Перейти к основному содержанию

Лаборатория рефлексии

Тема соседства — основное на нынешнем «Книжном Арсенале»
23 мая, 20:02

В Киеве проходит одно из самых главных литературных событий Украины — «Книжный Арсенал». На открытии министр культуры Евгений Нищук назвал фестиваль «большой лабораторией, которая рефлексирует те события, которые происходят». Причем, прибавил он, это рефлексии известных людей — писателей, публицистов и специалистов во многих других сферах. В этом году центральной для размышлений была избрана тема сожительства, общего бытия на основании ценностей и договоренностей (что, как становится понятно из программы фестиваля, может быть интерпретирована  разными способами).

Дискуссии и поэтические чтения, презентации и лекции, перформансы и выставки, кинофильмы и радиопьесы — форматов таких взаимодействий для повышения интеллектуального тонуса действительно чрезвычайно много. Поэтому  как рефлексирует тема соседства на нынешнем фестивале?

ДИАЛОГ ЧЕРЕЗ ОБЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ

В первую очередь, как говорят, нужно разобраться с самим понятием. Этому в большой мере была посвящена дискуссия «Теория и практика соседства: стены VS мосты» от Аспен Институт Киева. В частности, проговорено, что соседство это, прежде всего, пространственное понятие, но также и понятие времени. Динамика этого сожительства зависит от отношения к черте. Которую, к слову, порой не так легко провести, поскольку с глобализацией соседями могут быть страны, которые физически не находятся рядом. Например, бизнес-компании могут иметь филиалы в нескольких странах, а клиентов по всему миру. Кроме того, относительно времени и соседства было упомянуто, что разные страны могут жить в разных хронологических представлениях (в России, как видят спикеры события, это время где-то между условным феодализмом и модернизацией, поэтому и соседство сводится к захватыванию Другого, а не к диалогу).

Украинское соседство было рассмотрено сквозь призму наследия прошлого. Ведь советский период превратил соседа на потенциального предателя, сделал его угрозой. Возможно, именно поэтому нередко можно натолкнуться на атоминизированность украинского общества, низкое доверие. Пока «наследие прошлого» не отрефлексировано, считают спикеры, сложно быть хорошими соседями. Как один из способов изменить ситуацию предложили общее действие. Был упомянут и пример      — поездка на освобожденные территории на востоке, где проходила встреча с людьми разных убеждений. Безусловно, говорить важно, но нередко это приводит к ссорам. Но такое простое действие наподобие создания и окрашивания скамеек может объединить людей разных убеждений и дать всем ощущение причастности к общему делу.

БАЛАНС МЕЖДУ ГЛОБАЛИЗАЦИЕЙ И ЗАКРЫТОСТЬЮ В СВОЕЙ ИНОКОСТИ

Еще одним из основополагающих моментов соседства есть отношение к Иному, и здесь интересный вывод выразил философ Алексей Панич. Очень длительное время было два подхода к Иному: перечислительный и иерархический. То есть можно было просто перечислить, какими являются особенности Другого, без предоставления оценки, или же воспринимать чужое как что-то неправильное. В XVIII в. появляется третий способ, когда мы инкорпорируем в себе Другого в его инокости. То есть, можем понимать логику действий другого, при этом оставаясь собой. И этот подход, в частности, реализован в «Европейском словаре философий: лексикон непереводностей» (кстати, его украинский перевод с французского — первый в мире, и лишь потом — английский, испанский). И основная цель труда выходит далеко за пределы философской терминологии.

Как рассказывала в свое время Барбара Кассен, под чьим руководством был создан словарь, этот труд ставит цель  поиск баланса между двумя крайностями. С одной стороны, тотального универсализма (как одно из проявлений — идея универсального языка), а из другой        — закрытости в своей инокости, фрагментации. На примере словаря это объясняется так, что, с одной стороны, в нем идет речь об уникальных для каждого языка ментальных структурах, словах, которые нельзя точно перевести, но с другой стороны, их можно объяснить, а следовательно, и придать универсальности. Думаем, что эти выводы можно масштабировать и относительно соседства: с одной стороны, глобализация, которая нивелирует границы, с другой — тенденция к фрагментации, создание субкультур или закрытых сообществ. И философ Владимир Ермоленко отмечает, что нахождение баланса между этими компонентами является очень важным.

В частности, это касается и литературной сферы. Американский славист, литературовед Виталий Чернецкий замечает, что не нужно ограничиваться взглядом на украинскую культуру только в нашем контексте. Чтобы она могла стать известной, более понятной, ее стоит рассматривать в более широкой, мировой перспективе (в чем он и видит часть своей миссии, работая на Западе). Например, предлагает Виталий Чернецкий, можно говорить о Тарасе Шевченко как об одном из первых теоретиков антиколониального сопротивления. Только он осуществлял сопротивление не в публицистике, а в поэзии. Можно найти параллели между текстами Джозефа Конрада и Василия Стефаныка. Таким образом украинская специфика благодаря рассмотрению в более широком контексте будто «переводится» на понятный миру язык.

«КАЖДЫЙ ИЗ НАС ДОЛЖЕН СТАТЬ ТЕМ ХОББИТОМ БИЛЬБО, КОТОРЫЙ ПРИСОЕДИНИЛСЯ К ВАТАГЕ ТОРИНА ДУБОЩИТА, ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ИМ ДОМ»

Но достичь взаимопонимания нужно не только с миром, далекими или близкими соседями. Диалог нужен и внутри страны, между представителями разных народов. В связи с нынешними событиями особенно актуализировалось сотрудничество с крымскими татарами (и в целом, мероприятия, которые посвящены их культуре, являются важной частью «Книжного Арсенала»). Долгое время Украина не приделяла должного внимания  этому вопросу. Как следствие, в 2014 году страхи, вызванные нехваткой знаний и только усиленные внешним влиянием, «прорвались» в виде таких высказываний: «Крымские татары нас всех здесь будут резать, а Россия хочет нас спасти».

По мнению писательницы Екатерины Калитко, нужно, наконец, прекратить противопоставлять «украинцы — крымские татары», мы все являемся украинцами, просто имеем разное происхождение: «Недавно закончилась очень хорошая выставка «Удивительные истории Крыма», которая показала, насколько Крым был тем «плавильным котлом». Это то, за что я Крым очень люблю: он дал очень много историй и тропинок. Эта земля действительно никого из нас не отпустит. И это очень хорошее ощущение, что ты должен ради чего-то работать. Потому что каждый из нас, метафорически говоря, должен стать тем хоббитом Бильбо, который присоединился к ватаге Торина Дубощита, чтобы вернуть им дом».

«МЫ С ВАМИ ЖИВЕМ И В ТРАГИЧЕСКОЕ, И ВЕЛИЧЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ»

Однако, стоит прибавить, что это в действительности борьба за наш общий дом. Важно, что на «Книжном Арсенале» не забывают и о событиях, которые происходят в настоящее время на фронте, трагических страницах Революции Достоинства, и часть мероприятий посвящена именно этой теме. И здесь соседство возникает в несколько другом контексте. «Мы с вами живем и в трагическое, и величественное время. Рядом с нами ходят новейшие герои», — поделилась Светлана Терейковская, автор книги «Небесна Сотня. Життєписи». Она осуществила огромную, а главное эмоционально непростую работу — встретилась с родными, одноклассниками, однокурсниками Героев Небесной Сотни, чтобы увековечить память о тех героях, которых, к сожалению, среди нас уже нет.

В то же время было представлено и другое издание «Майдан. Пряма мова» (обе упомянутых книги первые из запланированного трехтомника), в который вошло 35 интервью людей, что были на Майдане и творили нашу историю. По-видимому, самой заметной особенностью этого издания является QR-код с возможностью услышать фрагмент самого разговора, который действительно подтверждает название книги.

КАК МЫ ВЗАИМОДЕЙСТВУЕМ С СОБСТВЕННЫМ ПРОШЛЫМ

Есть еще одно соседство, которое стало темой нынешнего фестиваля: как мы взаимодействуем с собственным прошлым, какие его эпизоды до сих пор несправедливо остаются на обочине. Ярким примером этого является проект «Ролит. Соседи». В нем идет речь о доме, который, как метко отмечают организаторы «основанный на кооперативных принципах во время жилищного кризиса, чтобы обеспечить условия для творчества, и вскоре превратился в своеобразный «табель о рангах». Квартира в нем будто причисляла обитателя к литературной элите, а количество жилой площади определял взнос в литературу. Под одной крышей проживали обласканные властью «генералы» от литературы и «неблагонадежные», которые находились под пристальным надзором НКВД-КДБ».

Немало таких исторических моментов открывает своими книжками и «День». Одна из подписчиц газеты, которая пришла дополнить свою коллекцию книг «Дня», поделилась: «Очень поразило «Ave» о Скоропадском, потому что я ничего о нем не знала. А видите, какой человек! Возможно, если бы тогда все сложилось  по-другому, мы по-другому бы теперь жили. Это в действительности очень актуальные темы. Ведь что мы знаем об Украине? Нужно изучать по-новому. Тем более что это очень умная работа. Поэтому всем своим знакомым тоже советую читать или у меня брать».

Оксана Савченко, преподавательница французского языка, купив труд Михаила Драгоманова из серии «Бронебойная публицистика», рассказала: «Меня интересует Михаил Драгоманов. Коллега пишет о нем диссертацию в Болгарии, исследует его период зарубежный. Поэтому мне интересно сделать ей такой подарок». На совет о книжке «Дня» «Сестра моя, София», где помещено больше информации на эту тему, читательница ответила: «Она уже ее имеет, потому что сама украинка, просто живет и работает в Болгарии. Но бывает здесь в библиотеках».

А иногда «Книжный Арсенал» становится местом встречи единомышленников, например, в случае с Татьяной Серебренниковой, заведующей библиотекой имени Василя Симоненко: «Мы выписываем газету, иногда прихожу, беру что-то из «Маршрутов», чтобы ставить на выставку. Хочу с чистым сердцем сказать газете, что низкий поклон ей и благодарность, что можно читать что-то общественно-политическое. Знаете, есть читатели, которые читают на украинском, есть которые читают на русском и украинском. То газета «День» — для всех, это я вам говорю изнутри публичной библиотеки. И дай Бог, чтобы мы с вами продержалась во все времена, и на всех фронтах. Очень благодарю! И держитесь, пожалуйста!»

Поэтому «Книжный Арсенал» раскрывает разные аспекты соседства и главное — побуждает к размышлениям, превращая нас самих в настоящих исследователей в этой большой лаборатории.

P.S.

Напомним, что стенд «Дня» — В6.11. Ждем!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать