Перейти к основному содержанию

«Вы знаете, как мне дорога Украина...»

К 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского
12 марта, 10:06
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

12 марта 2013 г. исполняется 150 лет со дня рождения выдающейся фигуры украинской, русской и мировой науки — В.И. Вернадского. Хотя большую часть жизни В.И. Вернадский работал в Российской академии наук, он внес исключительный вклад в создание принципов украинской науки и образования в ХХ ст. Будучи украинцем по происхождению, он глубоко проникся идеей национального научного, экономического и культурного возрождения Украины. В очень короткий, но насыщенный судьбоносными событиями исторический период — 1918—1920 гг. — ученый сыграл определяющую роль в основании Украинской академии наук, Национальной библиотеки Украинского государства, ряда университетов и институтов, научных организаций и обществ. Несмотря на тяжелые экономические и политические обстоятельства, ему удалось мобилизовать все творческие силы украинского общества на перестройку духовных принципов национального государства, формирование его будущего.

• Почвой духовных сил В.И. Вернадского стали его крепкие исторические, семейные, духовные и интеллектуальные корни, которые определили его единство с украинской культурой и наукой. Родня академика и его жены Натальи Егоровны принадлежит к старинным украинским родам Старицких, Зарудных, Горляковичей, Рудниковичей, Лазаревых, Арендтов, Вернадских, которые подарили обществу известных государственных и военных деятелей, активных участников демократического движения. В.И. Вернадский унаследовал от них и тягу к знаниям: его прадед И.Н. Вернацкий учился в Переяславском коллегиуме и Киево-Могилянской академии, поселился на Черниговщине и был избран священником села Церковщина Березинского уезда. Дед Владимира Ивановича окончил Московскую медико-хирургическую академию, был военным врачом, принимал участие во всех походах А.В. Суворова и М.И. Кутузова и впоследствии получил чин коллежского советника, что предоставляло право наследственного дворянства1. Отец, Иван Васильевич Вернадский, окончил Университет св. Владимира в Киеве, где в 28 лет уже стал профессором и преподавал экономику и статистику, работал в Московском университете, в Санкт-Петербурге — в центральном статистическом комитете Министерства внутренних дел, преподавал в высших учебных заведениях. Его мать, Анна Петровна, принадлежала к украинскому старшинскому роду Констатиновичей. В семье В.И. Вернадского поддерживались национальные украинские традиции, изучалась история Украины, звучали народные песни, которые замечательно исполняла мать.

Определенное время семья проживала в Харькове, где отец В.И. Вернадского работал директором Харьковской конторы Государственного банка. Детство и юношеские годы В.И. Вернадского были тесно связаны с Полтавщиной. В своих воспоминаниях он писал: «Летом (1889—1918), за исключением почти ежегодных поездок за границу и полевой работы по минералогии и геологии, мы жилы в Полтаве и в Полтавской губернии, где жилы родители моей жены и где у меня был маленький хутор на Псле около Шишак». Собственно там, в Шишаках, в 1916—1917 гг. В.И. Вернадский закладывает принципы учения о живом веществе, принципиально нового биосферного научного мировоззрения — биогеохимии.

На даче выдающегося хирурга Н.В. Склифосовского под Полтавой во время каникул собиралась демократическая молодежь, там В.И. Вернадский встретил свою будущую жену, Наталью Егоровну Старицкую, с которой сочетался браком в 1886 году. Ее семья происходила из потомков старинного старшинско-дворянского рода Старицких. Отец Наталии Егоровны, Егор Павлович Старицкий, юрист, председатель департамента законов Сената, 20 лет служил в Грузии, был активным членом Географического общества. После отставки поселился в Полтаве, где В.И. Вернадский и проводил лето до тех пор, пока построил в 1913 году собственный дом возле Шишак2.

Под руководством своего учителя В.В. Докучаева, основателя почвоведения, который читал курс минералогии в Петербуржском университете, молодой В.И. Вернадский активно участвовал в экспедициях в Полтавскую губернию, по материалам которых написал свои первые труды. На протяжении 1894—1909 гг. В.И. Вернадский изучал почвы в Кременчуге и Пирятине, Дрогобыче, Бориславовиче, Лубнах, Исачевский холм в долине Днепра, Житомирскую губернию, окрестности Берестца Ровенского уезда и т. п. Природные исследования украинских земель, вместе с другими территориями Российской империи, были обобщены в его фундаментальных монографиях — «Основы кристаллографии» (1903) и «Опыт описательной минералогии» (1908), которые стали весомым вкладом в мировую науку. В дальнейшем Украина стала вдохновительницей написания его всемирно известной работы «Геохимия», впервые опубликованной в Париже в 1924 году, и работы «Живое вещество», увидевшей свет только после смерти ученого, которые он писал в Полтаве, Киеве, на Старосельской (Днепровской) биологической станции и в Симферополе в 1916—1920 гг.

• В.И. Вернадский был членом отечественных научных обществ, в частности Украинского научного общества (Киев), Полтавского общества «Просвіта», Научного общества им. Т.Г. Шевченко (Львов), Общества опытных наук при Харьковском университете и других. Дружеские отношения он поддерживал с выдающимся украинским деятелем М.П. Драгомановым, с которым познакомился в Париже и который оказал значительное влияние на его украиноведческие взгляды.

Тесные связи В.И. Вернадского и выдающегося украинского государственного деятеля и ученого, тоже будущего академика Н.П. Василенко, с которым он работал во Временном правительстве в Петрограде над реформой образования, стали решающими для последующей судьбы украинской науки, что создавалась в независимом Украинском государстве периода гетмана П. Скоропадского. Тогда Н.П. Василенко, который в то время был премьер-министром и министром образования в гетманском правительстве, пригласил В.И. Вернадского, тогда уже известного ученого, национально-демократические идеи которого были ему близки, возглавить созданные при Министерстве образования Комиссию по делам высшей школы и научных учреждений и Комиссию по разработке законопроекта об основании Украинской академии наук3. В.И. Вернадский считал, что академия наук должна стать мощным национальным научным центром, построенным на государственных принципах, первым из историков и исследователей науки доказал эффективность именно такой формы ее организации в новых условиях ХХ ст., когда непрестанно растет значение развития естественных наук как фундаментальных отраслей знания и их роли для экономического продвижения государства, а гуманитарных — для его национального самоутверждения.

Комиссия по разработке законопроекта об основании Украинской академии наук (УАН) состояла из известных ученых разных научных направлений. Комиссия привлекла к обсуждению широкий круг других авторитетных ученых (было рассмотрено свыше 40 предложений). Вопрос обустройства Академии и ее состава обсуждался коллегиально. Концептуальную модель В.И. Вернадский обнародовал на первом же заседании Комиссии 9 июля 1918 года в речи «В деле основания Украинской академии наук в Киеве», где он, обосновывая свои мысли новыми экономическими и, в известной степени, геополитическими факторами, осветил перспективы развития украинской академической науки4. Академия должна была способствовать росту экономического потенциала государства и национального самосознания и культуры, изучению прошлого и современного Украины во всех проявлениях ее духовной, государственной и социально-экономической жизни. Оставаясь академической, наука обязана была реализовывать непосредственный контакт с развитием экономического потенциала государства, с одной стороны, и потребностями рядового человека — с другой.

• Благодаря усилиям Н.П. Василенко уже 9 октября 1918 года появился «Закон Украинского Государства об основании Украинской академии наук в г. Киеве», подписанный гетманом Павлом Скоропадским. Этим документом утверждались Устав и штаты УАН, которые вступали в силу с 1 ноября 1918 года. В тот же день приказом гетмана были назначены первые 12 действительных членов УАН: по Отделу историко-филологических наук — Д.И. Багалий, А.Е. Крымский, М.И. Петров, С.И. Смаль-Стоцкий; по Отделу физико-математических наук — В.И. Вернадский, С.П. Тимошенко, Н.Ф. Кащенко, П.А. Тутковский; по Отделу социальных наук — М.И. Туган-Барановский, В.А. Косинский, Ф.В. Тарановский, О.И. Левицкий5. В Украине создавалась мощная информационная и экспериментальная инфраструктура для академических исследований: Национальная библиотека, сады (ботанический и акклиматизационный), биологические станции, обсерватория, постоянные комиссии, лаборатории и кабинеты, типография, Фотографический институт, а также ряд комплексных учреждений, где сосуществовали научно-исследовательские музеи и институты при них (Национальный минералогический музей с институтом, Национальный антропологический музей с институтом), отдельные фундаментальные, экспериментальные и прикладные институты, в частности физико-географический, зоологии, ботаники, химии, механики, физики, геодезический, медицины и ветеринарии.

27 ноября 1918 года В.И. Вернадского единогласно избрали председателем-президентом академии, а непременным секретарем — академика А.Е. Крымского6.

• В ХХ ст. были реализованы и развиты основные концептуальные положения, выдвинутые В.И. Вернадским, о содержании и сути академической науки в государстве индустриального периода как движущей силы, которая объединяет государственные исследовательские учреждения с широким спектром технических, естественных и социогуманитарных наук. Национальная академия наук прошла почти 95-летний исторический путь, будучи главным государственным научным учреждением и остовом фундаментальной науки в Украине. В состав Академии ныне входят свыше 170 научных учреждений, где работает более 43 тысяч сотрудников, в том числе свыше двух тысяч докторов наук и около восьми тысяч кандидатов наук. В составе НАН Украины 187 академиков, 353 члена-корреспондента и 117 иностранных членов.

Вы знаете, как дорога мне Украина и как глубоко украинское возрождение проникает во все мое национальное и личное мировоззрение, и я считаю, что на мою долю выпало большое счастье принять в нем участие. Я верю не только в его будущее, но и, в частности, в будущее Киевской Академии наук и Национальной библиотеки

Плодотворной была и идея В.И. Вернадского одновременно с Академией наук учредить Национальную библиотеку. Н.П. Василенко обосновал предложение основать библиотеку при правительстве как национальную — наподобие французской. В.И. Вернадский убедил создать ее при Академии как всеобъемлющую лабораторию науки и духовный центр украинского народа. Обращаясь к гетману Скоропадскому, В.И. Вернадский пишет о создании УАН и Национальной библиотеки: «... Эти два учреждения, имеющие первоочередное национальное значение, должны стать могучими факторами последующего развития науки и образования на Украине и поднятия ее духовных сил»7. 2 августа 1918 г. был подписан П. Скоропадским «Закон об образовании Фонда Национальной Библиотеки Украинского Государства (1918 г.)» (утвержденный Советом Министров 2 августа 1918 года). Практические дела начались с образования 23 августа Временного комитета для основания Национальной библиотеки Украинского Государства, который возглавил В.И. Вернадский, а в первый состав вошли выдающиеся ученые — А.Е. Крымский, С.А. Ефремов, П.И. Житецкий, В.А. Кордт8. Комитет решал все вопросы создания книгохранилища — от теоретического обоснования функций национальной библиотеки до сбора и формирования ее фонда, организации каталогов, научной деятельности.

• Деятельность Национальной библиотеки базировалась на таких принципах: обеспечение полноты книжного фонда, который должен был отражать знания разных отраслей науки и культуры всех стран мира; собирание произведений национальной печати, старопечатных произведений, рукописного, музыкального, картографического наследия об Украине и украинском народе (отдел Ucrainica); вневедомственный и внеполитический характер работы и общедоступность.

В.И. Вернадский приложил много личных усилий для комплектования библиотечных фондов. Благодаря его персональной опеке Национальная библиотека пополнилась значительным количеством личных архивов и частных библиотек выдающихся ученых в разных областях знаний, общественных деятелей, просветительских организаций («Старого» и «Нового общества», Киевской «Просвіти» и т. п.). Так, в частности, поступили чрезвычайно ценные архивные сборники и библиотечные собрания: архив М.П. Драгоманова, архив и библиотека Б.Д. Гринченко и его жены М.Н. Гринченко (М. Загирной), А.А. Русова, Е.К. Трегубова, П.И. Житецкого, профессоров В.Б. Антоновича, В.С. Иконникова, М.И. Петрова, С.Т. Голубева, А.Ф. Кистяковского, Н.П. Молчановского, Ю.Н. Вагнера, И.В. Лучицкого, П.А. Афанасьева, Ф.И. Титова, В.П. Степаненко, К.Л. Якубовского и др9. В.И. Вернадский лично заботился о спасении брошенных на произвол судьбы архивов и библиотек, в частности князей Щербатовых и Репниных, семейного сборника Гоголей-Яновских. Чрезвычайно ценными были архив и библиотека В.П. Науменко, в составе которых находился архив М. Максимовича, а также архивы украинских издательств конца ХІХ — начала ХХ ст., архивы «Юго-Западного отделения Географического общества» и «Киевского комитета грамотности», ценные рукописи А. Котляревского, А. Русова, Н. Шугурова, В. Гнилосырова, Д. Марковича и других украинских писателей и общественных деятелей. Сегодня Национальная библиотека Украины имени В.И. Вернадского (статус национальной ей вернули в 1996 году) — одна из крупнейших в мире. Это главное книгохранилище страны, общегосударственный комплексный научно-информационный, научно-исследовательский, научно-методический и культурно-просветительский центр. Здесь сосредоточенно свыше 15 миллионов разных единиц библиотечного хранения (архивных документов, книжек, газет, журналов, эстампов, гравюр, нот, диссертаций и других произведений на правах рукописей и т. п.).

Еще одним направлением научно-организационной работы В.И. Вернадского стало участие в реформировании системы высшей школы и в деятельности Комиссии по делам высшей школы и научных учреждений при Министерстве образования. Комиссия под председательством В.И. Вернадского работала только четыре месяца — с 20 июня по 12 декабря 1918 года. Значительное внимание было уделено целесообразности создания национальных украинских университетов, открытию новых университетов и институтов разного типа — народных, частных и государственных в крупных городах Украины, разработке университетских уставов, их структуры и штатов, функционированию научных обществ. В.И. Вернадский последовательно воплощал принципы широкой автономии университетов, демократические принципы развития и государственной поддержки образования. Был создан Киевский государственный украинский университет (впоследствии вошел в состав Университета св. Владимира) и Каменец-Подольский государственный украинский университет (август 1918 года), где обучение на базе широкого круга предметов осуществлялось на украинском языке. Обсуждались реорганизация Екатеринославского учительского института в Высший педагогический институт, создание Екатеринославского университета, Екатеринославского еврейского научно-политехнического института, открытие Ближневосточного и Польского институтов в Киеве, Муниципального института в Одессе, Фармацевтического и Ветеринарного институтов в Харькове, преобразование женских высших курсов в институты и университеты.

• Отдельная страница — крымский период жизни В.И. Вернадского. В Крым он попал после поездки в Ростов к А.И. Деникину, чтобы спасти Академию наук и Национальную библиотеку, которым угрожала власть деникинских войск в Киеве. Война парализовала работу железной дороги, поэтому В.И. Вернадский попробовал добраться до Киева через Крым водными путями, но тяжело заболел тифом и вынужден был остаться на полуострове. Эта страница биографии ученого неразрывно связана с Таврическим университетом, который сейчас носит его имя. Еще в 1916 году В.И. Вернадский вместе с тремя десятками других прогрессивных ученых, представлявших Государственный Совет Российской империи, поддержал идею создания университета в Крыму, подписав соответствующий проект закона. В марте 1920 года В.И. Вернадского избрали на должность профессора минералогии Таврического университета в Симферополе, а через полгода после смерти Р.И. Гельвига он стал ректором и возглавлял это заведение до 12 января 1921 года, когда началась советская реформа образования. Возглавив университет, Владимир Иванович реализовал там все свои демократические замыслы. В тяжелое время гражданской войны Таврический университет соединил судьбы многих выдающихся российских и украинских ученых. Там работало много знакомых и коллег В.И. Вернадского, среди которых, в частности, были В.А. Обручев, Н.И. Андрусов, В.И. Палладин, Г.Н. Высоцкий, П.А. Двойченко, Г.Ф. Морозов, М.И. Кузнецов и многие другие. Там работал и сын В.И. Вернадского — Георгий. Летом 1920 года В.И. Вернадский учредил в Крыму Комиссию по изучению естественных производительных сил при Крымском обществе естествоиспытателей, которая проводила активные исследования Крыма и Азовского моря.

В следующий период своей жизни по возвращении в Россию В.И. Вернадский полностью сосредоточился на научной работе и продолжал активное общение с украинскими учеными.

Фигура В.И. Вернадского как ученого и человека была сформирована с детства и развилась вследствие постоянной работы ученого над собой. Он много читал не только природоведческие труды, но и художественную литературу, глубоко интересовался искусством, философией, социальными науками. Особенное место принадлежит публицистике и историческим работам по истории Украины, которые были хорошо представлены еще в библиотеке его отца. По дневникам, трудам и переписке прослеживаем, что он читал Т. Шевченко, И. Франко, Н. Костомарова, П. Кулиша, М. Драгоманова, труды М. Павлика и многие другие украинские просветительские издания. Он вспоминал, что Валуевский циркуляр и запрещение украинского языка стали причиной значительной эмоциональной реакции в его семье и вызвали у него большой интерес к истории Украины и желание работать на ее науку и культуру, что позже проявилось в его публицистических трудах. Он писал: «Отец рассказывал мне историю Украины совсем не так, как ее преподавал в гимназии. Он часто вспоминал, что Петербург построен на костях украинцев (по словам Мазепы, строили Петербург казаки из полков Мазепы). В библиотеке отца я нашел отдельные тома «Основи» и другие украинские издания. Я добывал украинские книжки у букинистов, кое-что получал из-за границы. Я обстоятельно расспрашивал отца о Шевченко, Кулише, Максимовиче, Квитке-Основьяненко, которых он знал лично, а также о Кирилло-Мефодиевском братстве, о Костомарове и т. п. Кстати, я здесь впервые ближе познакомился с произведениями М.П. Драгоманова (1841—1895), которые он и Подолинский издали уже за рубежом, и с зарубежной литературой, между прочим, прочитал толстые тома «Громади»10. Он поддерживал научные связи с Михаилом Грушевским, Михаилом Павликом, многими другими деятелями украинского национального движения, через них получал украиноведческую литературу. Находясь в Киеве, внимательно изучал «Историю Украины-Руси» М.С. Грушевского.

В.И. Вернадский написал в 1921 году в письме к Н.П. Василенко: «Вы знаете, как дорога мне Украина и как глубоко украинское возрождение проникает во все мое национальное и личное мировоззрение, и я считаю, что на мою долю выпало большое счастье принять в нем участие. Я верю не только в его будущее, но и, в частности, в будущее Киевской Академии наук и Национальной библиотеки».

• В период «красного террора» в Киеве, когда без суда и следствия расстреливали ученых и государственных деятелей украинских правительств, он лично обращался к власти с просьбой освободить их, обосновывая это исключительной научной значимостью этих людей для Украины. Так удалось спасти С.А. Ефремова, П.Я. Стебницкого, Е.А. Кивлицкого, Ю.В. Коршуна и многих других. Многие из них потом работали в Академии и Национальной библиотеке.

С именем В.И. Вернадского связаны важные страницы естествоведческого исследования Украины и определяющие этапы организации и развития национальной науки, образования, культуры в ХХ ст. Могучий интеллект, научно-организационный опыт и авторитет В.И. Вернадского позволили объединить лучшие научные силы украинской интеллигенции, раскрыть масштаб и мощь их потенциала, открыли возможности для создания, невзирая на все общественные катаклизмы, больших исследовательских коллективов ученых, добывших мировое имя украинской науке. На всех этапах функционирования в Украине Академии наук, Национальной библиотеки, ряда университетов и институтов фундаментальные принципы теоретического и практического вклада академика В.И. Вернадского и его единомышленников обеспечили им животворные силы.


1 Подробнее о предках Вернадских, Константиновах и Старицких см. в переписке В.И. Вернадского и В.Л. Модзалевского, который был родственником ученого, в кн. : Володимир Іванович Вернадський Листування з українськими вченими. В 2-х книгах. Кн. 2: Ч.1. / Укл. О.С.Онищенко, Л.А. Дубровіна, С.М. Кіржаєв, Н.М. Хоменко та ін. — К., 2012. — С. 636-662 (Серія «Вибрані наукові праці академіка Володимира Івановича Вернадськoго», т. 2, кн.2, ч.1.).

2 Володимир Іванович Вернадський і Україна: в 2 кн. Кн.1: Науково-організаційна діяльність (1918-1921) / укл. О.С.Онищенко, Л.А. Дубровіна, С.М. Кіржаєв та ін. — К., 2011. — С. 543 (Серія «Вибрані наукові праці академіка Володимира Івановича Вернадськoго», т. 1).

3 Микола Прокопович Василенко / В.В. Вороненко, Л.Д. Кістерська, Л.В. Матвєєва, І.Б. Усенко. — К., 1991. — С. 126-127; Скоропадський П. Спогади. Кінець 1917 — грудень 1918. — К.; Філадельфія, 1995. — С. 165-166, 170, 228-234, 356; Рання історія Академії наук України (1918-1921) / Ю. Храмов, С. Руда, Ю. Павленко, В. Кучмаренко. — К., 1993. — С. 77-78.

4 Збірник праць Комісії для вироблення законопроекту про заснування Української Академії наук у Києві. — К., 1919. — С. 5-8.

5 Онищенко О.С., Смолій В.А., Дубровіна Л.А. В.І. Вернадський і Україна // Володимир Іванович Вернадський іУкраїна. Т.1, кн. 1. — С. 108.

6 Онищенко О.С., Смолій В.А., Дубровіна Л.А. В.І. Вернадський і Україна // Володимир Іванович Вернадський і Україна. Т.1, кн. 1. — С. 109-110.

7 ЦДАВО України, ф. Р-2201, оп.1, спр. 135, арк. 7; Арх. Президії НАН України, ф. 251, оп.1, спр. 1 «Б», арк. 12-15.

8 Дубровіна Л.А., Онищенко О.С. Історія Національної бібліотеки України імені В.І. Вернадського, 1918-1941. — С. 12-20.

9 Дубровіна Л.А., Онищенко О.С. Історія Національної бібліотеки. — С. 62— 64.

10 Володимир Іванович Вернадський і Україна: в 2 кн. Кн.1: Науково-організаційна діяльність (1918-1921). — С. 547.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать