Архитектурный «котлован»
Бизнес-интересы и невосприятие коммунистического прошлого могут уничтожить яркие образцы советского модернизма«День» уже писал о встрече с архитектором «летающей тарелки» на Лыбидской площади Флорианом Юрьевым в материале «Спасти серый звездолет» (№212-213 за 24—25 ноября). После этого молодые киевские архитекторы положили начало движению #SAVEKYIVMODERNISM. В одноименной фейсбук-группе небезразличные обсуждают варианты защиты зданий советского периода, в частности здания УКРИНТЕИ (Украинского института научно-технической экспертизы и информации, это и есть «тарелка»), которое может поглотить очередной торговый центр.
Недавно Флориан Юрьев обнародовал открытое письмо правительству и Киевской городской госадминистрации с требованием публично обсудить проект этого строительства, ремонт здания и использование его в культурных целях. Активисты же хотят добиться предоставления зданию памятникоохранного статуса.
В защите и признании архитектурной ценности нуждается не только этот образец советского модернизма. Но готово ли общество правильно воспринять это наследие и найти ему разумное приложение в современных реалиях?
НЕДООЦЕНЕННАЯ СМЕЛОСТЬ
В середине 1950-х годов партийные функционеры резко изменили курс в архитектуре и строительстве. Нужно было преодолеть послевоенный жилищный кризис и отделиться от предыдущей эпохи не просто критикой, а чем-то более обстоятельным. Модернизм с его стремлением к новизне, функциональностью и простотой казался идеальным решением. Всесоюзный эксперимент растянулся на несколько десятилетий и стал мощным толчком к урбанизации СССР, изменив лицо многих населенных пунктов.
ЗАЛЫ ПРОЩАНИЯ КРЕМАТОРИЯ НА БАЙКОВОЙ ГОРЕ - ТО, ЧТО ОСТАЛОСЬ ОТ ПРОЕКТА ПАРКА ПАМЯТИ ХУДОЖНИКОВ АДЫ РЫБАЧУК, ВЛАДИМИРА МЕЛЬНИЧЕНКО И АРХИТЕКТОРА АВРААМА МИЛЕЦКОГО
Архитекторы должны были подчиняться строителям, разрабатывая типичные проекты для быстрого и дешевого жилищного строительства. Отдушиной для них могли быть только индивидуальные проекты общественных зданий. Однако и сюда грубо вмешивались бюрократы и идеологи, экономия и дефицит материалов. Несмотря на это, многие модернистские здания вышли довольно оригинальными и смелыми для того времени.
Тогдашняя власть не воспринимала архитектуру предыдущих веков как препятствие — она ее просто уничтожала. Но минуло несколько десятилетий, и теперь из-за низкого качества материалов и интенсивной эксплуатации без ремонтов образцы советского модернизма уже выглядят непривлекательно. Нередко люди считают их непотребством, которое слишком ново, чтобы иметь историческую ценность, а застройщики заглядываються на «лакомые куски» земли под ними.
В 1990-х общественные здания массово перепродавались и сдавались в аренду. Как результат — потеря начальной функции, оригинального внешнего вида, запустение или разрушение. Так, ряд киевских универсамов спрятан за корпоративными цветами одного из супермаркетов, кинотеатр «Спутник» тоже осовременили, а кинотеатр «Аврора» быстро «зачистили», чтобы построить там торговый центр.
Здания, которые сохранились в первичном состоянии, отпугивают людей непривлекательным внешним видом и плохим состоянием. Усложняет ситуацию и стигматизация всего, что связано с СССР.
ВЫСОТНАЯ ЧАСТЬ ЗДАНИЯ УКРИНТЕИ СЕГОДНЯ СЛУЖИТ ПОДСТАВКОЙ ДЛЯ РЕКЛАМНЫХ ПЛОЩАДЕЙ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
«Период советского модернизма недооценен и недостаточно исследован. Только сейчас наше общество начинает задумываться о значении этой архитектуры. К сожалению, памятникоохранная сфера не всегда успевает за этими тенденциями. К тому же мешает чиновническое сопротивление. Эти объекты не всем понятны, поэтому документацию для предоставления статуса согласовывать очень трудно», — отмечает Елена Мокроусова, главный специалист отдела учета памятников Киевского научно методического центра по охране, реставрации и использованию памятников истории, культуры и заповедных территорий.
КАТАРСИС ПОД БЕТОНОМ
Все чаще звучат призывы снести неудобные объекты или перестроить их по проектам, которые не учитывают ни функции здания, ни культурного и общественного контекста. Так, с многоэтажки, где работает Министерство социальной политики, постепенно демонтируют солнцерезы. Чиновники настаивают на том, что они аварийные и могут нанести кому-то вред при падении. Небезразличные граждане, среди которых есть архитекторы, убеждены — все можно отреставрировать, было бы желание. Однако металлических пластин на здании все меньше.
Впрочем, в Киеве все-таки популярнее противоположный метод — раскрашивание или «украшение». Один из последних примеров — здание «Укравтодора», спроектированное Авраамом Милецким, которое несколько недель назад очистили от зелени и покрасили.
АРХИТЕКТОР «ТАРЕЛКИ» ФЛОРИАН ЮРЬЕВ УВЕРЯЕТ, ЧТО КОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЯ ПРОЧНЫЕ. ПО ЕГО МНЕНИЮ, ОНА НЕ НУЖДАЕТСЯ В РЕСТАВРАЦИИ, ТОЛЬКО В КАЧЕСТВЕННОМ РЕМОНТЕ / ФОТО АРТЕМА СЛИПАЧУКА / «День»
Достается и более известным зданиям. Несколько месяцев назад в интернете активно распространяли визуализацию реконструкции здания Житнего рынка. На этих изображениях форма здания изменена, металлическая отделка демонтирована, а стеклянная часть украшена растительным орнаментом. Администрация рынка заверила общественных активистов, что к этому проекту не имеет отношения. Рынок точно нуждается в ремонте, вариант реконструкции тоже возможен — учитывая стремление власти развивать Подол как туристическую и рекреационную зону.
Если переформатирование Житнего рынка пока призрачное, то угроза для «тарелки» на Лыбидской реальна и уже обрела форму котлована для торгово-развлекательного центра Ocean Mall. Министерство образования и науки, на чьем балансе находится здание, передало его малоэтажную часть в долгосрочную аренду на условиях использования в образовательных целях. По словам директора Малой академии наук Оксена Лисового, инвестор ТРЦ готов профинансировать создание на нескольких этажах высотки музея науки наподобие варшавского центра науки «Коперник». Судьба «тарелки» все еще остается неизвестной. Инвестор Ocean Mall к дискуссии пока не приобщается, повлияет ли мнение громады на его бизнес-интересы — покажет время.
РАБОТНИКИ МИНСОЦПОЛИТИКИ НЕ БОЯТСЯ НИ СОЛНЦА, НИ ГНЕВА АКТИВИСТОВ: СОЛНЦЕРЕЗЫ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ФИШКОЙ ЗДАНИЯ, ДЕМОНТИРУЮТСЯ БЫСТРО И БЕЗЖАЛОСТНО / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
Не очень далеко от здания УКРИНТЕИ находится еще один памятник периода советского модернизма — залы прощания киевского крематория. Проект Парка памяти, созданный художниками Адой Рыбачук и Владимиром Мельниченко в сотрудничестве с архитектором Авраамом Милецким, не был реализован в полном объеме. Зеленые склоны занял колумбарий, а двухсотметровый барельеф, который вобрал в себя классические мифы и украинские легенды, традиции и ритуалы, еще в советское время залили бетоном, игнорировав уникальную технологию и усилия большой команды.
«Рыбачук и Мельниченко хотели создать жизнеутверждающее место, а не фабрику для сжигания человеческих тел, — рассказывает искусствовед Ася Баздырева. — Они интересовались тем, что такое душа человека, как она сохраняется в вечности. Перед началом работы художники странствовали по Украине, изучали местные практики поминания умерших. Путь вдоль барельефа был все-таки путем живых. Здесь должен был наступать катарсис — очистка через горе. Парк должен был напоминать, что жизнь продолжается».
Важно не просто заботиться об отдельных объектах, а посмотреть на здания периода советского модернизма как на важный градостроительный комплекс, восстановить в нем смысловые и стилевые связи. Бесспорно, здания должны жить, быть актуальными для киевлян. Если громада поймет ценность этого приобретения, то оно станет еще привлекательнее для туристов, ученых, архитекторов и художников
Впечатления от нынешнего комплекса крематория и колумбария неоднозначны. Безусловно, идея была сверхмощной, некоторую силу сохранила даже в урезанном варианте. Впрочем, облупленные и посеревшие от времени экстерьеры залов прощаний, грязь неблагоустроенных дорожек и превращенные в соты склоны способны скорее углубить горе, чем привести к катарсису. Технически открыть миру фантастические барельефы возможно. Впрочем, высохшая яма вместо озера под бетонной стеной красноречиво напоминает: в современном мире шедевры значимы не для всех.
НУЖНЫ ВИДЕНЬЕ И ГРАМОТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
«Для европейцев каждая эпоха — срез знаний и возможностей, которые мы часто теряем, — убежден Виктор Герасименко, архитектор, активист движения #SAVEKYIVMODERNISM. — Нужно беречь наследие предыдущих эпох, потому что мы должны видеть, как все развивалось, чтобы на чем-то учиться делать новое».
Совместно с отделом учета памятников, который возглавляет Елена Мокроусова, активисты будут готовить пакет документов для признания «тарелки» памятником архитектуры. Затянуть или остановить этот процесс могут не только бюрократические формальности, но и нежелание владельца подписывать документацию и искать средства на последующее восстановление «тарелки». К тому же, утверждают эксперты, статус памятника — ненадежная защита от беды.
АКТИВИСТЫ ПРЕДЛАГАЮТ СДЕЛАТЬ ПРОСТРАНСТВО ЖИТНЕГО РЫНКА БОЛЕЕ ДРУЖЕСТВЕННЫМ И ДОСТУПНЫМ: ОТРЕМОНТИРОВАТЬ И ОЧИСТИТЬ, СОЗДАТЬ ОСТРОВКИ ОТДЫХА, ОТКРЫТЬ ДЛЯ ОСМОТРА ПАНОРАМНЫЕ БАЛКОНЫ ТРЕТЬЕГО ЭТАЖА, КОТОРЫЕ НЕДАВНО ОСВОБОДИЛИ ОТ КИОСКОВ / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
«Традиционный путь включения объекта в реестр памятников заведет в тупик, — считает Екатерина Гончарова, руководитель научно-исследовательского отдела Института «УкрНДИпроектреставрация». — Для начала нужно определиться, что именно мы хотим сохранить, в чем ценность того или иного здания. Для каждого здания нужно понятное всем виденье и грамотный менеджмент».
«За уничтожением любого объекта стоят чьи-то интересы. С определения заинтересованных сторон и начинается отстаивание памятника, — отмечает Евгения Губкина, архитектор, исследователь Центра городской истории Центрально-Восточной Европы. — Мировое сообщество может давать рекомендации, осуждать, писать письма поддержки, однако это далеко не всегда помогает предотвратить преступление. Действенной помощью могут быть гранты на реставрацию, но вопрос контроля оборота средств остается открытым».
Хороший рецепт — сохранение начальной функции или хотя бы приближенной к ней. Универсальные варианты — учебные и художественные проекты. Например, кинотеатр «Краков» на Русанивке переделали в культурный центр, а в «Братиславе» рядом с кинозалом может появиться центр инновационного развития предпринимательства. Музей науки в здании УКРИНТЕИ — тоже хорошая инициатива. Сама же «тарелка» могла бы стать камерным концертным залом.
В Житнем рынке участницы летней школы Центра урбанистических студий «Феминистический урбанизм/урбанистический феминизм: принципы гендерно-чувствительного планирования» предлагают акцентировать внимание на фермерских продуктах, сделать здание более доступным и более привлекательным — отремонтировать крышу, отмыть и осветить, открыть панорамные балконы, обустроить места для отдыха и зеленые зоны вокруг. Обновленный рынок сможет стать еще одной привлекательной локацией в пешеходных маршрутах Подола.
Впрочем, важно не просто заботиться об отдельных объектах, а посмотреть на здания периода советского модернизма как на важный градостроительный комплекс, восстановить в нем смысловые и стилевые связи. Бесспорно, здания должны жить, быть актуальными для киевлян. Если громада поймет ценность этого приобретения, то оно станет еще привлекательнее для туристов, ученых, архитекторов и художников.
К тому же ситуация с распределением земли и снесением памятников в столице острая. Поэтому нельзя ограничиваться одним событием или акцией — нужно постоянно держать руку на пульсе, объяснять ценность объектов и исследовать то, что пока не разрушено.
Выпуск газеты №:
№222-223, (2017)Section
Общество