Аресты руководства Николаевского глиноземного завода предшествуют его «большой приватизации»
Видимо, НГЗ Президента разочаровал: «Я как-то говорил и Мешину, и руководству области, что завод должен нести «золотые яйца» для экономики Украины. А когда он в долгах как в шелках, ссылаться на большую политику нецелесообразно», — заявил он, выступая на семинаре региональных журналистов. Хотя и согласился, что заводу уделяется много внимания со стороны тех, кто хотел бы его приобрести. Соблюсти справедливость и законность — «задача властей, руководства завода и области. Потому что если инвестиции для развития самого завода необходимы, то надо думать о приватизации, а если нет — прекратить все разговоры».
Как известно, В.Мешин четыре дня добивался приема у Л.Кучмы. Возможно, директор рассказал бы Президенту о том, что дебиторская задолженность НГЗ намного превышает кредиторскую; что ежегодные прибыли завода составляют десятки миллионов долларов и из них огромные суммы поступают в бюджет; что НГЗ фактически содержит один из четырех районов Николаева; что поступление инвестиций на завод предполагал первоначальный план приватизации, а согласно нынешнему, измененному, пакет в 30% акций завода будет продан не под инвестиционные обязательства, а через коммерческий конкурс, и деньги уйдут не на модернизацию производства, а в казну; что власти фактически тормозят приватизацию — даже по утвержденному плану... Аудиенцию В.Мешин не получил: ему сообщили, что «Президент в курсе дела».
Впрочем, благодаря Л.Кучме, с обвиняемыми по «делу НГЗ» обойдутся по справедливости: «Я дал серьезное указание СБУ, чтоб не сыграть на чьих-то интересах и не сделать людей виновными там, где они не имеют вины». Выходит, что чей-то интерес все же есть? И чтобы СБУ не наказывало невиновных, необходимо специальное указание Президента?
Даниил КЛЯХИН, «День»
КСТАТИ
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Владимир Горбулин, отвечая на вопрос корреспондента агентства Интерфакс-Украина, заявил, что «не имеет информации, которая позволяет сделать четкий вывод, насколько директор НГЗ превышал свои полномочия при приватизации предприятия».
«Вся начальная приватизация, которая проводилась на этом заводе, вызывала большие юридические сомнения, поскольку тогда не было соответствующего законодательства, которое бы четко определило права коллектива и государства», — сказал секретарь СНБО.
В.Горбулин также подчеркнул, что «вообще по приватизации крупных предприятий, не только НГЗ, наше несовершенное законодательство позволяло довольно интересно подходить к самому процессу приватизации, и ошибок было сделано немало. Это и будет предметом ближайшего обсуждения на совещании СНБО».
А все началось с того, что 10 декабря управление Службы безопасности Украины по Николаевской области сообщило о возбуждении уголовных дел в отношении отдельных руководителей ОАО «Николаевский глиноземный завод». Уголовные дела возбуждены по статьям 70 (контрабанда) и 80-1 (сокрытие валютной выручки) Уголовного кодекса Украины.
Генеральный директор Николаевского глиноземного завода Виталий Мешин и еще двое руководителей предприятия, в отношении которых возбуждены уголовные дела, находятся на своих рабочих местах и продолжают выполнение служебных обязанностей.
Об этом сообщил в интервью агентству Интерфакс-Украина заместитель генерального директора НГЗ по кадрам Владимир Гринченко.
По его словам, трудовой коллектив НГЗ располагает информацией о возбуждении уголовных дел в отношении семи руководителей предприятия. Четверо из них в настоящее время находятся на стационарном лечении в Киеве и Николаеве.
По словам В.Гринченко, трудовой коллектив встревожен сложившейся ситуацией. «В ходе встречи с органами следствия мы обратились с просьбой до завершения следствия и предъявления обвинений сохранить людям возможность продолжать свою работу», — сказал он.
Между тем, в переданном в агентство во вторник заявлении трудового собрания ОАО «НГЗ» говорится, что в связи с последними событиями «часть предприятий СНГ приостановили платежи за отгруженную продукцию: одновременно получены требования немедленной оплаты за предоставленные услуги от поставщиков газа, электроэнергии и железной дороги. Традиционные партнеры НГЗ начали поиск альтернативных поставщиков глинозема».
КОММЕНТАРИЙ «Дня»
Евгений МАРЧУК (председатель Комитета ВР по вопросам социальной политики и труда):
— Еще в апреле-мае 1996 года, будучи премьер-министром, я обратился в Службу безопасности с рекомендацией взять под усиленный оперативный контроль процесс приватизации некоторых стратегических объектов, в частности, Николаевского глиноземного завода. Была информация, свидетельствовавшая о том, что на этот завод нацелились некоторые мощные международные структуры. Эти структуры имели довольно широкую платформу на международном рынке торговли алюминием, контролировали значительную часть его мировой добычи. Была большая опасность, что приватизировав завод, мы можем его потерять. Мне известно, какие структуры, какие личности очень заинтересованы в приватизации этого объекта. С другой стороны, я еще тогда (два с половиной года назад) небезосновательно считал, что глиноземный завод может стать объектом очень серьезных спекуляций. То, что сейчас ситуация вышла на общенациональный уровень, на парламентское изучение, этот вопрос сам по себе засвидетельствовал о своей важности.
В то же время, Николаевский глиноземный — это не тот объект, который работает с неликвидной продукцией или уже лежит. То есть проблемы приватизации такого объекта свидетельствует о том, что здесь в какой-то мере смещен акцент с точки зрения смысла приватизации.
В принципе, его приватизация могла проводиться. Но только при условии, что эффективность его работы повысится. Так, собственно, должно быть и с другими объектами: реструктуризация, отсечение уже мертвых производственных структур, доведение до мирового уровня эффективности. Но очень уж острой потребности приватизировать этот завод в полном объеме я не вижу. Сам факт, что подняты старые дела шестилетней давности, которые стали основанием для различных мер силовых органов, также вызывает очень много вопросов и сомнений относительно истинной сути всех этих процессов.
Насколько я знаю, сейчас на Николаевский глиноземный нацелились несколько структур, в частности, клановых, в том числе неукраинских. Я не могу оценивать всю деятельность Мешина, но сам факт, что он препятствует приватизации структурам, интересы которых далеки от Украины, которые хотят захватить в свои руки стратегический пакет, заслуживает уважения. И если бы он чувствовал себя грешным, думаю, он бы не обивал пороги в Киеве, пытаясь попасть на прием к Президенту и другим чиновникам. Это очень показательная ситуация. Если я не ошибаюсь, Мешин был доверенным лицом кандидата в президенты Леонида Кучмы.
Все это заострение ситуации является хрестоматийным примером относительно политики и тактики большой приватизации в Украине. Думаю, что у парламента есть очень острая необходимость разобраться в сути всего того, что там происходит. Если бы мы хорошо разобрались, мы бы получили много ответов на все вопросы, связанные с приватизацией. Это будет полезным и с точки зрения будущей приватизации других больших объектов, в частности, «Укртелекома». В эту воронку втянулись очень мощные кланы, к этому имеют отношение даже некоторые народные депутаты, представители правоохранительных органов, бизнесовых украинских и зарубежных структур. Серьезных объектов в Украине осталось два-три десятка — от которых теневые или полутеневые структуры еще не откусили лакомые куски. Очень важно, как Президент, его администрация на это отреагируют. Похоже, что им довольно сложно выработать по этому вопросу конкретную позицию, здесь запутано очень много такого, к чему причастны и некоторые работники самой администрации.
Записал Вячеслав ЯКУБЕНКО, «День»
Выпуск газеты №:
№242, (1998)Section
Общество