Ответственность высшей пробы
Поступок Евгения Марчука заслуживает нашего уважения![](/sites/default/files/main/articles/12102017/13marchukskrin.jpg)
Поводом для этой статьи стал один из случаев, от которых мы так в украинском обществе уже отвыкли, что задумываемся над их смыслом не сразу. Осведомленные читатели, наверное, знают о том, что бывший премьер-министр, экс-председатель СБУ и Министерства обороны, бывший секретарь СНБО Евгений МАРЧУК недавно дал большое интервью Алесе БАЦМАН в ее авторской программе «Бацман LIVE» на канале NewsOne. Я бы не взялся еще раз в печати обращать внимание на медийное выступление одного из авторитетнейших украинских государственных деятелей, если бы Евгений Кириллович откровенно не объяснил факт своего непосредственного участия как представителя Украины в Минской трехсторонней контактной группе. Значимость этого обстоятельства еще больше возрастает, если учесть, что мы очень мало знаем о деятельности данной группы.
Впрочем, легко убедиться, что это интервью Марчука заслуживает того, чтобы присмотреться к нему внимательнее. Правда, когда впервые его прочел, слова из названия отзыва, который я запланировал, сначала казались мне каким-то преувеличением. Ну, решил человек не следовать примеру тех, кто, проявив «государственную недостаточность», покинул минскую группу. Хотя не раз он мог все бросить и уйти. Возможно, не хватило решительности так сделать. Возможно, не смог преодолеть страх. А мы сразу высшую оценку.
Не слишком высокой ли будет она? Как-то пафосно это звучит, не очень взвешенно все это выглядело бы.
Но давайте еще раз прочитаем в беседе Алеси Бацман с Евгением Марчуком тот раздел, где речь идет о внутреннем духовном осмыслении человеком своего выбора и поведения. Откуда же у нашего героя такая большая ответственность? Откуда эта готовность идти до конца? На мой взгляд, ни один наш переговорщик высокого уровня, даже из числа опытных профессиональных дипломатов, не оставил такого ясного, четкого описания своих размышлений о личной ответственности, как это сделал Марчук в упомянутом интервью, текстовая версия которого вышла в № 38 еженедельника «Бульвар Гордона».
Присмотримся прежде всего к вопросам и ответам об участии Евгения Кирилловича в минском процессе. Думаю, что они (я вынужден, к сожалению, подать их в несколько сокращенном виде) могут и должны быть предметом, интересным для интеллектуального восприятия. Действительно ли это так? Давайте разберемся.
« — В интервью интернет-изданию «ГОРДОН» Владимир Горбулин рассказал, почему он покинул минскую группу. Ранее ушел и Роман Безсмертный.
— Знаете, как это на фронте называется? Вы думаете, мне нравится принимать участие в минском процессе? Я же его раскритиковал до того, и неоднократно. Причем так разобрал, как никто до этого не делал, такие детали раскрыл. Мне это очень не нравится, и у меня очень критическое отношение, например, к подготовке переговоров. Все, что сам получаешь, — тем и пользуешься. Ну хорошо, пошли — и что?
— Вы говорили с Горбулиным и Бессмертным о том, что убегать нельзя?
— Нет, я не говорил. Еще и Сергей Иванович Пирожков, который возглавлял политическую подгруппу трехсторонней контактной группы с украинской стороны, тоже отошел. Я тоже мог бы хлопнуть дверью, у меня больше оснований, чем у Горбулина. Но! И что с того?! Есть другой формат?...
Я тоже готов сделать заявление, что мне не нравится. И что мне российские визави на переговорах выставляют. Когда я представляю российской стороне и ОБСЕ фотографии и биографии военных руководителей российской армии со всеми координатами, позывными, данными о том, где он был 30 числа во время разгрузки военной техники и так далее. Мы все это излагаем, а они говорят, что это фейк, ложь, что все придумано. Конечно, хочется сказать: «Да идите вы!» — бросить и уйти.
— Бросали в них что-то или крепкое словцо говорили?
— Нет. Они совершали демарши несколько раз. Как минимум, дважды, это я хорошо помню. Но не все осознают, что минский процесс — это формат международных переговоров.
— Евгений Кириллович, сейчас в Минске вы и Кучма — два, так сказать, форпоста Украины. Однако не секрет, что у вас очень непростые взаимоотношения. И он, и вы заявляете, что хотели бы хлопнуть дверью.
— Нет. У меня не было желания хлопать дверью, я говорю, что мог бы это сделать 100 раз.
— Понятно. Но как между собой вы взаимодействуете? Ваши прошлые личные отношения не мешают?..
— Петр Алексеевич Порошенко пригласил меня в июне 2015 года, тогда как раз «Нормандская четверка» приняла решение о создании подгрупп, потому что контактная группа уже была не в состоянии проработать весь объем вопросов. Я дал согласие, и на меня было столько наездов со стороны моих знакомых, мол, зачем я все это делаю, если Кучма уже год в этом процессе. И я сделал небольшое пояснение (оно есть в моем Facebook); да, я все знаю и помню, и думаю, пан Кучма тоже помнит.
— Вы втроем встречались: Порошенко, вы и Кучма?
— Да, многократно.
— И вы решили, что все прошлое забываем и работаем?
— Нет. При участии Порошенко — да и вообще — мы с Кучмой не выясняли отношений. Я же это публично заявлял: я для себя лично ввел военное положение, провел мобилизацию. Это значит, что я не могу покинуть минский процесс. Если бы я этого не сделал, я мог бы сказать: «Слушайте, никакой перспективы нет. Да пошло оно все!». Да, мог бы, но я знаю, что этого делать нельзя. Другого переговорного механизма нет. Посмотрите на последние санкции США: Украина там вспоминается более 20 раз. И что там еще вспоминается? Минский переговорный процесс».
Вам понравилось? Перед нами проявление не только настоящего морального благородства. Это также яркий пример ответственности за свои практические действия. Слова Уинстона Черчилля о том, что «цена величия — это ответственность», неоднократно подтверждались поступками правителей, которым судьбой даровано управлять государством. Именно ответственность можно назвать основой власти, важнейшей составляющей руководства. Самый надежный способ для них — вести себя очень осмотрительно и мудро. И смело, разумно, уверенно. Значит, весь вопрос в том, окажется ли государственный деятель ответственным на своей должности!
Ответственность высшей пробы — именно так я воспринимаю поступок Евгения Марчука на переговорах в Минске. Такая деятельность, которая основывается на осознанном выборе ее субъекта, призвана активно содействовать тому, чтобы наконец остановить войну на Донбассе, восстановить территориальную целостность Украины. Будем благодарны ему за это.
Этот отрывок из интервью важен для нас, поскольку поступок Марчука убедительно свидетельствует о следующем. Во-первых, поступок — это сделать что-то по решению собственной совести, путем собственного выбора, собственного ответственного действия. Готовностью его совершить, и это второе, в конечном итоге, определяется моральная зрелость человеческой личности. «Упомянутое обстоятельство, которое в этом смысле особенно выделяет в своей книге «Этика» киевский доктор философских наук Виктор Малахов, достойно особого внимания, поскольку традиционно культура поступка является одной из самых слабых звеньев нашей моральной культуры». Это очевидно.
Разве сейчас в нашей стране мало желающих скрыть личную безответственность? Думаю, ответ на этот вопрос читателю хорошо известен. «Чтобы наслаждаться свободой, мы должны взять на себя ответственность» — вот один из самых главных законов жизни, о чем я уже размышлял на страницах «Дня» (№9/2005 но № 3/2006). И сегодня могу однозначно сказать: чувство личной ответственности свойственно лишь тем руководителям, кому она под силу. Для этого нужно быть довольно сильным, образованным, компетентным и порядочным. Когда искренне берешь на себя ответственность за свои действия, то на кон ставишь свою честь.
Теперь, когда Украина находится в состоянии войны, стоять в стороне — это, на мой взгляд, похоже на замороженное сознание. Понимаете, такая позиция задевает за живое. Это очень опасно! И еще — один из известных консультантов по менеджменту канадский ученый Роджер Мартин в своей книге «Вирус ответственности» приводит самую знаменитую фразу президента США Джона Кеннеди: «Не спрашивайте, что страна может сделать для вас, а спросите, что вы можете сделать для страны». Это касается нас всех.
Выпуск газеты №:
№183-184, (2017)