Ангел-хранитель Николая Амосова
![](/sites/default/files/main/articles/11042014/11denisenko.jpg)
«Из резерва прислали группу медиков, все они вышли из окружения, — писал Николай Михайлович Амосов в «Записках военного хирурга». — Нам дали операционную сестру, и она сразу заболела. Подумалось: «То-то будет работник».
Это Лида Денисенко. Высокая, худая, белокурая... довольно красивая. Очень скромная... Стыдно ей, что голова кружится, и ходить не может.
Студентка третьего курса пединститута в Смоленске. Кончила курсы медсестер во время финской, но тогда на войну не успела, а сейчас — как раз... Досталось девке. Героизма не проявила, но комсомольский билет в поясе вынесла. И в гимнастерке пришла с «треугольничками». Здесь же, на фронте, Николай Амосов и Лидия Денисенко стали мужем и женой, Екатерина Амосова — их единственная дочь. 8 апреля родные, близкие, друзья простились с Лидией Васильевной.
Конечно же, на самом деле всю жизнь она проявляла героизм. И в подвижнической бессонной работе операционной медсестры в составе «ППГ 2266», рядом с хирургами, и в собственной хирургической судьбе в должности врача-ординатора после окончания Киевского медицинского института, и в исключительно большой роли в феномене, в результате которого Амосов стал Амосовым. Во всех его исканиях и прорывах она была рядом, но не как партнер, а славный помощник. Более того, мы должны быть признательны Лидии Васильевне и в великом факте зарождения и становления сердечно-сосудистой хирургии в Украине. Ведь в решении Николая Михайловича оставить Брянск, где его хирургическая вертикаль складывалась перспективно и благополучно, и переехать в Киев по приглашению Института туберкулеза и его директора Александра Самойловича Мамолата свою предпосылку сыграло и горячее желание именно Лидии Васильевны стать врачом в стенах Киевского мединститута.
В немалой степени мы обязаны ей и в реализации литературного дара Николая Амосова, начиная с появления его «Мыслей и сердца». Ведь фоном талантливого, не имеющего аналога отражения таких страстей, потрясших человечество, служили дом и тихий кабинет, благожелательная обстановка тут, поддерживаемая заботами Лидии Васильевны, да и просто любовь и терпение. Быть женой гения было трудно, как сказал кто-то на поминальном обеде. Тем больший пиетет вызывает она.
Прощайте, дорогой амосовский ангел-хранитель! Теперь вы, как и Николай Михайлович, взираете на нас с небес.
Выпуск газеты №:
№66, (2014)Section
Общество