Выборы. Надежда — есть!
Главный инструмент действенного гражданского общества — это не только всплеск энергии раз в десять лет, а постоянный контроль за политиками
«За кого будете голосовать?», — обращается продавец обычного киевского супермаркета к своему коллеге напротив. «Опять эти выборы! Я бы пошла, возможно, и пойду, но, действительно, за кого голосовать? Ситуация нездоровая», — с определенной грустью отвечает второй продавец. Этот диалог продолжился: вспомнили и о майдане, и о войне, и о Ляшко в иронической форме.
В этом диалоге — квинтэссенция нынешней ситуации.
Да, есть внешний агрессор, который стремится уничтожить украинскую государственность как таковую. Но первопричина всех наших бед — в нас самих. В течение 23-х лет мы имели шанс реформировать страну, но не воспользовались. Иногда были готовы отдельные политики, но не было готовым общество, и наоборот — когда было готово общество, неспособными к изменениям оказывались политики. А слабое государство — это всегда искушение для врага, особенно больного вирусом имперскости.
Сломать кланово-олигархическую систему, которую создал Кучма и развивали следующие президенты, требовали граждане на Евромайдане. Скоро будет годовщина как люди впервые вышли на улицу после отказа режимом Януковича подписывать Соглашение о евроинтеграции. За это время произошло много событий. Мы потеряли территории и тысячи жизней патриотов. Неизвестным, в сущности, является последующее развитие ситуации. А ещё — разочарование. Оно всё более проникает в атмосферу нашего общества. Упомянутый диалог — тому подтверждение.
В это воскресенье нас ожидают досрочные парламентские выборы. Это тот этап, который мы должны пройти, тем более, если мы требовали перезагрузки власти. Насколько качественной она будет? Вопрос, особенно когда общество выставляет высокую планку. Предвыборная кампания продемонстрировала по большей части негативные, старые методы борьбы. Начиная с избирательной системы имени Януковича, которую депутаты не захотели изменять и заканчивая партией Ляшко в лучших традиция олигархических проектов.
Но есть и новизна. Евромайдан вывел на поверхность много общественных активистов, комбатов..., большинство из которых изберутся в следующую Раду. Плохо, что им так и не удалось организоваться в отдельную самостоятельную структуру, а пришлось распылиться среди «старых-новых» политических сил. Хотя, есть и отдельные позитивы — «Сила людей», которая смогла организовать партию снизу, «Самопоміч» — первым номером в которой идёт известная активистка Анна Гопко.
В любом случае, люди должны прийти на избирательные участки и сделать свой выбор. Ведь главный инструмент действенного гражданского общества — это не только всплеск энергии раз в десять лет, а постоянный контроль за политиками. Даже если они делают всё, чтобы приуменьшить влияние граждан... Выборы — это шанс!
«БУДЕМ ИМЕТЬ ДОМИНИРОВАНИЕ ПРЕЗИДЕНТА И ЕГО БОЛЬШИНСТВА В ПАРЛАМЕНТЕ. СООТВЕТСТВЕННО НЕ БУДЕТ ОПРАВДАНИЙ, ЧТО ЧТО-ТО МЕШАЕТ ПРОВОДИТЬ ПЕРЕМЕНЫ В СТРАНЕ»
Виктория ПОДГОРНАЯ, политолог:
— Мы понимаем, что этот парламент будет Президента Порошенко — его политическая сила может взять до 40%. Это говорит о том, что он может получить 170-180 мандатов. Разумеется, он получит поддержку многих мажоритарщиков, которые выразят любопытство поддержать пропрезидентскую фракцию, — это около 60 человек. Таким образом, у Порошенко может быть большинство из 240-250 человек.
Что касается построения пропрезидентского конституционного большинства, то это зависит от того, какие политические силы, которые пройдут в Раду, могут стать союзниками «Блока Петра Порошенко». Конечно, пройдет «Батьківщина» с 6-10%, приблизительно такие же цифры у «Народного фронта» Яценюка. Он и является более постоянным вариантом для коалиции. Я очень сомневаюсь, что Тимошенко пойдет на союз с «БПП», так как она не будет иметь серьезного влияния. Но все же, если «Батьківщина» сможет торговаться с Порошенко за какие-то преференции, то, разумеется, есть вариант с ее входом в коалицию.
«Самопоміч» может присоединиться к коалиции и компенсировать те голоса, которых не хватает для конституционного большинства. «Громадянська позиція» также может присоединиться к большинству, но сейчас она показывает снижение рейтинга, что связано с ростом поддержки «Самопомочі». У них один электорат — гражданское общество, которое хочет голосовать за молодых и энергичных политиков. Но, на мой взгляд, в парламент может пройти только одна из этих политических сил и, скорее всего, это будет «Самопоміч». Недавно один из ее представителей высказался в поддержку проевропейского большинства в парламенте, ведь они надеются на проведение реформ, ведь такая большая поддержка у Президента должна быть использована на благо Украины. У Порошенко больше не будет оправданий, что что-то ему мешает проводить перемены в стране.
Что касается Кабмина, то с ним ситуация тоже зависит от коалиции, поддержки Президента в парламенте. У Порошенко есть все возможности иметь своего премьера, и даже спикера, о чем заявил Юрий Луценко. Скорее всего, он рассматривает себя на должность главы ВРУ. Скорее всего, премьером готовится быть Владимир Гройсман. Но, с другой стороны, есть Арсений Яценюк, предвыборная кампания которого построена на легитимации и продлении его премьерства. Но его 10% не дают возможности переиграть кандидата от Президента, потому он будет младшим партнером. Конечно, Яценюк может устроить шантаж и не войти в большинство, но тогда он не будет иметь политических перспектив, ведь все поймут, что он хотел пройти только ради собственного кресла, а не перемен в стране. Лозунги «Народного фронта» относительно премьерства Яценюка являются кампанией давления на Президента, что, мол, все еще существует перспективная фигура Арсения Петровича. Но, к сожалению, его шансы уменьшаются еще и тем, что во времена его премьерства не были проведены реформы — все понимают, что за 8-9 месяцев ничего не было сделано. С другой стороны, Гройсман занимается основным направлением реформ — децентрализацией, без которой никакие перемены невозможны. Она может стать его важным премьерским поступком, для чего существует соответствующая платформа.
«Радикальна партія Олега Ляшка», скорее всего, не войдет в коалицию, хотя может попытаться получить места, чтобы иметь ресурсы влияния. Но, с точки зрения политической логики, я не думаю, что Президент будет предлагать им соглашение, поскольку сам Ляшко дискредитирует большинство коалиции. Это фигура политика-популиста, а популизм и реформы никак не совпадают по логике. И все ключевые голосования он будет срывать и показывать неустойчивость этого большинства. «РПЛ» — это политическая сила, которая играет по старым правилам украинской политики, которые должны меняться. Кроме того, это олигархический проект, а мы устали от того, что олигархи играют в политику в нашей стране. Но некоторые люди в нашей стране недостаточно опытны и ведутся на популистскую риторику Ляшко, не понимая, кто за ним стоит.
К сожалению, в парламент, скорее всего, пройдет «Оппозиційний блок» благодаря очень мощной рекламе, которая остается влиятельным фактором для наращивания рейтинга в условиях сокращенной кампании. Я думаю, они с некоторыми мажоритарщиками могут получить 30-40 мандатов. Скорее всего, проходит и «Сильна Україна» Тигипко, хотя многое будет зависеть от того, как будут перетекать голоса между этими двумя политическими силами. У них один электорат, который отвечает 10-11% украинцев. Фактически это чиновники, милиционеры и тот аппарат, который был сформирован во времена Януковича, — это постсоветская электоральная гвардия. Но если эти две партии пройдут, они будут составлять оппозицию. Хотя Тигипко не умеет быть в оппозиции, Президенту не будут нужны его услуги, — только в случае большого кадрового дефицита. Но его присутствие в будущем правительстве, учитывая участие в правительствах Януковича, — не лучшая идея для Порошенко.
Таким образом, мы будем иметь доминирование Президента и его большинства. Будем надеяться, что они осуществят реформы, ведь на них будет лежать высокий процент ответственности и общественных ожиданий. Если же реформы не пройдут, это будет означать нежизнеспособность ни парламента, ни Президента. Сейчас в обществе очень высокие ожидания, и нынче не эпоха Ющенко, потому подобные ошибки допускать нельзя.
Такая монополизация власти Президентом лично мне не нравится, но общество его поддерживает, и это опыт для людей. В условиях войны по-иному нельзя — нужно на кого-то ставить, ведь наша политика еще не стала политикой институтов и правил игры — это все еще политика персон. Но мы будем иметь шанс, и к чему приведет такая властная модель — к хорошим результатам или к большим разочарованиям, — покажет время. До сих пор такая конфигурация существовала при Януковиче, и она сработала негативно. И с точки зрения политологической логики в истории мира очень немного подобных прецедентов с позитивными последствиями.
В целом у других партий очень мало пространства для маневров, ведь у Президента настолько высокий уровень поддержки, что он сам может выбирать союзников — общество предоставляет ему право этого выбора. Это уникальная ситуация, но уникальная и с точки зрения ответственности.
«АГИТАТОРЫ МОЕЙ ТЕТКЕ ВОДЫ ИЗ КОЛОДЦА НАТАСКАЛИ, ЧТОБЫ ОНА ТОЛЬКО ЗА ЛИТВИНА ПРОГОЛОСОВАЛА»
Светлана ИВАНИСЬКО, сотрудник кафедры Археологии и музееведения КНУ имени Т. Г. Шевченко (facebook.com):
— Все обсуждают предвыборную агитацию в Киеве: бигморды тут, бигморды там, детские площадки и всякое прочее. А что же в селе? Бигмордов не поставишь.
А в селе все интересно. Мое родное село на Житомирщине, как у нас говорят «портовое». И «портовое» оно не потому, что в 30 км — родное село В.М. Литвина, и В.М. Литвин баллотируется у нас по округу. «Портовое» оно, потому что большое и удачно расположено: одним концом выходит на трассу, где можно сесть на любую попутку и доехать то ли до Новоград-Волынского, то ли до Житомира, а при необходимости — и в Киев, а в другой стороне расположена железнодорожная станция. Станция была узловой, и даже через нее когда-то ходил поезд Киев-Ужгород, но потом поезд отменили, но трижды в сутки ходит дизель до Житомира и Новограда, на котором все пенсионеры могут бесплатно доехать куда им нужно. Да-да-да, через наше портовое село электрички не ходят.
Село наше, к тому же, не заасфальтировано. Ну как не заасфальтировано? Центральная дорога очень давно была заасфальтирована. Но тот асфальт весь в глубоких ямах и их проще объехать через кювет. Вторые по значению дороги лет 30 назад были залиты смолой и засыпаны гранотсевом, но камней пожалели, а смолы — нет, потому даже сейчас летом смола проступает через верхний слой. Все остальные дороги оставлены в состоянии грунтовых и в дождевую пору представляют собой добротную грязь, учитывая, что село живет на черноземах. В советские времена у нас была проведена мелиорация: позасыпали все торфяники, маленькие болотца, понарывали каналов, но сделали это так хитро и прекрасно, что теперь когда идет дождь, то головастиков можно ловить на огородах и дорогах, дома стоят в воде, как в Венеции, а каналы сухие.
Село наше не телефонизировано. На все село в советские времена было дано аж пять номеров, и поставить себе телефон можно было только тогда, когда кто-то от него откажется. Но, хвала изобретателям мобильных — этот вопрос был решен навсегда.
Село не газифицировано. Совершенно. Поэтому мы всем селом дружно крутим дули «Газпрому», Миллеру, Путину и Ахметову, а топим дровами из соседнего леса. Сухостоя всегда хватает. Брикетированный уголь последний раз привозили еще когда я совсем маленькой была. На крайняк можно купить в лесу куб дров — и хватит на всю зиму, чтобы топить, и на лето, чтобы готовить еду. Готовят еду также на печке, газовый баллон в доме может быть, но это уже панские прихоти, и одним баллоном люди пользуются года два-три, если не пять.
Село наше слабо электрифицировано. Электричество есть в каждом доме, но фонарь с освещением на все село аж один. Он стоит себе в центре села на раздорожье (то есть на перекрестке), к нему прицеплено «радиво». С одной стороны раздорожья — новая двухэтажная полная общеобразовательная школа (да-да, тут мы модные — в соседних селах либо начальная, либо девятилетка). С другой стороны — дорога на старые могилки, старую школу и трассу. По другой стороне раздорожья — сельсовет, напротив него — новая церковь. Напротив новой церкви — риголет под мелодичным названием «Левада», как раз на месте старой церкви, а столики стоят на месте кладбища при церкви. Между новой церковью и сельсоветом притулился клуб. Клуб был отремонтирован лет пять назад, тогда же, когда была построена новая церковь. Ну как отремонтирован? Поменяли окна на металлопластику, двери, купили новую аппаратуру, ноутбук, чтобы музыку крутить. В клубе сделали классный маленький этнографический музейчик с аутентичными раритетами, но им никто не интересуется, потому что у людей такое под хатами и на горе валяется (мой отец в селе на свалке нашел «зингеровскую» ручную швейную машинку). Но в тот отремонтированный клуб никто по вечерам не ходит. Ведь завклубом сделали бывшего директора школы, и это отбило какое-либо желание ходить на дискотеку у молодежи школьного возраста. Проще пойти побухать в «Леваду» и порыгать под церковью при свете единственного фонаря (сорри за неприкрытый натурализм). Во всех остальных местах села нигде ни один фонарь не светится, и по ночам можно ходить пугать маньяков и собак. Кстати, отсутствие фонарей не мешает местным ездить по нашим слабо асфальтированным дорогам и не попадать при этом в ухабы. Вот что значит — родные земли.
Сейчас электричество периодически выбивает. Такое было и в этом году, и в прошлом, и даже 20 лет назад. Еще с детства помню, как не было света по два-три дня, пока это дело ремонтировали, что автоматически лишало нас телевизора и плойки. Все остальное можно было сделать без света. А при чем тут плойка — спросите вы? Когда во всем селе света не было, то светился единственный фонарь в центре села, играло «радиво», и электричество было в клубе. А как в клуб идти и не сделать себе прическу? Беда.
Сейчас по понедельникам между «Левадой», клубом и церковью проходит базар. В село съезжаются из окружающих сел люди поторговать, поторговаться, со всеми вытекающими под «Левадой», церковью и фонарем вечером.
В селе нашем не знают, что такое водоотвод и канализация. Хочешь воды? Вон тебе колодец, ведро — крути корбу. Люди «покидали» себе моторы в колодцы и пользуются благами «нажми на кнопку — получишь результат», но это могут себе позволить только те, у кого колодец под домом, а не на дороге, как у нас, потому как спионерят мотор и не найдешь потом.
И вот пришли очередные выборы. Они у нас досрочные и внеплановые, потому кандидаты и их агитаторы бегают и предлагают себя как только могут. Газификации, электрификации и, не дай Боже, канализации не обещают, но... Ведущим кандидатом у нас по округу считается В.М. Литвин. Он поремонтировал второстепенные дороги (ямы позасыпал щебнем). Оказывается, он когда-то давал деньги на ремонт клуба (хотя раньше говорили, что это был грант), встречается в том клубе с избирателями и рассказывает про свои молодые годы и как он по девушкам ходил в соседнее село и через поле убегал. А сегодня агитаторы моей тетке воды из колодца натаскали, чтобы она только за Литвина проголосовала.
«ЭТОТ ПАРЛАМЕНТ БУДЕТ ПЕРЕХОДНЫМ. ЕГО ЦЕЛЬ — ЛЕГАЛИЗОВАТЬ НОВЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ, НО ЖИТЬ ПО НИМ БУДУТ ДРУГИЕ»
Максим РОЗУМНЫЙ, доктор политических наук, заведующий отделом политических стратегий Национального института стратегических исследований:
— По большому счету, все рейтинги в определенной степени будут отличаться от окончательных результатов выборов, ведь многие определяются со своим выбором в последний момент. Многие также в последний момент решают, идти или не идти на выборы, а сейчас от явки зависит очень многое, в том числе конфигурация политсил, которые пройдут в парламент.
Выглядит так, что пророссийский блок сил будет довольно незначительным и маргинальным в новом парламенте, поэтому можно надеяться, что острой политической борьбы по традиционной повестке дня не будет — «Украина-Россия», язык, историческая память. В целом, влияние пророссийских тушек без учета внутриполитической ситуации не будет являться определяющим, потому что это люди с прагматичными «шкурными» интересами, которые не будут рисковать своими благами ради идеи «русского мира». Это может произойти, если будет существовать гарантия, что Путин в Украине победит. А сейчас Путин в Украине проигрывает. Но риск поворота существует, ведь мы имеем пример Грузии, где к власти пришли силы, настроенные на диалог с Россией. Более вероятен сценарий внутриукраинской политической борьбы, которая будет определяющей для этого парламента. И активным игроком на этом фронте может стать «Свобода», которая выступает с более радикальных позиций.
Таким образом, борьба будет разворачиваться в плоскости проевропейского более-менее патриотического дискурса с борьбой вокруг кабминовского пирога и других назначений.
Я думаю, что в коалицию войдут «Блок Петра Порошенко» и «Народний фронт». Кроме того, есть большой массив мажоритарщиков. Но вряд ли «БПП» будет иметь больше половины состава, и он будет вынужден искать союзников. После объявления последних рейтингов, возникло мнение, что можно будет сформировать коалицию и без «БПП», но это очень маловероятный сценарий, поскольку партии, которые претендуют на прохождение, — «Громадянська позиція», «Самопоміч», «Батьківщина», «Народний фронт» — борются больше между собой, чем с «Блоком Порошенко». Поэтому «БПП» станет основой новой коалиции, а позиция «РПЛ», «НФ», «Самопомочі», «Громадянська позиція», как наиболее важных в этом контексте политсил, будет зависеть от коалиционного процесса и понимания того, как будет развиваться ситуация в стране в целом. Если какие-то политические силы будут делать ставку на следующие парламентские выборы и считать, что этот парламент ненадолго, тогда они будут в оппозиции. И главный претендент на эту роль — «Батьківщина», «Громадянська позиція» и, скорее всего, «Радикальна партія Олега Ляшка», возможно, «Свобода».
Что касается премьерства, то это интрига, скорее, предвыборная, чем послевыборная. Если существующие рейтинги подтвердятся на выборах, то шансов у Арсения Яценюка сохранить свою должность очень мало. Станет понятно, что новое правительство — это правительство Петра Порошенко. В такой ситуации у Арсения Петровича будет выбор — или позиционировать себя как человека Порошенко, или остаться вне этой игры. Оценивая его амбиции и предыдущее поведение, можно прогнозировать, что Яценюк примет второй вариант.
Коалиционное соглашение, которое готовится и содержание которого в ближайшие дни может быть раскрыто, декларирует основополагающий отказ от квотного и переход к программному принципу, четкой политической ответственности за принятие конкретных законов, решений и так далее. Это даст возможность формировать правительство конкретной политической команде или персоне, независимо от формальных пропорций и четких обязательств перед политическими силами. Ясно, что в украинской политике всегда есть кулуарный бекграунд, где будут распределяться министерские места и будет существовать политический торг. Но, мне кажется, в правительстве мы увидим больше нейтральных фигур, а не четкое партийное представительство.
Я думаю, что этот парламент очень слабо будет отличаться от своих предшественников и по уровню политической культуры, и по ответственности за судьбу страны. Не происходит полного обновления политической элиты, но это объективная реальность, которую очень трудно изменить в течение нескольких месяцев. Этот парламент должен принять определенные законодательные рамки — избирательные, антикоррупционные, размежевать власть и бизнес, перейти на европейские стандарты и процедуры во всех областях жизни. Только тогда эта нормативно— институционная база начнет продуцировать новую политическую культуру, политиков и избирателей. Этот парламент будет переходным, и его цель — легализовать новые правила игры, но жить по этим правилам будут новые люди.
Что касается того, что власть становится почти полностью сконцентрированой в руках Порошенко. При демократических режимах такое явление не является опасным. Это, наоборот, бывает полезным, особенно в кризисные периоды, для более четкой и последовательной политики. Поэтому определяющей является не концентрация власти, а соблюдение определенных процедур и правил. А правила и принципы должны быть зафиксированы изменением Конституции, децентрализацией власти и другими реформами.
Мое лучшее пожелание избирателям — если бы каждый из них написал для себя небольшой список, что бы он хотел получить от этого парламента, а затем вычеркнул из него все пожелания, которые начинаются с частицы «не», и посмотреть на то, что остается «в позитиве». Именно по этим критериям, которые останутся, они и должны выбрать соответствующую политическую силу.
Выпуск газеты №:
№199, (2014)Section
Nota bene