Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Без вины наказанным

В селе Сокильники на Львовщине установили памятный знак в честь депортированных украинцев
02 июля, 12:07

Сегодня Сокильники — большое село, южное предместье Львова, до Второй мировой войны было польским, а после выселения польских семей здесь оказалось много украинских переселенцев. Украинцев депортировали из их древних земель на территории нынешней Польши — из Холмщины, Подляшья, Любачовщини, Надсянья. Новая история этого древнего села началась с 1945 года, и уже прошло 70 лет со времени той трагедии.

Памятный знак, который так и называется «Без вини покараним», установили на площади перед новой церковью Успения Богородицы УПЦ Киевского патриархата, которую сокильчане построили и освятили в 2000-м году.  На памятнике изображен ангел со сложенными вверх крыльями, а когда на него смотреть сбоку, то он выглядит как зажженная свеча, сверху которой пылает пламя. Таким был замысел молодого львовского архитектора Мыколы Гурмака, который сейчас воплощен в жизнь. От идеи до установления этого памятного знака прошло почти три года.

В канун этого торжественного события  в обеих церквях Сокильник (еще и  в церкви Рождества Богородицы УГКЦ)  были отправлены литургии и панихиды по жертвам этих страшных событий, а в воскресенье в село приехали многочисленные гости — переселенцы и их дети и внуки, жители Львова  и окружающих сел, представители власти всех уровней, духовенство. После литургии обе  церковные громады сошлись на площади перед  новой цервою, где установили памятник.

В этот день в Сокильниках было много волнующих выступлений и воспоминаний, особенно тех, кто пережил эти страшные события, кто под дулами автоматов был вынужден покинуть родительские дома. Такими воспоминаниями с собравшимися поделились жители села Эмилия Гвоздюк и Орест Дворакевич. Пан Дворакевич рассказал интересную историю о своем первом знакомстве с советской армией «освободительницей»: «...Нас привезли во Львов и  месяц держали в вагонах на станции на Пидзамче, а затем поселили в какой-то полуразрушенный дом. Когда на следующий день мама распаковывала вещи, то заметила, что отсутствует пальто — добротное, дорогое, из английского сукна. Отец как-то сразу сориентировался и пошел на барахолку, которая тогда была на месте нынешней гостиницы «Львов» — в центре. И увидел там наше пальто — в руках старшего лейтенанта Советской армии. Спрашивает: «Сколько?» Тот говорит: «Два с половиной». «А два не хватит? — переспросил отец и как дал ему дважды костылем, потому что инвалидом с войны пришел. Милиция их разняла, и отец таки принес это пальто домой...» Семья пережила те страшные времена. Пан Орест вырос, окончил школу, мединститут, стал врачом и работал в Сокильницкой больнице. Сейчас его дело продолжают сын и внуки.

У подножия памятника выписаны названия сел, из которых насильственно выселили людей, из многих этих мест привезли землю, освятили ее в церкви и положили в капсулах у подножия — под мелодию песни «Чом, чом, земле моя, так люба ти мені?» На глазах людей были слезы — и когда возлагали эту землю, и когда взлетали  в небо белые голуби — как символы невинно замученных душ и символы мира,  в котором мы сегодня так нуждаемся.

Это был праздник со слезами на глазах, потому что на нем вспоминались и сегодняшние переселенцы — крымские татары, которых тоже сейчас насильственно выселяют из своих домов, и украинцы востока, которые вынуждены покидать свои жилища.

«С тех грустных времен прошло уже семьдесят лет, изменились границы государств, их названия, правители, не изменился только враг, он и сейчас тот же, — сказал в своем выступлении местный волонтер Мирон Мельник. — Мы уже стоим перед необходимостью сооружения новых памятников, и, дай-то Боже, чтобы их было как можно меньше».

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать