Предел применения
Среди колоссального разнообразия фотографий на выставке «Дня» мне запомнились две...
Первая называется «Это уж слишком». Сделана во время печально известных событий под Верховной Радой 31 августа. Пожилая женщина стоит перед строем нацгвардейцев, которые закрываются щитами, и стирает со щита нарисованную кем-то из манифестантов свастику.
На втором фото, названном «Хороший полицейский», — презентация новой патрульной полиции на Софийской площади в июле этого года. Центральная фигура — улыбающийся высоченный Кличко, которому очень идет форменная полицейская фуражка. Рядом стоят Аваков и Яценюк, которые на две головы ниже.
Почему именно эти работы?
Потому что они — о делегированной государству монополии на применение силы. Тема, которая всегда была остроактуальной в Украине, особенно же последние два года.
Первая карточка — о том, что происходит, когда какой-то гражданин или группа граждан считают себя вправе совершать насилие во имя собственных целей. Напоминаю, тогда несколько ультраправых организаций, среди которых количественно преобладала партия «Свобода», пытаясь любой ценой привлечь внимание избирателей и прессы, устроили беспорядки под Верховной Радой. Следствием стала гибель трех человек от взрыва гранаты, брошенной одним из «свободовцев», и тяжелые ранения более 100 гражданских и гвардейцев.
Цинизм в том, что свастику на щите нарисовали те, кто исповедует взгляды, по многим составляющим близкие к нацистским. Ведь ни для кого не секрет, что программы и партийные издания и «Свободы», и «Правого сектора» полны проклятий в адрес европейской мультикультурности и либерализма, что и актив, и руководство этих движений поголовно поражены расизмом и гомофобией, что настоящая евроинтеграция никоим образом не входит в их приоритеты, а вот существенное ограничение гражданских свобод, разделение Украины по языковому и этническому признакам они считают вполне приемлемым. Да, это слишком. Слишком метить свастикой своих бывших побратимов по Майдану и ветеранов АТО — которыми и укомплектована Нацгвардия. Слишком калечить тех, кто защищает законно избранный парламент. Слишком бросаться боевыми гранатами в центре мирного города. И слишком голосовать за партии, идеология которых делает возможным все вышесказанное.
«ДОБРИЙ ПОЛІЦЕЙСЬКИЙ» / ФОТО ВЛАДИСЛАВА МУСИЕНКО
На втором фото Кличко похож на дядю Степу из известного советского стихотворения. В моей культурной памяти срабатывает эта коннотация, хочу я того или нет, потому что заложена она туда еще в детстве, в брежневских 1970-х. Младшим людям подобное сравнение и в голову не придет.
Коммунистическая власть умела работать с языком, очень точно оценивая возможности яркой художественной репрезентации, именно потому и нанимала таких не лишенных таланта негодяев, как Сергей Михалков, чтобы создавать привлекательные и даже идеальные образы своих опричников.
Дядя Степа накладывается на фото улыбающимся, но от того еще более зловещим призраком прошлого, которое эта фотография содержательно опровергает. Демократически избранный мэр столицы в фуражке новой полиции, которой доверяет большинство населения, — вот новое поле значений. Новое и захватывающе, на которое, верю, уже никогда не выползет химера ни из красного, ни из коричневого потустороннего мира.
Выпуск газеты №:
№205, (2015)