Перейти к основному содержанию

Артиллерист

Капитан Дмитрий Костюкевич из поколения добровольцев
08 мая, 00:00

Когда в конце 1939 года в Житомирском сельхозинституте собрали студентов и объявили о наборе добровольцев в комсомольский лыжный батальон, который должен участвовать в войне с Финляндией, первым поднял руку второкурсник Дмитрий Костюкевич, за ним — еще семь человек. После двухнедельной подготовки, во время которой новобранцев тренировали в переходах на границах с боевым орудием (стрелять они научились раньше), их отправили ближе к границе с финами. Заданием батальона была охрана и сопровождение к боевым порядкам автоколонн со снарядами, патронами, продовольствием и тому подобное. В лесах колонны часто попадали под огонь финских снайперов, и тогда охрана вступала с ними в перестрелку. В одной из таких стычек погибли два товарища Д. Костюкевича по институту. После объявления в марте 1940 года перемирия добровольцы вернулись домой — их встречали как героев и даже вручили премии по 500 рублей. Значительно позже многие историки оценят действия государственного и военного руководства Советского Союза в той войне как бездарные. Однако это в никакой мере не может унизить героизма военных, которые верили, что выполняют свой долг перед Родиной.

Но через год началась новая война, которую впоследствии стали называть Великой Отечественной. Немецкая авиация бомбила Житомир уже в первые ее дни, и студенты сельхозинститута, среди них и герой нашего рассказа, ночью дежурили на крышах домов, сбрасывая с них специальными щипцами зажигательные авиабомбы. 8 июля 1941 года, когда немцы входили в Житомир с запада, теперь уже бывший студент Д. Костюкевич вместе с родственником оставил город. В противогазной сумке у него лежали завернутые матерью в платок буханка хлеба и ломоть сала. На попутных машинах, неоднократно попадая под бомбы и обстрелы из немецких самолетов, они добрались в Киев, где явились в военкомат. Однако сначала его решили использовать как специалиста и направили на уборку урожая в Сталинскую (теперь Донецкую) область. А дальше был Томск, учеба в военном артиллерийском училище, первая офицерская звездочка на погонах, служба в части, которая готовила командиров пушек (младший лейтенант Костюкевич выпустил таких командиров сотни).

Но вскоре офицеру-артиллеристу пришлось стать еще и воздушным десантником — формировались части для взятия плацдармов в тылу врага с использованием тяжелого вооружения (пушки и снаряды во время таких высадок также сбрасывались с самолетов на парашютах). Один из плацдармов под Калинином (нынешняя Тверь) пришлось штурмовать вместе со своей батареей и комбату Д. Костюкевичу. После этой операции на его груди засияла медаль «За боевые заслуги». Однако впоследствии подобные части были расформированы, и лейтенант Костюкевич опять стал «чистым» артиллеристом. Орден Красной Звезды он получил за бои в Германии, когда под городком Вейсвассер его батарея на открытой местности под огнем противника прямой наводкой вдребезги разбила несколько вражеских дзотов. В том же бою он был ранен в голову и получил контузию. А 9 мая 1945 года, в день, когда страна уже праздновала победу, батарея Д. Костюкевича штурмовала на высотах вокруг Праги засевших там власовцев.

Прослужив еще некоторое время после окончания войны в Чехословакии, в 1946 году старший лейтенант Д. Костюкевич вернулся в Украину, под Жмеринку. Здесь произошла история (не с ним), которую он запомнил на всю жизнь.

... Заместителем командира части, где служил комбат, был майор Иван Иванович Буц, высокий, статный украинец с закрученными, как у запорожских казаков, усами. И хотя имел он семью (жену и двух дочерей), однако на фронте полюбил военного врача Нину Ивановну, и они были вместе почти всю войну. Но вдруг жена приехала в часть и устроила ему грандиозный скандал, требуя, чтобы Буц вернулся в семью. После этого он и Нина Ивановна исчезли. Их нашли только через несколько дней за километров пять от части. Они лежали на лесной опушке под деревом рядом друг с другом с порезанными венами — смерть для них стала лучшим выходом, чем разлука.

В том же 1946 году комбата Д. Костюкевича послали на Западную Украину, «на обеспечение мирной обстановки во время выборов». О том, как это происходило, по мнению автора, следует рассказать подробнее...

Группа была сформирована из 50 человек — комбат взял в основном тех, с кем вместе воевал. Каждому выдали по автомату с полным боекомплектом, по несколько гранат. На группу было также две машины, два пулемета и четыре переносных телефона. Когда прибыли на место, в небольшое село на Тернопольщине, он как командир позвал к себе местного старосту и сказал, что его ребята не для того прошли войну, чтобы погибнуть здесь. И прибавил, что в случае, когда кого-то из них убьют, то другие вдребезги разнесут село. Не известно, подействовало ли это предупреждение, но инцидентов с крестьянами или бойцами Украинской повстанческой армии, которые, как потом выяснилось, дислоцировались неподалеку, не было. И как-то староста пригласил господина офицера на свадьбу своей дочери, а спустя несколько дней после того сказал, что напротив за столом сидел командир лесовиков. «А почему же ты мне его сразу не показал?» — спросил комбат. «Ну, — ответил староста, — если бы я тогда это сказал господину офицеру, то меня в живых уже не было бы».

Прошли выборы. В том же 1946 году залихватский старший лейтенант вступил в брак. Однако для него началась обычная кочевая жизнь кадрового военного — Узбекистан (здесь служба на крайних южных границах СССР), вновь Германия, потом Беларусь. В конце 1955 года во время более чем миллионного сокращения Советской Армии, не дав дослужить до назначения военной пенсии несколько лет, капитана Д. Костюкевича уволили в запас — кадровик популярно объяснил ему, что имея за плечами три курса института, он не пропадет. И не пропал, хотя пришлось начинать с рядовой должности и сесть за учебники, чтобы получить диплом агронома. Растил детей, дал им возможность получить высшее образование, дождался правнуков. На пенсию бывший воин ушел с должности заместителя генерального директора объединения «Житомирсахар» — провожали его на заслуженный отдых теплыми, благодарными словами.

... В маленькой шкатулке рядом с уже упомянутыми наградами, ветеран хранит медали «За освобождение Праги» и «За победу над Германией», другие армейские знаки отличия, а также полученные уже после войны орден Великой Отечественной войны и украинский орден Богдана Хмельницкого.

Каждый год 9 Мая он приходит на центральную площадь Житомира, где собираются ветераны той войны — те, кто смог прийти. Хватит ли у него сил, чтобы прийти в этом году? Очень хочется, чтобы хватило. О своем отце рассказал

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать