос не является крайне принципиальным даже для антипрезидентских фракций, эти попытки вряд ли увенчаются успехом. Впрочем, ситуация вокруг фигуры главы Фонда может обостриться в дальнейшем всякий раз, когда в приватизации могут проявляться признаки «платежа» за политуслуги в будущей предвыборной кампании.
В ближайшее время начнутся торги по должности первого заместителя главы ФГИ, освобождаемую Чечетовым. По слухам, с одной из фракций предварительная договоренность по этому поводу уже есть, но как на это отреагирует Президент, еще вопрос. В Фонде очень опасаются, что эту должность займет политик, откровенно представляющий интересы одной из политико-финансовых групп. Это может серьезно дестабилизировать работу ФГИ.
Известно, что Александр Бондарь не прочь остаться работать в Фонде на должности заместителя. Поговаривают, что саму должность могут просто ввести указом Президента. Речь идет о заместителе, ответственном за сотрудничество с парламентом. «Работать с депутатами я люблю. Много общения, меньше ответственности», — шутит Бондарь. На самом деле речь идет о серьезном фронте работы, поскольку не исключено, что по каждому крупному объекту, выставляемому на приватизацию, будет приниматься отдельный закон.
Усилия Александра Бондаря наверняка пригодятся и при лоббировании новой Программы приватизации. Если он будет представлять ее в паре с Чечетовым, наверняка это снизит политические риски, возникшие после вчерашних конфузов. Значительных перестановок в руководстве ФГИ ожидать не стоит, во всяком случае это обещал Михаил Чечетов до вчерашнего дня. Так что все перемены, которые могут произойти в Фонде и приватизации в целом, могут быть связаны лишь с теми закрытыми политическими консультациями, которые проводит новый руководитель ФГИ в последние десять дней. Покупатели назначили продавца и ожидают, что он не станет играть только на одной стороне.