БЕЛАЯ ПТИЦА с черной о тметиной
Но все это факты, хотя и красноречивы, но сухи. А вот в народном творчестве аисты описаны и воспеты гораздо многограннее. По одной из легенд аист — птица Божья. Это ангел, которого Господь наказал за ослушание. Бог поручил ему утопить в болоте мешок, наказав не развязывать и не заглядывать в него. Но любопытство пересилило, и оттуда мгновенно выпрыгнули лягушки, вылезли ящерицы, гадюки и всякая нечисть. Разгневался Господь Бог на ангела и превратил его в аиста белого — как знак того, что это Божья птица, но наложил черную отметину — как знак того, что он наказан. И по сей день ходит аист по пастбищам и болотам и собирает то, что растерял...
А совсем недавно я услышал интересную историю от бывшей учительницы Ольги Лукьяновны Шевченко.
— Проживали мы раньше в селе Матвеевка Шумского района (Тернопольская обл. — Авт. ), — начала свой рассказ Ольга Лукьяновна. — Дети разъехались на учебу, как-то грустно стало. Я хотела, чтобы около нашего дома жили аисты. Там у нас были два телеграфных столба: один новый, другой старый. Мой муж заказал своеобразное колесо, его подняли на столб, положили ветки, но буря разметала их. В следующий раз мы все привязали. Я каждое утро высматривала птиц из теплых краев. Через неделю прилетел один, потом их стало двое. Какая радость! Но поначалу согласия между ними не было. Она делает гнездо на старом столбе, он — на новом, но наконец поладили. Без колеса сделали чудесное гнездо. Видимо, будущая мама лучше ориентировалась в выборе места: там было уютнее и дальше от дороги. Со временем у наших аистов появились дети. Я радовалась, глядя, как маленькие головки выглядывают из гнезда. Выросли, а с наступлением осени улетели.
Следующий год был совсем другим. Прилетели наши аисты и долгое время кружили над гнездом, почему-то не садились, в то время как их соплеменники уже давно сидели. Переживала: что же случилось? И тут внезапно умирает мой муж... Из соседнего села пришел старенький дедушка, посмотрел на птиц и сказал, что они тонко чувствуют несчастье: «Как похороните мужа, они сядут в гнездо». Так оно и случилось. Но апрель выдался холодным, а аисты при починке гнезда уложили туда кусок целлофана (как выяснилось позже). Пошел холодный дождь, а потом грянул мороз, вода не вытекла, и погибли маленькие аистята. Что произошло? Слышу, что гнездо мертвое. Аисты сначала приносили еду, а потом он покинул гнездо. Только свысока поглядывал вниз. Ночевал где-то у соседей или сидел в своем новом гнезде. Наконец она прилетела к нему. Никогда бы не поверила — аисты верные птицы, а он начал ее бить и прогнал от себя. Наверное, за недосмотр детей. Она поднялась так высоко, что едва было видно. Думала, что уже никогда не вернется. А через три дня прилетела измученная, едва живая.
Шло время, птицы жили отдельно. Вскоре в ее гнезде появился новый, небольшой аист. Старый, кружа поблизости, наблюдал за гнездом, а у них появились птенцы.
Наступил май. Началась месть. Предыдущий (старый) аист набросился на нового, они так дрались, что даже на землю упали. Сбежались соседи, советуют мне бить старого, ибо погибнет молодой. Я не решилась. Хотела только отогнать его, подошла довольно близко, он не испугался, а посмотрел на меня так, будто хотел сказать: «А тебе чего нужно?». Пристыженная этим гордым красавцем, я отступила. Наконец начало смеркаться, птицы разлетелись. А утром вижу — в гнезде двое. Мама стоит отвернувшись от гнезда, старый аист около нее. Он завладел гнездом. Потом начал нещадно бить детей. Мама отреклась от гнезда, не приносила еду. Я была вынуждена караулить птенцов, отгоняя отчима, и закидывать маленькую рыбку в гнездо.
Однажды смотрю — а над гнездом кружат около десяти аистов. Что такое? А мои в гнезде стоят спокойно. Улетать еще рано, не осень. Позвала соседей. Один из них сказал, что это, по-видимому, молодой привел «комиссию» на разбор дела. Но покружили и полетели. А когда они уже улетели, опять старый начал бить маленьких. Я позвала телефонистов. Они достали из гнезда двух погибших птенцов, а двух едва живых отдали мне. Побитые, истерзанные, они ничего не ели, только лежали. У одного из них была сломана лапка, мой бывший сосед И.Ф. Ярощук (он тогда работал на животноводческой ферме и немного разбирался в ветеринарном деле) пришел на помощь. Как-то поправил косточки, и мы наложили шину. Я не отходила от птенцов, ухаживала за ними, лечила, кормила маленькими кусочками рыбы. И мой труд оказался не напрасным. Постепенно лапка зажила. А какая была радость, когда они начали кушать сами, но ничего, кроме рыбы.
Растут — он и она. Привыкли ко мне, ходили за мной, как куры. А это опять проблема: как их подготовить к самостоятельной жизни? С наступлением осени я должна была ехать в санаторий, а на зиму — к своим детям. Начала учить их летать: поднимала, пускала вниз, сажала на какое-то возвышение. Опять радость — начали понемногу сами летать. Как-то мне нужно было поехать в город на несколько дней. Поручила уход соседям. Но когда никого не было на дворе, прилетел старый аист и разогнал малышей. Молоденький аист пропал, а ее еле нашли. Жалость разрывала сердце. Принесла ее на руках и плачу: мы — две вдовы. Куда девать эту птичку? Начала готовить ее к самостоятельной жизни. Мне помогала сельская девочка — школьница Соня. Мы выносили ее на берег, приучали ловить маленьких лягушек... Потом ее долго не было. Переживала, найдет ли себе пару, примут ли ее в стаю. Но, видимо, не нашла... Пришла через две недели. От детей из школы я услышала, что ходит какой-то измученный аист, но его не могут поймать. Пошла. Смотрю — моя. Взяла ее опять домой. Что делать, аисты улетали... Вспомнила, что в Кременце есть школа юных натуралистов. Поехала к директору просить, чтобы взяли мою воспитанницу. Он согласился — как раз была пустая клетка, в которой когда-то держали орла. Внуки навещали ее, иногда приезжала и я. А весной, когда вернулись из теплых краев аисты, мы ее торжественно выпустили. Она взмахнула крыльями, как будто прощаясь, и больше мы уже не виделись...
Удивительную историю рассказал и мой отец.
Один из его бывших соседей прогнал с нового овина аистов, разрушил гнездо. В тот же вечер в овин ударила молния и сожгла его. Впоследствии сосед отстроил тот овин, сразу поставил и колесо для аистов. И те не заставили себя ждать.
Вот такие истории я услышал об этих известных и в то же время неизвестных птицах — символах верности и красоты
P.S. Буду благодарен, если читатели «Дня» дополнят мою статью.