Без здоровья и... соли
На Закарпатье исчезли последние соляные шахты. Специалисты говорят, что их можно еще восстановить
Кто в Украине не знает о Cолотвине, замечательном селе над Тисой, жемчужине Закарпатья? С древнейших времен поставляла она соль для всей Восточной Европы. Еще больше славилась она своими подземными больницами в соляных шахтах, где вылечили десятки тысяч детей и взрослых, больных аллергией. К тому же, вокруг соляных озер на месте бывших затопленных шахт расцвел курортный городок. Следовательно, было Солотвино богатым и здоровым, да и делилось своими богатствами с гостями.
До последнего времени работали в Солотвине две шахты, под номерами 8 и 9, каждая из них глубиной до 300 м. В одной размещалась республиканская больница, во второй — областная. Шахтеры не только соль добывали, но и спускали в шахту и поднимали больных и туристов. Однако соляные шахты очень боятся воды, ведь каждый ее кубометр может растворить 300 кг соли. Где в шахту протечет вода, там делается пропасть, а над ней проваливается поверхность.
Чтобы отвести от шахт грунтовые и дождевые воды, предыдущие хозяева прокопали вокруг соляного купола горизонтальные выработки — штольни. Вода собиралась в штольнях и вытекала в реку. Время от времени нужно было чистить штольни и ремонтировать их крепление. К сожалению, в последние годы за штольнями перестали смотреть. Вода проникла к соли и промыла пути к шахтным выработкам. С этого времени штольни поменяли свои функции — вместо того, чтобы отводить воду, они ее собирали и направляли в шахты. Возникли огромные провалы поверхности.
Можно ли было спасти шахты? Да, но для этого нужно было дать шахте деньги на ремонт штолен, а также на проведение научных работ для выявления путей прилива воды и на разработку способов водоотвода. Однако власти ограничились проведением больших совещаний, решение которых никто и не думал выполнять.
В 2009 году прилив воды в шахту №9 стал увеличиваться. Как ни старались шахтеры откачать воду, ничего не помогало. Между солеными озерами и шахтой образовался подземный канал, так что почти все озера засохли. Вскоре скончалась и шахта №8 — двадцать второго мая 2010 года в ствол шахты обвалилось около 200 кубометров пород. Добычу соли прекратили. Подземные больницы погибли навсегда. Шахтеры сейчас безработные. Коллектив рудника остался без каких-либо средств к существованию.
Гибель последней на западе Украины соляной шахты приводит к потере свыше 1000 рабочих мест на солеруднике, в больнице и рекреационных заведениях. Исчезают соленые озера, питавшиеся рассолом, который выкачивали из шахт. Лечебная ценность озер исчезает. Нависла угроза потери уникального коллектива квалифицированных врачей и медсестер, которые десятки лет набирались опыта. Прекращение работ по поддержке экологического равновесия вызывает опасность разрушения жилых домов, промышленных сооружений и коммуникаций в результате развития соляного карста.
Несмотря на многочисленные обращения граждан к властям всех уровней, 2008 и 2009 годы солерудник балансировал на грани банкротства, с заблокированными счетами. Большинство специалистов-горняков подались на чужбину в поисках заработка. Из процветающего известного курортного местечка Солотвино превращается в захолустное село, населенное безработными.
Между тем, агонизирующее местечко Солотвино в Украине — не одиноко. С января 2008 года из-за нехватки средств перестали выкачивать воду из калийного карьера в Калуше. Летом этого года паводковые воды затопили там 30 миллионов тонн драгоценной калийной руды. В день выборов президента, охваченные паникой жители провели референдум и единогласно признали Калуш зоной экологической беды. И только после этого бывший президент Украины пообещал выделить калушанам полмиллиарда гривен.
Не лучше идут дела на Стебницких калийных рудниках. Там тоже назревает угроза обрушения целиков на аварийном руднике №2. Проект консервирования рудника, утвержденный правительством еще в 2003 году, до этого времени не реализуется по причине недостатка средств. В конце 2009 года река Вишница повернула в карстовый провал и потекла в рудник. Тогда была объявлена чрезвычайная ситуация и выделены средства на отведение реки и засыпку провалов. Следовательно, вместо того, чтобы лечить больного, мы предпочитаем оживлять мертвого.
После того, как солотвинские шахты погибли, Президент Украины В.Ф.Янукович 19 ноября 2010 года дал правительству поручение относительно урегулирования ситуации, сложившейся на Солотвинском солеруднике, сохранения аллергологических больниц в соляных шахтах и недопущения техногенной катастрофы. Однако катастрофа уже произошла. Восстановить шахты уже технически невозможно, а строительство новой шахты требует много времени и средств. В этих условиях естьтолько два пути к спасению Солотвина.
Первый, самый дешевый, вариант заключается в добыче запасов соли, залегающих выше уровня подземных вод, с помощью горизонтальных выработок — штолен. Одновременно с добычей соли можно создать подземные залы для размещения больницы и развлекательных заведений. Этот способ — самый опасный, поскольку при этом не нарушается естественный режим подземных вод и исключается опасность развития соляного карста. Строительство штольни с камерами для больниц можно осуществить в течение одного года, а стоимость сооружения подземной больницы в штольнях на целый порядок меньше стоимости новой шахты.
Второй вариант состоит в открытой добыче солей из карьера. Притом создается возможность выпиливать большие соляные блоки, из которых можно строить соляные дворцы для размещения больниц и развлекательных заведений. При этом способе создаются условия для мощного производства каменной соли. Карьер может иметь площадь до 100 гектаров. При глубине карьера 50 м. выемочные запасы соли составляют до 100 млн. т.
Осушение карьера будет осуществляться таким образом: пресную воду перехватим водосборной канавой и сбросим в Тису, а рассол со дна карьера будет направляться в шахтные выработки для отстаивания. Одновременно рассол из затопленных шахт будет подаваться в цех производства выварочной соли, а также на подпитку лечебных озер. Борта карьера защищаются от дождей пленкой. Гальковики, покрывающие соль, будут реализованы как строительный материал.
Открытая разработка позволит сохранить рабочие места, обеспечить питание озер рассолом, добывать блоки соли для строительства соляных больниц и рекреационных дворцов. Соль будет качественной и дешевой. Это положит конец монополизации рынка соли. В настоящий момент единственным производителем пищевой соли является Донбасс. Транспортировка соли за тысячу километров приносит огромные потери. Монополизация рынка угрожает ростом цены на соль, которая и так за последние 2 года выросла в 5—6 раз. Не даром Солотвинский солерудник внесен в список стратегических объектов.
Возобновление соляного промысла облегчит задачу ликвидации старых шахт и приведения нарушенной территории в безопасное состояние, пригодное для расширения курортного дела. Зияющие провалы поверхности будут превращены в уникальные живописные озера с водой разной солености и температуры.
Чтобы с минимальными расходами средств спасти Солотвино, нужно немедленно возобновить научные исследования для обоснования проектных решений. В 2011 году необходимо выполнить комплексный проект по устранению негативных последствий развития соляного карста, возрождения нарушенного ландшафта, создания условий для полноценной деятельности лечебных и рекреационных заведений.
Реализация наших предложений отвечает интересам государства, местного населения и коллектива рудника. Государство получит значительные прибыли, поскольку себестоимость открытой добычи соли на порядок меньше, чем при подземном способе. Значительные поступления в бюджет обеспечивают многочисленные рекреационные заведения на соленых озерах. Но главное богатство государства — оздоровление населения благодаря деятельности аллергологической больницы и использованию соленых озер.
Смертельно больное Солотвино еще можно вылечить. Однако не нужно ждать, пока оно умрет, потому что оживить мертвого уже не удастся. Спасти Солотвино — наш долг перед нынешним и будущим поколениями.
Анатолий ГАЙДИН, исполнительный директор Отделения горно-химического сырья Академии горных наук Украины, кандидат геолого-минералогических наук, лауреат Государственной премии Украины
Выпуск газеты №:
№237, (2010)Section
Общество