Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Митрополит Тимофей Щербацкий. Возвращение

16 июля, 10:15

Происхождение в Украине признанной Поместной Православной Церкви Украины (Украинской Православной Церкви) вынуждает нас по-новому посмотреть на историю православия в Украине. Ведь эта Церковь имеет древнюю историю, существенно отличающуюся от тех мифов, которые нам свыше трех столетий навязывала и пытается навязывать до сих пор Московия. При переосмыслении наших знаний о развитии православия в Украине в первую очередь внимание следует обратить на глав Киевской митрополии. Их церковная и жизненная позиция часто определяла не только тогдашнюю ситуацию в православии, но и развитие Церкви на много десятилетий вперед.

Традиционно наше внимание приковано к митрополитам-реформаторам, среди них — знаменитый  Петр Могила, который много сделали для сохранения православия в Украине и для развития Вселенского православия в целом. Однако были и митрополиты-консерваторы, наподобие Тимофея Щербацкого, которые в условиях политической и духовной оккупации и засилья чужой церковной культуры пытались (удачно или неудачно) сохранить права Киевской митрополии или отстоять древние украинские церковные обычаи. Роль наших иерархов в развитии Украинского православия требует дальнейшего объективного анализа, что начал осуществляться лишь во времена независимой Украины.

Митрополит Тимофей Щербацкий принадлежит к плеяде украинцев, которые повлекли явление, что в нынешней российской историографии называется «малороссийским пленом Русской Церкви» или «господством малороссийского епископата». Фактически идет речь о периоде свыше полсотни лет после смерти Петра І и до издания Екатериной ІІ специального указа, которым политически ограничивалось влияние украинцев в Русской Церкви.

Оценка деятельности Киевского митрополита Тимофея в исторической ретроспективе также не избежала трансформации. Ведь даже сам факт того, что митрополит после Киевской кафедры еще почти десять лет возглавлял Московскую митрополию, служит для кое-кого достаточным аргументом объявить его предателем, который «ослабил Киевскую митрополию и этим способствовал дальнейшему включению ее в орбиту Русской Православной Церкви». Согласиться с черно-белой логикой критиков митрополита трудно. Ведь согласно этой логике нам придется вычеркнуть из наших списков чествования большинство  наших святителей или политиков, которые  вынуждены были развивать Московскую Церковь и государство в целом. А это гетман Иван Мазепа, митрополит Димитрий (Туптало) и многие другие.

Что мы знаем о митрополите Тимофее Щербацком? Тихон Иванович Щербак родился в 1698 году в семейном хуторе своих родителей Щербановка (в настоящее время — село Обуховского р-на Киевской обл.). Учился в Киево-Могилянской академии. В возрасте восьми лет Тихон пел в хоре Академии (в это время он изменил свою фамилию: Щербак стал Щербацким), где его голос заметил царь Петр І во время приезда в Киев. Царь приказал зачислить юношу в царскую придворную капеллу. Однако Тихон не прижился в Санкт-Петербурге и убежал оттуда при первой же возможности (сославшись на мутацию голоса).

По возвращении в Киев Тихон окончил учебу в Академии (в 1727 г., курс богословских наук) и впоследствии в Киево-Софийском монастыре принял монашеский постриг под именем Тимофей. В 1728 году иеромонах Тимофей был назначен кафедральным писарем (вел дела епархиального управления). Фактически он много лет был ближайшим помощником Киевского архиепископа Рафаила Заборовского, что частично объясняет его дальнейшую стремительную церковную карьеру.

В 1737 году Тимофей стал игуменом (настоятелем) Мгарского Спасо-Преображенского монастыря, что вблизи Полтавы, и почти сразу (в марте  1737 г.) — переведен настоятелем в Киево-Выдубицкий монастырь. В августе 1739 года он стал архимандритом Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. В апреле  1740 года избран настоятелем Киево-Печерской лавры. Такая блестящая карьера архимандрита Тимофея, кроме протектората архиепископа, была связана также с его личными качествами (образованность, проповедничество, знание епархиальных порядков и тому подобное).

СКУЛЬПТОР МИХАИЛ ГОРЛОВЫЙ ОКОЛО ИЗГОТОВЛЕННОГО ИМ ПАМЯТНИКА МИТРОПОЛИТУ ТИМОФЕЮ ЩЕРБАЦКОМУ

В 1744 году случай помог ему ближе познакомиться с императрицей Елизаветой Петровной, которая по приезде в Киев остановилась в Киево-Печерской лавре и жила в покоях архимандрита. С того времени архимандрит пользовался заступничеством Елизаветы. Поэтому когда в октябре 1747 года умер митрополит Рафаил Заборовский, по требованию императрицы, вопреки древней традиции избрания, уже в ноябре  1747 года Тимофей был назначен на должность Киевского митрополита. Обряд епископской хиротонии и интронизации состоялся в Санкт-Петербурге в марте 1748 года. 

Интересный факт,  удостоверяющий популярность настоятеля Киевской лавры. Монахи, имея право избрания архимандрита, в феврале  1748 года повторно избрали Тимофея своим настоятелем. Это решение опротестовал Святой Синод, побаиваясь чрезмерного влияния митрополита. Дело в том, что за семь лет своего правления Тимофей показал себя успешным менеджером, способным реализовывать большие проекты: завершил строительство лаврской колокольни (1745 г.); укрепил лаврские холмы над пещерами; осуществил просветительско-издательские проекты и тому подобное. При нем Киевская лавра становится местом паломничества монахов с Балкан (болгары, сербы, македонцы и др.), которые учились здесь архитектуре, печатанию книг, писанию икон и тому подобное.

Поддержка Киевской лавры, в которой доминировали настроения  отстаивания древних украинских традиций и привилегий, свидетельствует и об общей настроенности митрополита относительно этих вопросов. Очевидно, что не случайно митрополит в 1750 году присутствовал на выборах (заочных) гетмана Левобережной Украины Кирилла Розумовского в Глухове. А уже в 1751 году митрополит подал ходатайство в Святейший Синод о возобновлении гарантированных царскими и патриаршими грамотами привилегий Киевского митрополита.

Кроме упорядочения Софийского монастыря, значительное внимание было уделено Киевским митрополитом и повышению образовательного уровня клира митрополии. Для этого проводилась реформа обучения в Киево-Могилянской академии (в 1752 г. введен новый учебный устав, введены новые предметы и тому подобное). Однако изменения митрополит видел в определенном ограничении самостоятельности академии (назначении преподавателей митрополитом), что, разумеется, вызывало сопротивление профессоров академии. В то же время митрополит Евгений Болховитинов так написал об этих событиях: «Киевская Академия обязана этому митрополиту основанием в ней лучшего порядка преподавания наук и первой о том письменной инструкции».

Усилия Киевского митрополита в отстаивании своих древних прав оказались напрасными. Политика Петербургского  Синода была четко направлена на превращение Киевского митрополита в рядового епархиального архиерея. И даже участие митрополита Тимофея в заседаниях Синода (с 1754 г.) не могло изменить ситуацию. Такая жесткая борьба физически истощила митрополита. Кроме того, у него было несколько «системных» конфликтов с некоторыми епископами, настоятелями монастырей и благочинными, которые пытались использовать ситуацию с противостоянием митрополита с Синодом в свою пользу. Поэтому в 1757 году митрополит подал рапорт об уходе на покой и поселение в Киево-Выдубицком монастыре. Эта добровольная отставка опровергает одну из версий его перемещения на Московскую кафедру — будто бы из-за внутреннего конфликта в митрополии. Однако вместо отставки Тимофей был переведен на Московскую кафедру. В январе 1767 года ему все же удалось уйти на покой. Но здоровье было подорвано окончательно — в апреле этого же года он умер (похоронен в Чудовом монастыре в Москве).

Позиция относительно отстаивания прав Киевской митрополии привела к формированию политики определенного умалчивания (вторая пол. XVIІІ в.) или формального упоминания (ХІХ в.) Тимофея Щербацкого в российской историографии. По крайней мере, в трудах В. Беднова, митрополита Евгения Болховитинова, А. Лазаревского, П. Строева, П. Терновского и других исследователей информация о митрополите дается преимущественно в формально-справочном стиле.

Лишь в монографиях И. Граевского (Граевский И. Киевский митрополит Тимофей Щербацкий. К., 1912) и И. Покровского (Покровский И. Русские епархии в XVI — ХIХ вв., их открытие, состав и пределы. Т.2. Казань, 1913) появляется более развернутый анализ роли митрополита Тимофея в развитии Киевской и Московской митрополий. В частности И. Покровский прямо пишет о том, что Щербацкий пытался отстоять права своей собственной митрополии и вернуть бывшие владения под ее юрисдикцию. Эту же мысль повторяет И. Власовский в труде «Очерк истории Украинской Православной Церкви», где он пишет о Щербацком как о «защитнике прав и привилегий Киевской митрополии», и как об «обидчике Киевской Академии». Деятельность митрополита И. Власовский считал последней попыткой отстоять древние украинские церковные права.

В независимой Украине появилось много исследований с анализом деятельности Щербацкого в контексте общественно-политических и национально-культурных процессов  первой половины XVIІІ века. В частности о менеджерских талантах митрополита, его борьбе за древние права украинского клира писали: В. Ластовский, В. Мордвинцев, О. Прокопюк, Д. Степовик, М. Яременко и другие. Специальные исследования о жизни и деятельности митрополита осуществили: С. Кагамлык и В. Жук (биография); Ю. Мыцик (описание архива митрополита); В. Ткачук (связи Киевской митрополии с монастырями Афона и Синая).

Такое внимание к митрополиту Тимофею считаем полностью оправданным. Щербацкий — действительно выдающаяся личность, который, невзирая на часто противоречивые поступки, оставил свой яркий след защитника прав и свобод украинского духовенства в условиях политического, экономического и духовного давления оккупационной российской власти. Этими условиями объясняется его определенный конформизм и согласие на ограничение своих полномочий.  

Уже несколько лет существует инициатива жителей Обуховского района установить памятник митрополиту, который бы свидетельствовал об уважении потомков к этой личности и своему историческому наследию. Эту инициативу поддержала и Киевская Православная Богословская Академия, в стенах которой, с благословения ректора КПБА митрополита Переяслав-Хмельницкого и Белоцерковского Епифания Думенко, в октябре  2017 года состоялся круглый стол «Роль личности в истории Церкви. Митрополит Киевский и Галицкий Тимофей Щербацкий (1698-1767)». Кроме представителей учебного заведения, в работе круглого стола участвовали гости из Переяслав-Хмельницкой епархии, депутаты Обуховского райсовета, краеведы.

В итоговой резолюции мероприятия была отмечена необходимость чествования памяти митрополита (установка мемориальной доски и памятника), а также важность донесения исторической памяти о митрополите современному поколению. На сегодня мемориальная доска уже установлена. Актуально открытие памятника, который уже сделан.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать