Перейти к основному содержанию

Обеспокоенность Мааса vs принципы Климкина

Почему шансы на реализацию международного мониторинга свободы судоходства в Азовском море и Керченском проливе нулевые
19 января, 11:11
Фото: mfa.gov.ua

Похоже, что рабочий визит федерального министра иностранных дел Германии Хайко Мааса сначала в Москву, а затем в Киев не принес никакого прогресса в реализации Минского процесса. Поэтому надежды более 50 украинских и немецких журналистов, более 20 телекамер, которые больше трех часов ожидали совместной пресс-конференции министра иностранных дел Украины Павла Климкина и его немецкого коллеги, услышать хотя бы о каком-то движении вперед в обеспечении стабильной свободы навигации в Керченском проливе оказались напрасными.

«Мы, немецкая сторона, вместе с французской ответственны за усилия, чтобы была динамика в Минском процессе»

В своем заявлении прессе шеф немецкой дипломатии признал: «Мы не смогли добиться восстановления перемирия», - одновременно он отметил, что Германия готова поддерживать Украину в этом вопросе. Продолжая свое выступление, господин Маас отметил: «Мы срочно нуждаемся в прогрессе в Минском процессе».

Немецкий министр сообщил, что он обсуждал этот вопрос в Москве, и добавил: «Мы с французской стороной ответственны за усилия, чтобы была динамика в Минском процессе».

«Россия должна обеспечить свободу мореплавания в Азовском море на постоянной основе»

Однако возникает вопрос, почему господин Маас четко не назвал еще одну сторону – российскую, непосредственно несущую ответственность за все, что происходит в отдельных районах Донецкой и Луганской области, почему не призвал Россию забрать оттуда все вооружение, своих солдат, а если говорить формулировками Минских договоренностей, то обеспечить устойчивое незыблемое перемирие, отвести тяжелые вооружения и допустить наблюдателей ОБСЕ на всю территорию оккупированного Донбасса и украинско-российской границы, которую не контролирует Киев. Почему-то об этом не стал говорить шеф немецкой дипломатии, хотя именно реализация первых трех пунктов о безопасности в Минских договоренностях открывает путь для мира и последующей реинтеграции оккупированных территорий в состав Украины. Вместо этого он выразил обеспокоенность положением в Азовском море и сообщил, что затронул этот вопрос с министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым, и рассказал, чего ожидает Берлин. Россия, продолжил он, должна обеспечить свободу мореплавания в Азовском море на постоянной основе.

Однако господин Маас так и не сказал, как это можно обеспечить, а лишь рассказал, что сегодня утром во время встречи с российским министром он «говорил о мерах повышения прозрачности и привлечения мирового сообщества, чтобы мы могли найти решение относительно прохождения кораблями Керченского пролива на постоянной основе».

Напомним, речь идет о предложении Германии и Франции по международному мониторингу свободы судоходства в Азовском море и Керченском проливе. На прямой вопрос журналистов, когда такая мониторинговая миссия может быть создана, немецкий министр не дал прямого ответа, отметив лишь, что «мы не далеко продвинулись в этом вопросе, поскольку нужно будет привлечь экспертов, поэтому существование миссии будет зависеть от тех, кто станет вести переговоры».

«Если международное присутствие нам здесь поможет, а российские власти не будут манипулировать им, мы, безусловно, это приветствуем»

Со своей стороны Павел Климкин прокомментировал следующим образом такую инициативу: «Если международное присутствие нам здесь поможет, а российские власти не будут манипулировать им, мы, безусловно, это приветствуем». Глава украинской дипломатии пояснил в своем выступлении принципы, на которых должна базироваться мониторинговая миссия. Во-первых, для Украины недопустима идея получения согласия оккупанта на доступ к оккупированной территории. И во-вторых, мониторинг должен базироваться на четкой политической позиции относительно неправомерности узурпации Россией суверенных прав Украины. В-третьих, Украина будет настаивать на том, что механизм мониторинга должен быть сосредоточен на достижении свободы навигации.

Но опять же, по словам немецкого министра, понятно, что именно от России зависит принятие такого решения.

«Для федерального правительства неприемлем арест украинских моряков и удержание политических заключенных, в частности Сенцова»

Один украинский дипломат сказал «Дню» в режиме off the record, что шансы организовать такую мониторинговую миссию нулевые. Другой дипломат считает, что впереди большая борьба за реализацию этой идеи.

То же самое касается заявления господина Мааса, что для федерального правительства неприемлем арест украинских моряков и удержание политических заключенных, в частности Сенцова. «Этот вопрос имеет большое значение и должен быть решен российской стороной. Мы не будем уступать в этом вопросе», - подчеркнул немецкий министр.

Но мы видим, что после 2014 года Россия нарушила десятки международных соглашений, меморандумов, договоренностей и не собирается их выполнять и в целом придерживаться международного права. Поэтому, наверное, соответственно нужно искать уже новые механизмы, чтобы заставить Россию вести себя цивилизованно, а не продолжать искать договоренности, консенсус, который устроит российский режим.

«Распространение европейских правил на газопровод «Северный поток» - единственный эффективный способ сделать наши трехсторонние консультации эффективными»

На пресс-конференции журналисты снова услышали от немецкого министра, что «Северный поток – 2» является коммерческим проектом, в котором участвуют не только германские, а и европейские компании. Как известно, Украина, балтийские страны, Польша и США считают этот проект политическим. Однако этих аргументов не хотят услышать в Берлине.

Поэтому украинская сторона решила воспользоваться новым инструментом против «Северного потока – 2» - распространением европейских правил на этот газопровод. «Мы считаем, что распространение европейских правил на газопровод «Северный поток» - единственный эффективный способ сделать наши трехсторонние консультации (ЕС – Украина – РФ – Авт.) эффективными и конструктивными», - отметил Климкин, По его мнению, это даст возможность перевести дискуссию в рациональную плоскость.

Он также сообщил, что Украина сейчас обсуждает с Еврокомиссией применение относительно украинской ГТС европейских правил. «Если наша ГТС будет подпадать под европейские правила, - продолжил министр, - то, конечно, «Северный поток – 2», тоже должен соответствовать европейским правилам... Это позволит обеспечить реальную конкуренцию, стабильность в поставке и жизнеспособность нашей украинской ГТС».

Вместе с тем он отметил, что если транзита по украинской территории не будет, то Россия применит совершенно другие методы для дестабилизации Украины.

Надо отметить, что господин Маас не дал четкого ответа на вопрос журналистов, будет ли «Северный поток» подпадать под европейские правила. Он также не пояснил, кто будет гарантировать транзит российского газа через украинскую ГТС, а лишь отметил: «Транзит через Украину должен быть обеспечен».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать