Александр ВАСИЛЬЕВ: Первая дама должна носить дизайнеров своей страны
![](/sites/default/files/main/openpublish_article/20090604/494-27-1.jpg)
«Гламур вышел из моды — блестки, стразы, каблуки, пергидрольные волосы, бутерброды на ногтях. Появляется новое направление — «новая скромность», когда мода интеллектуальна, когда вы должны думать о том, из чего состоит образ, когда женщина не раздета, а одета».
Александр Васильев — всемирно известный историк моды, декоратор интерьеров, сценограф, автор книг и статей о моде, интерьере и хорошем тоне. Человек, знающий семь языков, на четырех из них читает лекции о моде по всему миру.
30 мая Васильев посетил Харьков, где прочел лекцию «Загадка Коко Шанель». Историк моды очень желанный и частый гость в этом городе. Частый в том смысле, что сегодня он может быть в Москве, завтра — в Риге, а послезавтра — уже в Гонконге.
В Харькове Васильев вместе с актрисой Элен Броше организовал своеобразную школу «Остров красоты». Здесь также читает лекции известный стилист и имиджмейкер Жанна Дубска.
Также с 2005 года Александр Васильев преподает в своей выездной школе: группа слушателей выезжает с историком моды на неделю в ту или иную страну. Школа уже побывала в Японии, Черногории, Венеции, Париже и других странах и городах.
Зачастую слушательницы Васильева — жены очень состоятельных людей, однако сам историк моды утверждает, что не разделяет женщин по достатку. Курс в его школе стоит 800 долларов — сумма не заоблачная, как считает он сам.
Также Александр Васильев пишет потрясающе увлекательные книги, иллюстрированные редкими фото и рисунками. В Харьков историк моды привез свою последнюю работу — «Судьбы моды».
Еще до начала разговора с «Украинской правдой. Жизнь» Васильев предупредил, что все мы стоим на пороге больших изменений.
«Гламур вышел из моды — блестки, стразы, каблуки, пергидрольные волосы, бутерброды на ногтях. Появляется новое направление — «новая скромность», когда мода интеллектуальна, когда вы должны думать о том, из чего состоит образ, когда женщина не раздета, а одета».
«Главный принцип хорошего тона — уважение к другим» — здесь и далее цитаты из авторской колонки Александра Васильева «Моветон».
— Александр Александрович, можно ли по тому, как одеваются люди, судить о том, чем болеет общество? Что вы можете сказать в этом контексте о России и Украине?
— Все очень сексуально озабочены, особенно женщины. Секс большинству вскружил голову. Причина этого — железный занавес и то выражение, что в СССР секса не было, запрет порнофильмов, запрет фотографий, журналов эротического свойства. Как результат — огромное количество женщин и мужчин стали думать об этом. Для многих женщин это стало трамплином в новую жизнь. Получение места в офисе или просто нового любовника, или даже подписание контракта идет через кровать.
Женщины все время хотят быть манкими, соблазнительными. Они понимают, что надо всем показывать свою грудь, талию, бедра, ноги, а иначе никто не будет клевать. Но проблема в том, что женщин все-таки 62%, а мужчин — всего 38%. Часто это становится каким-то бессмысленным занятием. Клевать-то особенно некому.
— Это может измениться?
— Конечно! Это изменится очень скоро! Потому что в Китае, наоборот, 55% мужчин против 45% женщин. Они мечтают о русских и украинских женах, девушках. Что уж говорить о турках!..
— Вы в последнее время часто говорите об изменениях в стиле, о том, что они придут с Востока. Почему у вас такое мнение?
— А откуда еще они могут прийти? У вас какое мнение — из Австралии?
— Есть еще «загнивающий Запад», «старушка Европа»...
— Стареющий Запад... Он рожал очень долго, но уже закончил.
— Идеи принесут восточные дизайнеры или это будут идеи, переработанные Европой?
— Я уверен, что это будет восточный дизайн, во всяком случае, победа мусульманского стиля — паранджа, платок на голове, чтобы спрятать волосы. Все это придет.
— Поскольку в свое время были изгнаны либо уничтожены люди — носители культуры...
— Да, мы сами это сделали.
— ...Существует ли некая точка невозврата, когда возродить культуру будет невозможно?
— Точка невозврата конкретно в Харькове заключается в том, что надо было ждать приезда Васильева, чтобы узнать, кто такая Варвара Каринская. И вместо того, чтобы гордиться ею всю жизнь как единственной харьковчанкой, получившей «Оскара» за лучшие костюмы в Голливуде, они ждали моего пришествия, чтобы повесить доску на доме, где она родилась.
«Меха больше идут седым женщинам, женщинам в возрасте, а девушка в мехах выглядит смешно — на мой взгляд, она выглядит девушкой на содержании.
А это именно то впечатление, которое в приличном обществе девушка никогда не должна производить».
Из Харькова родом Валентина Санина, которая начала свою карьеру здесь актрисой и стала ведущим дизайнером в Нью-Йорке, но до сих пор в ус не дуют люди, которые могли бы уже давно сделать о ней фильм, передачу, книгу, назвать улицу ее именем, каким-то образом отметить. Этого нет.
Ида Рубинштейн — ведущая балерина из дягилевского балета — родом из Харькова. Что мы сделали для того, чтобы о ней знали? Культура и современная культура как Украины, так и России — это вещи несовместимые. Сейчас прошло столетие русских сезонов Дягилева. Как вы это отмечали в Украине?
— Никак.
— Поэтому, о чем мы будем говорить?!
А Нижинский, который родом из Киева, а Лифарь, который родом из Киева... Мы как-то это отметили? Так о какой культуре вы можете говорить?! Культура будет всегда на уровне стрингов, стразов, Dolce&Gabbana и Верки Сердючки. Это же китч, а не культура.
«Глупо идти по улице, когда на вас написано «D&G» или «Versace», «Dior». Почему? Ведь они же вам не платят! Зачем вы рекламируете их таким образом?
Я думаю, что гораздо элегантнее носить одежду, по которой простак не скажет, что это за марка, а посвященный человек наверняка сразу узнает и поймет, что за интересную вещь вы носите».
— А как выбираться из этой ситуации?
— Слушать мои лекции, читать книги.
— Но вы один!
— Один в поле воин. Я добился уже очень многого. Многое все равно сделано. Пока наверху сидят долдоны, которые говорят: «Мы ничего не знали, пошли пивка выпьем», — мы добиваемся.
— Вы пытаетесь изменить верхушку или молодежь?
— Наша верхушка — это бывшая низушка. Поэтому верхушкой ее назвать нельзя, это все-таки: «Вышли мы все из народа, дети семьи трудовой». Поэтому — молодежь, женщины, люди, которые могут хоть как-то повлиять своим мнением, открыть для себя закрытую долгие годы дверь.
— Вы часто говорите, что бренды — это своеобразная ширма. Наша первая леди Катерина Ющенко — поклонница Коко Шанель, а премьер-министр Юлия Тимошенко — Луи Виттона. Как вы считает, приличествует ли первым дамам носить такие пусть и с историей, но очень узнаваемые бренды?
— Я считаю, что первая дама каждой страны должна носить дизайнеров своей страны. Только так можно приподнять уровень культуры, когда мы можем пропагандировать и рекламировать национальных дизайнеров.
Понимаете, когда Карла Бруни-Саркози одевается в «Шанель» — это легитимно. А я нахожу, что все-таки первая леди Украины должна, скорее, одеваться у украинского дизайнера.
(Катерина Ющенко часто появляется с аксессуарами от «Шанель», однако в одежде предпочитает украинских дизайнеров, в частности, Лилию Пустовит, Ирину Каравай, Оксану Караванскую. — Авт.)
— Как вы считаете, где грань между приличием и тем, как говорит Ксения Собчак, чтобы называть вещи своими именами?
«Бриллианты нельзя носить до 17 часов, это считается моветоном. Это исключительно вечерние камни.
Другое правило, которое многие сегодня забывают, — незамужние девушки бриллиантов не носят, их носят только после свадьбы»
— Ксения Собчак груба и вульгарна.
— Но есть люди, которые отзываются о ней как о достаточно образованной и воспитанной барышне...
— Я не уверен, что она очень воспитана, все-таки ее папа из Казахстана, из степи... Это не великая княгиня Мария Павловна Романова.
Ксения Собчак очень много ругается матом. И это, конечно, портит все, что только можно. Женщинам не идет мат. И мужчинам не идет. Никому не идет. Мат только для быдла.
— Но в России, да и в Украине, много подростков смотрят ее реалити-шоу «Дом-2»...
— Какое общество, такая и культура.
— Есть ли нечто такое, чего вы еще не сделали?
— Музей моды, но я его сделаю. Россия пока темна, музей очень сложно пробить, потому что они все время отталкивают эту идею. Но делают выставки со мной.
— Каков идеал вашей женщины?
— Не задумывался — мне еще рано об этом думать. Я считаю, что главное качество женщины — это ум, а мужчины — красота.
Выпуск газеты №:
№94, (2009)Section
Общество