Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

АЗАРТНЫЙ ЧЕЛОВЕК

02 ноября, 00:00
Одесситка Кармелла Цепколенко неотразима и как талантливый композитор, и как красивая женщина. Ее трудно не заметить, хотя она редко бывает в Киеве. Последний раз она приехала на премьеру своего нового трио для флейты, виолончели и фортепиано «В мечтах, или здесь, внизу, на земле» в рамках «Киев мюзик феста». Ее музыкальные образы всегда несколько фантастичны, несут в себе особый эмоциональный посыл, намного более ощутимый, нежели в холодноватых конструкциях многих ее коллег по цеху академического авангарда. Кем нужно быть для этого — мужчиной, женщиной или ангелом, — похоже, не столь уж важно.
Но действительно мужская хватка и крепость духа необходимы, чтобы создать и вести из года в год музыкальный фестиваль. «Два дня, две ночи» — музыкальный форум, с самого фундамента построенный дерзновением очаровательной сочинительницы и ее единомышленников, ныне неотъемлем от культурного пространства Украины. Два апрельских дня и две апрельские ночи в Одессе — настоящий праздник искусств, пиршество для меломанов всех мастей. Наверное, именно такой фестиваль и может существовать на берегу весеннего моря, в одном из самых музыкальных городов мира.
Я никогда не слушал музыку Кармеллы в ее городе, и Черное море, увы, не аккомпанировало нашей беседе. Может, потому и сам разговор в конечном счете принял такую рваную, «сухопутную», что ли, форму. Поговорить можно было бы еще об очень многом — надеюсь, когда-нибудь так и будет. Но говорить — это полдела. Гораздо важнее — слушать.

УЧЕБА

— Я закончила Одесскую консерваторию по классу фортепиано — у Людмилы Гинзбург, по композиции — у Александра Красотова. Потом — аспирантура Педагогического института имени Ленина в Москве, защита кандидатской диссертации по проблемам сценарной разработки музыкального материала в композиторском классе. Далее — мастер-курсы в Дармштадте, в Байрете — центре ежегодных Вагнеровских фестивалей в Германии. Вот мои университеты.

ХАРАКТЕР

— Становление композитора — очень суровая вещь, особенно у нас. Академическое обучение имеет строжайшие рамки, и надо пройти через это. В этом смысле особенно памятна музыкальная десятилетка, где композицию преподавал профессор Александр Коган — замечательный человек, который очень много дал мне и в личностном, и в профессиональном плане. В конце концов, собственную свободу можно обрести, только воспитав в себе личность, свое «я» в достаточно жестких условиях.

СТРУКТУРА ТЕПЛА

— Мы не ищем нового — оно порождается самой структурой художественной действительности. Конструкция фестиваля незыблема, концерты идут с четырех дня до утра. Слушатели также принимают участие в действии, активно сопереживая музыке. Каждый номер отделен от другого паузой в десять минут. Свой хронометраж существует для сложных произведений, включающих в себя перформенс, инсталляцию или видеопоказ; для сольного выступления музыканта-виртуоза, который может удержать внимание публики именно работой на одном инструменте; для дуэта — как свидания двух мастеров. Фестивали отличаются друг от друга особыми акцентами. Так на первом из них делалось ударение на мелодраме. Последние «Два дня, две ночи» строились вокруг так называемых подготовленных импровизаций. Параллельно исследовалось соотношение аутентики, настоящего фольклора и современной академической музыки. В следующем году мы отдадим предпочтение театру. Приедут, среди прочих, такие интересные коллективы, как марионеточный «Кабинеттеатр» из Австрии и грузинский Театр пальцев. Будет и своего рода сцепка с другими визуальными искусствами, в частности, с видео. Так в этой области огромный интерес представляет немецкая группа «Партита радикале». Они показывают три немых фильма и сопровождают их живым музыкальным исполнением. Ну и, конечно, будут выступать все наши коллективы: одесские «Гармония мира», «Каданс», приедет и «Киевская камерата» и еще множество исполнителей из разных стран.

Концепция у нас очень серьезная и необычная. Нельзя сказать, что мы сориентированы исключительно на поисковое, экспериментальное искусство. Основной критерий — высокий профессионализм. К примеру, уже упомянутый фестиваль подготовленных импровизаций строился именно на исполнительском мастерстве музыкантов, могущих справиться с материалом любой сложности и эпохи — старинной музыкой, авангардом, романтизмом. Поймите, мы не хотим быть всеобъемлющими. У нас есть отдельные фестивали «малых форм», которые посвящаем только джазу, к примеру — проводим джем-сейшены, или же танцу как таковому. А у «Двух дней, двух ночей» — свое особое место. Иными словами — не стоит улучшать территорию, уже хорошо завоеванную и освоенную.

ТЕРРИТОРИЯ

— «Два дня, две ночи», думается, очень серьезно воздействуют на культурную ситуацию в Украине. Этого двумя словами не расскажешь. Люди сидят в зале и в пять утра, едут не только из близлежащих городов, но и со всей Украины. Сегодня — это настоящий фестиваль современной музыки, на котором можно услышать то, что написано за последние 20 лет и что выпадает из поля зрения традиционных филармоний… Все это особенно отрадно еще и потому, что вначале нас попросту игнорировали, а сейчас привыкли и даже дружат с нами.

ДЕНЬГИ

— Фестиваль у нас действительно дорогой. Затратная часть доходит обычно до 300 — 400 тысяч долларов. Собственно, наши одесские расходы 25000 — это необходимый минимум оплаты за аренду помещений, запись компактов и тому подобных затрат. Финансовая поддержка, которую мы получаем от разнообразных фондов, культурных центров типа Гете-института, идет на оплату проезда, гонорара и проживания музыкантов. В этом году, кстати, нам впервые предоставили финансирование от Министерства культуры. И все равно, денег катастрофически недостает — ведь фестиваль становится все более и более популярным, и в этом году у нас уже было боле 150 участников. Так или иначе, программа следующего фестиваля уже сверстана и мы надеемся на помощь всех наших традиционных доноров, плюс родное Минкультуры.

«ДВА ДНЯ, ДВЕ НОЧИ», ДВЕ ЖИЗНИ

— Совмещать столь хлопотное дело, как организация большого фестиваля, и музыкальное творчество — хоть и очень тяжело, но чрезвычайно важно для меня. И, главное, здесь нет особых противоречий. В роли организатора я составляю программу, компоную репертуар, подбираю участников, что тоже является частью творческого процесса. Ведь «Два дня, две ночи», прошу заметить, является само по себе единым произведением, которое составляется не просто так, не произвольно, но имеет свою идеологию, драматургию, кульминацию и тому подобное. Вот почему для меня как для творческого человека это столь же интересно, как сочинение музыки. А на то, что пишу, над чем работаю, к сожалению, времени действительно остается немного. Все равно, жду удобного момента, планирую его. Вот сейчас уеду во Францию, в Швецию, а потом будет два месяца спокойных. Я уже знаю, для чего использую драгоценную паузу, заранее отказалась от всех иных дел на это время: буду заканчивать камерную симфонию, новое произведение, которое заказали французы. Приходится свое время буквально дробить, разбивать на те моменты, которые могу посвятить творчеству.

ВДОХНОВЕНИЕ

— В самом процессе сочинительства — несколько этапов. Произведение рождается задолго до того, как засяду за партитуру. Сам процесс уже начался, музыка уже создается — в подсознании, я уже пишу новый опус, просто не беру карандаш. В итоге полтора месяца достаточно для такого сочинения, как та же камерная симфония, чтобы вывести его на уровень исполнения. Вообще, вдохновение приходит только к тем, кто работает.

МАЛОЕ И БОЛЬШОЕ

— Я действительно пишу в основном камерные произведения. Все зависит от идеи. Как бы ты ни хотел, все равно думаешь о том, как будет это восприниматься и исполняться. Конечно, если бы предложили написать большую вещь, и при этом была бы уверенность в качестве исполнения — я, конечно, взялась бы. Но есть трудность и другого плана. Вот сейчас создаю камерную симфонию. Есть мысль написать ее в четырех частях. Но мешает сомнение, — стоит ли вообще сейчас делать длинную музыку. Ибо у людей сейчас нет медитативного восприятия — при той плотности информации, буквально захлестывающей нас, масштабности событий, которые происходят в мире. Все это накладывает отпечаток на музыкантов. С годами, конечно, многое меняется. Так что, в силу ряда обстоятельств, я не пишу большие вещи, но, на самом деле, очень хотелось бы.

«В МЕЧТАХ, ИЛИ ЗДЕСЬ, ВНИЗУ, НА ЗЕМЛЕ» — ПРЕМЬЕРА В УКРАИНЕ

Я благодарна ребятам, которые исполняли мою вещь — особенно, понимая, что значит жить на мизерную зарплату. Судить же об общем качестве вообще сложно — произведение должно быть исполнено несколько раз.

ЗАКАЗ

— Заказ для меня — самое главное. Это то, что меня кормит и заставляет работать. Моих полставки доцента, на которые я преподаю в Консерватории, совершенно недостаточно. Основные источники дохода — исполнение моих произведений, в том числе за границей, опять же гранты. Но я иногда и отказываюсь от заказов — так было трижды. Критерий тут один — главное, чтобы понравилась идея, чтобы она соответствовала каким-то моим сценариям. Я-то — Рыба по гороскопу, и стараюсь обходить опасные места.

«СОЛО-СОЛИССИМО»

— Наиболее запомнившееся исполнение моего произведения — «Соло-солиссимо» для скрипки в интерпретации Питера Шеппарда Скаверда на предпоследнем фестивале. Недавно было еще одно замечательное исполнение у корейской скрипачки Юн Хэ Йо из трио «Хаан», выступавшем на фестивале «Дни мировой музыки» в Японии. Я вообще люблю эту пьесу — тот, кстати, случай, когда заказ исходил от самого исполнителя, Питера. Ведь, когда пишешь для кого- то, выражаешь личность этого человека. В целом, «Соло-солиссимо» — философски и психологически сложная пьеса, и намного глубже, чем я могла бы вам рассказать.

ПОТЕРЯ

Только что написанное тебе очень дорого, но вот проходит время, твоя музыка отдаляется от тебя, и уже начинает казаться, что это не так хорошо.

АНДРОГИН

Быть женщиной и при этом композитором, еще и руководителем фестиваля — сложный процесс. Впрочем, если бы не социалистическая система, было бы по-другому. Ведь большинство женщин-композиторов — родом из стран социалистического блока. По-моему, любой человек, пишущий, снимающий, играющий что-либо, не имеет пола вовсе. Когда он или она пишет — то уже не является ни мужчиной, ни женщиной. Вспомните, сколько было великих людей с нетрадиционной ориентацией — писали и мужест венную, и очень лирическую музыку. Такой вот взгляд, — спорный, и, быть может, обидный для кого-то. Творец — бесполое существо. Но главное — не это, а то, что человек, который хотя бы единожды ощутил этот удивительный кайф, это удовольствие от творчества, не может уже забыть об этом, у него, уже просто нет выхода из этого сладостного плена.

КОЗЫРИ

Я люблю красиво одеться, вкусно приготовить. Очень люблю живопись. Сама рисую, сын тоже этим грешит, собираю картины. У меня есть целые циклы, вдохновленные именно живописью. Кроме того, обожаю карты. Это своего рода интуитивное отдохновение. Картам я тоже посвятила несколько опусов. Могу составить партию и в преферанс, и в покер. Я вообще человек азартный. А еще очень люблю гадать. Сбывается ли? Это уже другой разговор…

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать