Бей своих, чтобы чужие радовались?
Церковь, которая постоянно отмечает, что она с народом, должна определиться, с каким именно народом она хочет быть. (Некоторые размышления по поводу статьи Юрия Черноморца «Украинский курс УПЦ МП»)
Сегодняшний интерес к церкви и ее внутреннему бытию настолько же велик, как и непрофессиональность и неосведомленность в этой теме многих комментаторов, которые берут на себя ответственность анализировать религиозную ситуацию в Украине. Это, естественно, требует поиска экспертов — людей, близких к церкви, желательно вхожих в кабинеты «князей Церкви» (этот анахронизм заслуживает кавычек) и известных в качестве знатоков самого интересного — церковной «кухни». И такой круг экспертов уже вырисовывается достаточно четко. Но никуда не деться от того, что никакой знаток не застрахован от простых человеческих недостатков — заангажированности и субъективности. Это естественно, особенно если человек непосредственно принадлежит к той или иной религиозной организации.
И любой эксперт, описывая состояние церкви (особенно своей родной), прежде всего должен решить для себя моральный вопрос: стакан наполовину полон или наполовину пуст? И для одной, и для другой линии анализа должны быть определенные аргументы. Потому что церковь — такая непростая институция, которой может навредить как безудержный поток панегириков об успехах и победах, так и депрессивные заявления на грани некролога. Церковь неотделима от общества. А общество наше, как и власть, в большом кризисе. Следовательно, и церковь — в кризисе. Это и кризис идентичности, и непонимание, как выстраивать отношения с государством, которое сегодня находится в состоянии отчаянной самозащиты, и размышления о том, как бороться с многочисленными гуманитарными и идеологическими вызовами, которые умеют захватывать большие массы людей наподобие эпидемии.
Да, землю крутят оптимисты. К таким церковным оптимистам принадлежат и эксперт газеты «День» уважается всеми Юрий Черноморец. Из-под его пера вышло большое количество текстов о будущем украинского православия, о состоянии отдельных церквей и УПЦ МП в частности (к которой относит себя Юрий Павлович).
• Но невозможно не обратить внимания на один материал («Украинский курс УПЦ МП», «День» №115 от 26.06.2014 г.), который просто приглашает к полемике. Как видно из названия, речь должна была бы идти о курсе одной из православных церквей в Украине — УПЦ МП, и на выходе должно было бы аргументированно констатироваться о том, что курс этот — именно украинский. Но читателей ждет разочарование. Потому что в статье пана Черноморца речь идет не столько о курсе, как о поиске тех, кто мешает УПЦ МП на этот курс стать. Как всегда, кандидатов на роль злодеев двое: УПЦ КП и условная Москва. Первый злодей виноват в том, что постоянно призывает УПЦ МП к свободе, а второй раздражает тем, что все время обретению этой свободы мешает. И создается впечатление, что УПЦ МП все не может выбрать, кому из этих двух раздражителей лучше замолчать навсегда. Есть, правда, еще третий лауреат антипатий со стороны УПЦ МП — УГКЦ, но ей в тот день повезло.
Хотя в действительности, если объективно посмотреть на вещи, причиной, которая окончательно загнала УПЦ МП в тупик после Майдана-2013, является упрямое нежелание руководства этой церкви признать собственную одиозную роль в трагических событиях этой зимы. Отсюда и поиск крайнего. Но все по порядку.
• Анализируя последний Синод УПЦ МП, автор статьи обвинил УПЦ КП в развертывании информационной войны против УПЦ МП. И не какой-нибудь, а «по советским лекалам». Здесь хочется отметить, что попытка УПЦ МП поместить себя в непрозрачный стакан и общаться оттуда с обществом с помощью завуалированных и загадочных месседжей, закрывшись от обратной связи, только создает вокруг этой церкви атмосферу недоразумения, напряжения и подозрительности. Двадцать лет пребывания в статусе православного монополиста привели к потере элементарных коммуникативных навыков и стандартов полемики. С кем говорить? С народом? Для этого есть старые добрые лекала позапрошлого века, хорошо испытанные на жителях Российской империи. С государством? Для этого есть шаблоны официоза в праздники и разные церковные награды «за вклад в перестройку Церкви». С другими православными? Так они раскольники, с ними публично общаться — вообще себя не уважать. Пренебрежительное отношение к информационному обществу и приводит к ощущению, что любое критическое слово, любая попытка показать проблемные точки церковного бытия, как они видятся со стороны и касаются всех, любая полемика — это развертывание информационной войны, в которой должны быть обязательно раненые и убитые.
Но вернемся к Священному Синоду УПЦ МП, относительно результатов которого действительно были опасения у общества. И опасение имели аргументы. Ведь в Украине идет война, война с Россией — страной, где находится административный центр УПЦ МП. И религиозный фактор в этой войне играет очень большую роль, поскольку одним из лозунгов вооруженных террористов, которые сбежались воевать на Донбассе из всех уголков соседней страны, является «За Русь Святую, православную!». Создаются «Православные армии Донбасса», террористы получают духовную опеку от священников УПЦ МП. В этих условиях делать вид, что никого не интересует собрание епископов в Киево-Печерской Лавре, было бы странно. Следовательно, среди вопросов, которые могут быть затронуты на Синоде и о которых сообщали разные закрытые источники — приглашение патриарха Кирилла в Киев на празднование Крещения Руси. К сожалению, руководство УПЦ МП не хочет понимать одну простую вещь: такие визиты уже не являются исключительно внутренним делом этой церкви. Они должны быть легитимизированы всем украинским обществом.
• Следовательно, пресс-центр УПЦ КП в канун Синода УПЦ МП предостерег, что вопрос визита патриарха Кирилла в Украину или на часть ее территории, оккупированной Российской Федерацией, может быть затронут и это приведет к общественному возмущению. Но предупреждение было воспринято как информационная война. Синод прошел, об этой будущей визитации — ни слова. Казалось бы, пресс-центр УПЦ КП сделал холостой выстрел. Однако практически на следующий день из кругов, близких к Московской патриархии, поступает радостное сообщение: патриарх Кирилл приглашен на празднование дня Крещения Руси! Таким образом, состоялась виртуальная «очная ставка», где какая-то из сторон должна была бы признать либо свою неосведомленность, либо непоследовательность. Но в УПЦ МП сделали вид, что ничего не услышали с cевера.
Разумеется, замораживание визита патриарха Кирилла в Украину одновременно делает невозможными и все другие намерения относительно любых кадровых революций в УПЦ МП, о которых ходили слухи в кулуарах. Пустые надежды и на приезд патриарха в Крым (Херсонес) без любых приглашений и разрешений украинской власти. Это будет выглядеть «беспределом», потому что, согласно законодательству о временно оккупированных территориях, любой иностранный гражданин, который нарушает порядок пересечения границы Украины, может быть задержан и подвернут административному наказанию. То есть, после самочинной поездки патриарха в Крым у него будут проблемы уже с въездом на материковую Украину (первый колокольчик — это депортация митрополита Волоколамского Иллариона Алфеева из Днепропетровска, куда он прилетел на празднование дня рождения главы одноименной епархии в мае этого года). Раньше никто даже и подумать не мог, что власть может запретить церковному высокопоставленному должностному лицу такого ранга посетить Украину. И кто виноват, что этот вопрос стал предметом активного публичного обсуждения? Поведение самого главы РПЦ, а также безудержное желание многих священнослужителей на востоке Украины побывать в роли солдат удачи на баррикадах и блокпостах пророссийских «ополченцев», разрушая наше общее жизненное пространство. И поскольку последние соцопросы свидетельствуют о преимуществе УПЦ КП над УПЦ МП в симпатиях общества, то Киевский патриархат имел моральное право взять на себя ту предупредительную роль, которую восприняли как боевые действия. К сожалению, настоящие боевые действия уже происходят, причем при непосредственном участии представителей УПЦ МП.
Еще в адрес УПЦ КП прозвучало такое обвинение, как попытка уничтожить единство УПЦ МП путем раскола между «пророссийской» и «проукраинской» ее частями. Странно, но эти две части и так давно расколоты и почти не общаются друг с другом, кроме вынужденных официозов или публичных «демонстраций единства», которые давно уже никого не вводят в заблуждение. Раскол в церкви по этническому признаку — проявление очень слабой христианской веры и свидетельство плохой пастырской работы (или ее элементарное отсутствие). В Киевском патриархате практически нет конфликтов на этнической почве, хотя там много тех же россиян. В случае с УПЦ МП можно сказать, что она сама себя перемудрила. Годами поддерживаемая политика борьбы с украинской автокефалией и Киевским патриархатом как с антицерковным явлением в итоге вызвала само этническое противостояние, а внутри церкви приходилось проводить постоянное притеснение «украинофилов» ради комфорта «русофилов». Можно ли назвать такой насильственный дисбаланс единством, даже шатким? Конечно, нет. Церковь, которая постоянно отмечает, что она с народом, должна все-таки определиться, с каким именно народом она хочет быть. И уже от этого брать себе название. Невозможно долго удерживать равновесие между пророссийским (как в этническом, так и в геополитическом смысле) епископатом, украинским народом и русской диаспорой в Украине. Тем более если игра на противоречиях между ними является привычным средством существования многих околоцерковных кругов. Если УПЦ МП — самая большая и мощная церковь в Украине, как она себя презентует, то активизация «проукраинской» ее части не станет ее концом и скатыванием на «пророссийский» маргинес. И вот сам Юрий Черноморец, забыв о своих предыдущих опасениях, дальше пишет: «от УПЦ хотелось бы еще большей проукраинской позиции и решительного разрыва с Москвой». Почему же поддержка Киевским патриархатом «проукраинской» части УПЦ МП и настаивание на разрыве с Москвой являются работой на раскол УПЦ МП, а аналогичная поддержка со стороны пана Черноморца является благом для нее?
• Юрий Черноморец сообщает, что в УПЦ МП взят курс на снижение градуса внутреннего противостояния благодаря «отбрасыванию экстремистов с обоих флангов». Прекрасное желание уравнять «среднюю температуру по больнице». Но что произошло на практике? Украину покинули одиозные и откровенные пропагандисты «Русского мира», к деятельности которых уже возник интерес у спецслужб. Это преподнесено как выравнивание «пророссийского фланга». Однако никакого отношения к этим событиям руководство УПЦ МП не имеет. Но как быть с сотнями священников УПЦ МП, которые до сих пор пропагандируют безумные геополитические идеологемы под видом сакральных доктрин, вроде бы завещанных старцами? С теми, кто опекает террористов на Донбассе и даже не брезгует брать в руки оружие? Кто под видом проповедей занимается антигосударственной и антиконституционной пропагандой? Где по этим людям, имена которых хорошо известны, хотя бы одно каноническое решение священноначалия УПЦ МП? Мир уже обошли фотографии освящения террористом Стрелковым флага и посвящения в «ополченцы» в храме г. Славянска — а канонической реакции на этот «пророссийский фланг» пока ноль. И это на фоне официальных заявлений от УПЦ МП о поддержке мирного плана Президента Украины и сохранении единства и территориальной целостности Украины. Как такие противоречия между словом и делом могут быть в одной церкви? Может, это и является воссозданием того «церковного единства», которое так боятся потерять в УПЦ МП?
А какие же «проукраинские» экстремисты потеряли влияние? Юрий Черноморец говорит об одном — о. Викторе Беде, ректоре Ужгородской академии. Но что называется причиной его отдаления? Совсем не «украинофильство». Есть намек на какую-то историю «для внутреннего пользования», которая в статье пана Черноморца названа «шантажом руководства УПЦ МП». Сказано слишком много и слишком мало, чтобы читатель сам сделал выводы о соразмерности «отбрасывания экстремистов с обоих флангов». В этом перечне «проукраинских экстремистов», которых решило отбросить священноначалие УПЦ МП, забыли вспомнить о. Виталия Эйсмонта, чья смертельная вина была в сослужении с Киевским патриархатом. Вот за этот экстремизм церковное руководство наказало священника почти моментально и на полную катушку. Это же вам не с оружием в руках по блокпостам бегать! Это же более страшный грех! И отцу Виталию запретили совершать богослужения. Как видим, все по справедливости, симметричные «обрезания флангов».
Уже в который раз муссируется тема нежелания патриарха Филарета идти в отставку ради объединения православия в Украине. Странно, но УПЦ КП обвиняют в том, чего бы сама УПЦ МП хотела достичь: четкая координация иерархии, которая имеет общие цели, ценности и неопровержимый объединительный центр. Юрий Черноморец об этом пишет прямо: желательно, чтобы митрополит Онуфрий навел порядок и ограничил ту феодальную вольницу, которая за последние 20 лет стала комфортной зоной сосуществования епископата УПЦ МП. Ведь эта вольница все время символично ориентировалась на митрополита Владимира Сабодана. И после его ухода из жизни, который произошел 05.07.2014 г., в УПЦ МП ни один иерарх не сможет занять это символическое место — ни по харизме, ни по авторитету, ни по личным добродетелям. Следовательно, придется проводить централизацию власти старыми добрыми административными методами, в которых обвиняют патриарха Филарета, называя стиль его правления даже диктатурой. Уже всем понятно, что собственной сознательной воли епископата УПЦ МП на объединение православных церквей в Украине пока нет, и в этих условиях нет никакого смысла настаивать на абсолютно ненужной отставке главы Киевского патриархата. Кроме одного: сделать из отказа сенсацию и перевести вину за собственную неспособность к объединению на самих «раскольников». Из этого можно сделать вывод о попытке любой ценой и обещаниях обезглавить Киевский патриархат, централизуя одновременно власть в УПЦ Московского патриархата. Понятно, кому это надо и зачем. И каких последствий ожидают «доброжелатели».
Вполне можно согласиться с мнением пана Черноморца, что не стоит срывать эволюционные процессы «усамостийнення» украинского православия. Но для этого нужно, чтобы церкви как-то двигались в направлении осознания собственной идентичности. Потому что желание самостоятельного бытия — признак взрослости. Как и способность быть ответственным за свои решения и поступки. Теперь мы видим, что УПЦ МП всеми силами под лозунгами «Единство ради единства» пытается законсервировать тот взрывоопасный союз «христианофилов» (которые почему-то ассоциируются с украинофилами) и махровых российских шовинистов, для которых Христос — только средство для построения «Русского мира». При такой тактике нет смысла надеяться на стратегическое развитие самосознания церкви в сторону самостоятельности. То есть, на словах поддерживая курс на объединение, УПЦ МП сознательно или бессознательно инвестирует именно в предохранители такого объединения, а не нейтрализует их. Рано или поздно руководство УПЦ предстанет перед проблемой выбора: или стать «стройматериалом» для Единой православной церкви в Украине, или ценой раскола православия и общества сохранять единство с весьма эгоистичной, агрессивной и властолюбивой группой клириков и верующих, которым раздор в украинском обществе только на руку. Чем-то придется пожертвовать: или теми, кто препятствует развитию украинского православия, или собственной исторической перспективой. Пока мы видим, что лозунгом руководства УПЦ МП является «После нас хоть потоп, только чтобы на наш век хватило». И эволюционные процессы внутри УПЦ МП теперь искусственно подавляются по принципу «давайте не расшатывать лодку». Проблема в том, что эта лодка не балансирует ровно на воде, а плотно сидит на мели. Неспособность адекватно оценить собственное состояние приводит и к неадекватным решениям относительно его исправления. Но во всем виноваты, как всегда, «раскольники», Москва, журналисты, бездуховное общество и т. д. Попытки вступить с УПЦ МП в публичный диалог вызывают резкую негативную реакцию с обвинениями в ведении информационных войн. Хотя в действительности мастером ведения информационных войн является сама УПЦ МП. Которая 23 года проводила беспрецедентную богословскую и моральную политику на истребление «неправильных православных», а теперь воюет с собственными епископами путем предания огласке личных подробностей (что, кстати, прямо запрещено законодательством об информации, где разглашение конфиденциальной информации без согласия ее владельца недопустимо и карается за законом), распространением компромата и выливанием разной грязи.
• Кажется, УПЦ МП уже давно бы должна была определиться, кто для нее друг, кто враг. Кому необходимо ее существование, а кому — смерть. С кем возможно сотрудничество, а с кем — только борьба за выживание. С точки зрения православного вероучения, любые слова и советы надо оценивать не столько по стилистике, сколько по возможным пользе или вреду. И не только относительно себя, но и относительно окружающих. Потому что нельзя быть солью земли, отгораживаясь от всех из-за страха «вмешательства во внутренние дела». Если «внутренние дела» имеют влияние на все общество и могут нести ему определенные угрозы, то УПЦ МП должна принимать во внимание любые предостережения извне. Если не хочет однажды осознать себя музейным экспонатом, изолированным от мира из-за своей духовной и ментальной непредсказуемости и полной оторванности от общества, в котором Бог назначал к миссии.
Выпуск газеты №:
№128, (2014)