Перейти к основному содержанию

10 причин отделения церкви от Москвы

Правительство, духовенство и общественность должны довести до логического завершения начатый почти 100 лет назад процесс
06 февраля, 09:42
Фото из архива "Дня"

С начала Революции Достоинства в Украине более полусотни православных общин от Донецкой области до Волыни покинули Московский патриархат. Причины разные. Переходы общин продолжаются стихийно, но МП не хочет терять имущество и приходы – поэтому иногда происходят конфликты с драками и кровью.

Национальный институт стратегических исследований при Совете нацбезопасности и обороны Украины опубликовал аналитический доклад «Украина и проект «Русского мира», в котором констатировал: деятельность Московского патриархата свидетельствует о солидарности с диктаторским режимом Владимира Путина. Для России - МП перспективный инструмент по удержанию Украины в зоне собственных геополитических влияний. Эксперты этого института Сергей Здиорук и Владимир Токман через СМИ призывают украинскую власть заставить УПЦ МП изменить название и не скрывать настоящую зависимость от РПЦ, а также отобрать у нее национальные святыни.

Реакции никакой. Чем объяснить такую инертность? Непредсказуемые последствия межконфессионального противостояния начала 90-х могут сдерживать от радикальных действий, но нельзя игнорировать по крайней мере 10 причин, почему РПЦ надо лишить влияния на Украинскую православную церковь.

1. Руководство МП отрицает российскую агрессию в Украине, называет конфликт на Донбассе «гражданской войной», обвиняет в ней Киевский патриархат и греко-католиков.

Предстоятель УПЦ МП Онуфрий в интервью «Союзу православных журналистов» сказал прямо: «Это война - гражданская». Глава РПЦ Кирилл в открытом письме к Патриарху Константинопольскому написал: «С началом же боевых действий униаты и раскольники, получив в руки оружие, под видом антитеррористической операции стали осуществлять прямую агрессию в отношении духовенства Канонической Украинской Православной Церкви на востоке страны».

2. Духовенство МП причастно к террористической деятельности в зоне АТО.

В частности в зоне АТО задержали настоятеля храма в Новоайдаре , клирика Луганской епархии УПЦ священника Владимира Марецкого, который в составе вооруженной группы людей врывался на избирательные участки, пытаясь сорвать голосование. На контрольном пункте «Бугаз» в Донецкой области пограничники задержали священнослужителя Московского патриархата Александра Дубляженко, который является членом группировки боевиков «Восток».

3. Надругательство над историей Украины и национальной памятью.

Митрополит Онуфрий об акте геноцида украинского народа высказался так: «Голодомор - это было вразумление, усмирение со стороны Господа нашей гордыни, которая восстала против себя самого, против бытия человека. Есть такое украинское выражение, немного вульгарное - катюзi по заслузi. Мы получили то, что заслужили».

4. Духовенство МП проводит совместные мероприятия с террористами и агрессором. Например, в Луганске представители УПЦ МП освятили памятник террористам «ЛНР», в Крыму - российскую военную технику. В Макеевке Священник Андрей Маныч устроил часовню в воинской части боевиков и стал их духовником.

5. Православный экстремизм в зоне АТО.

На Донбассе воюют «Русская православная армия» и «казачество», которые оперируют лозунгами в поддержку Московского патриархата. Также боевики провели настоящие религиозные зачистки на оккупированных территориях: духовенство и верующие УПЦ КП, УГКЦ и протестанты вынуждены скрываться. Хотя УПЦ МП имеет возможность влиять на боевиков - она этого не делает. Кстати, ИАЦ СНБО подготовил материал на эту тему: «Православный экстремизм»: российская религиозная война в Украине.

6. МП ведет антиукраинскую пропаганду в храмах.

Стоит отметить, что РПЦ практикует подобное с XIX века, но с началом боевых действий в 2014 году антиукраинская деятельность усилилась. СБУ зафиксировала несколько случаев на Житомирщине. Один священник «предсказывал» скорое поражение войск АТО, а другой отстаивал необходимость федерализации Украины по примеру т.н. «ДНР/ЛНР». Больше фактов читатель может найти через поисковик в интернете.

7. Руководство УПЦ МП тормозит процесс объединения с УПЦ КП.

Весной 2014 года представители УПЦ КП и МП объявили о начале диалога об объединении и создании в Украине единой поместной Православной Церкви. Однако патриарх Кирилл отреагировал мгновенно и заверил,  что те, кто «хотят оторвать южные и западные русские земли от единого «Русского мира» являются врагами». Летом 2014 года УПЦ МП избрала нового предстоятеля - митрополита Онуфрия, вместе с тем в УПЦ КП заявили: такой выбор демонстрирует зависимость от доктрины «русского мира» и означает отказ от объединения.

8. МП дискредитирует традицию восточного христианства.

 Мелетий Смотрицкий, Митрополит Петр Могила... Украинское православие в ХVII веке было настолько мощным, что «экспортировало» своих образованных духовных лиц в Московское царство, где те развивали образование и культуру. Тогда УПЦ имела ощутимое влияние и на образование в Молдавии, Болгарии и Сербии... Сегодня недостатки духовенства Московского патриархата и его прихожан экстраполируют на все православие, а настоятель Киево-Печерской лавры владыка Павел стал предметом осмеяния в медиа, петиция о сборе подписей за выдворение МП из Лавры всего за три дня набрала необходимые 10 тыс. голосов. А вопиющий случай в Одессе? Сотрудники СБУ в одном из мест отдыха представителя МП обнаружили торт с надписью «ДНР» и проституток-переселенок из Донецка.

9. МП уничтожает украинское культурное наследие.

Этот процесс тоже идет с середины XIX века. Древние памятники архитектуры и искусства разрушают и искажают под предлогом «неканоничности» или ремонтов. Эти изменения часто сводятся к русификации и ликвидации характерных элементов украинской и европейской архитектуры. Например, на Закарпатье в с. Дубриничи священник МП выбросил из церкви художественный шедевр - иконостас XVIII века, который вырезали итальянские мастера. В Межиричах-Острожских в Ровенской области разрушены фрески XVI в. На Волыни за годы независимости пошли с дымом пять памятников сакральной архитектуры, находящихся в пользование общин УПЦ МП.

10. МП превращает прихожан и семинаристов в инструмент политической борьбы. Антиукраинская агитация, искажение украинской истории предусматривают создание управляемых групп людей, которыми легко манипулировать в интересах соседнего государства. В результате семинаристы МП атакуют храм в с. Екатериновка (Тернопольская обл.), священники и верующие МП участвуют в акции против переименования города в Ингульск в рамках декоммунизации, требуя названия Елисаветград.

Разрыв с Москвой возможен, но его трудно достичь без участия государства. Отделение от Москвы Украинской церкви продолжается почти 100 лет. В начале 1918 года Всеукраинский Церковный Собор выступил за независимость от Московского патриархата. И правительство Павла Скоропадского, и правительство Директории всячески способствовали созданию автокефалии. В Константинополь в 1919 году отправилась правительственная делегация с требованием признать автокефалию Украинской церкви. Министр вероисповеданий Иван Огиенко в том же году призвал к ведению богослужений на украинском языке и издал приказ об освобождении одного из епископов за «непослушание законам УНР, за вмешательство в компетенции гражданской власти и за агитацию в церквях в пользу Деникина».

Даже после захвата власти в Украине большевиками движение за украинскую церковь продолжалось и в октябре 1921 года в Софии Киевской состоялся еще один Всеукраинский Церковный Собор, который провозгласил создание Украинской Автокефальной Православной Церкви, признал принудительный переход Киевской церкви под власть Московского патриархата в 1686 году аморальным и антиканоническим актом. В 1927 году УАПЦ имела несколько тысяч церквей по всей Украине и почти шесть миллионов верующих. Развитие национальной церкви было уничтожено большевистским террором.

Кажется очевидным, что правительство, духовенство и общественность должны довести до логического завершения начатое почти 100 лет назад отделение от Москвы. Полякам, кстати, это удалось. При поддержке правительства в 20-х годах ХХ века местная православная церковь добилась независимости от Москвы.

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать