Перейти к основному содержанию
На сайті проводяться технічні роботи. Вибачте за незручності.

Бездействие – губительное

Академик Ярослав ЯЦКИВ: «Реальную независимость и безопасность в современном мире имеют только те страны, которые способны эффективно использовать новые знания»
10 ноября, 10:39
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Многолетний директор главной астрономической обсерватории Национальной академии наук Украины, член Президиума этой Академии, признанный далеко за пределами Украины ученый-астроном и астрофизик, человек с абсолютно четкой гражданской позицией, руководитель Украинского национального комитета науки и культуры, общественный деятель, который посетил и знает чуть ли не все континенты Земного шара и все страны, где живут наши соотечественники, — от Канады, США, Бразилии, Австралии до Великобритании, Германии, Австрии. Это все — о Ярославе Степановиче Яцкиве, академике, ярком ученом, чрезвычайно внимательном читателе и друге «Дня» (внимательно знакомится не только с каждым номером — с каждой строкой, напечатанной в газете), участнике группы «1 декабря», специалисте, который интересуется не только наукой о звездах, которой занимается всю жизнь (и, может, потому пан Ярослав понимает, что любое, даже самое смелое, самое «эффектное» утверждение должно быть обязательно подкреплено реальными фактами — закон всех точных наук). В круг постоянных интересов академика Яцкива входит и история Украины, все науки гуманитарного цикла в целом.

По-видимому, именно поэтому Ярослав Степанович с искренней заинтересованностью принял подарок главного редактора «Дня» Ларисы Ившиной — нашу новую книгу «Корона, або Спадщина Королівства Руського», поблагодарил нашу газету и сказал, что тема книги является чрезвычайно своевременной и важной, пообещал непременно написать отзыв («Но только после того, как внимательно прочитаю весь этот том, — иначе я не могу писать, а он немаленький — 700 страниц!» — добавил академик). И после этого начался серьезный разговор с корреспондентом «Дня». Речь у нас с Ярославом Яцкивым шла не о текущих коллизиях «Великого Мискоборства» (Лина Костенко), а о вещах неизмеримо более серьезных — о судьбе Украины. Здесь огромный жизненный опыт уважаемого ученого, его умение называть вещи своими именами (что сегодня — на вес золота!) и в то же время взвешивать и продумывать каждое сказанное слово — проявились в полной мере.

«НАМ ВСЕМ НУЖНО ОЧЕНЬ ХОРОШО ПОМНИТЬ ПРИЗЫВ ГРИГОРИЯ СКОВОРОДЫ: «ПОЗНАЙ СЕБЯ!»

— Глубокоуважаемый Ярослав Степанович, будет, очевидно, правильно начать наш разговор с той области жизни, которой вы отдали не одно десятилетие, — с науки. А точнее, с роли науки в жизни общества и с понимания этой роли нашим властным политическим классом. Небезызвестные факты истории свидетельствуют, что эпохальные научные и технические открытия не раз и не два меняли «вектор» развития человечества, причем коренным образом, опровергали все прогнозы. Вспомним хотя бы изобретение книгопечатания в Европе (ХV век), создание парового двигателя (ХVІІІ век), изобретение парохода вместо парусных судов в начале ХІХ (Наполеон не понял, какие это дает ему преимущества в борьбе с Британией — и был жестоко наказан историей), изобретение атомного оружия (а импульсом здесь послужили три слова Рузвельта на докладной записке Эйнштейна: «Это требует действий!»), наконец, фантастическое развитие нано- и биотехнологий в современном мире. По вашему мнению, понимают ли те в Украине, кто принимает решения, что деградация науки — это путь в никуда?

— Это очень серьезный вопрос. Как представитель естественных наук, я привык отвечать на такие вопросы прямо. За всю 26-летнюю историю независимой Украины ни одна верховная власть нашего государства не осознавала значения науки и инноваций. На словах — да, понимали, правильные слова были, постановления были, решения были, но реальных шагов никаких не было. Почему так? У нас в обществе очень модно критиковать власть, и я, может, тоже среди тех, кто любит ее критиковать. Но я всегда отмечаю те позитивы, которые есть у той или иной власти. Потому что критиканство само по себе никогда не приведет к прогрессу. Я считаю, что стабильность и единство общества базируется на его разнообразии и зависит от выбора магистрального пути развития страны, плюс, что очень важно, — от тех инициатив, которые должна формировать элита. Именно она. Никто за нее этого не сделает. Элита научная, духовная и так далее.

Нам всем (я отношу это прежде всего и к себе) нужно очень хорошо помнить призыв Григория Сковороды: «Познай себя!». Если бы элита, если бы творческая часть общества познала бы себя — кем она, элита, является, куда она, собственно, идет и чего хочет — нам всем было бы легче жить, и Украина была бы уже сегодня более стабильным, процветающим государством. Перед встречей с вами я подобрал десятки разных материалов относительно научного (а следовательно, и общественного) прогресса, которые я в 90-х, 2000-х и в последние годы подавал в разные властные структуры. Какой была реакция? Мне стыдно об этом говорити. Еще в 1998 году я писал в письме к власть предержащим, что «реальную независимость и безопасность в современном мире имеют только те страны, которые способны эффективно использовать новые знания». Реакции — никакой! А еще я там писал о том, что «национальные интересы Украины требуют максимально эффективного использования ее научного потенциала, перехода на инновационный путь развития». Напомню: это писалось почти 20 лет назад. Стандартные фразы, согласен, но за каждой из этих фраз еще тогда очень нужно было реальное действие.

«В ЧЕМ БЕДА ВЛАСТИ? СЛОВА ЕСТЬ — А ПРАВДЫ НЕТ!»

— Почему же так происходило и происходит, по вашему мнению?

— В чем беда власти? Слова есть — а правды нет. И это хуже всего. И действия нет. Вот то, что делаем мы, ученые (например, создаем высокогорную наблюдательную астрономическую базу — это мне ближе), — это родилось с идеи. А затем была концентрация усилий и реальное действие. Вот что важно. И именно этого нет «наверху». И только при этом условии можно будет утверждать, что ты достиг конкретных результатов.

Безусловно, и у нас в свое время были конкретные действия. Работая в Министерстве образования и науки, я тогда подписывал проекты технопарков. Это прекрасная идея: соединить сугубо научную и производственно-техническую составляющую (это не моя идея, она принадлежала академику Владимиру Семиноженко). Я до 2000—2001 года осуществлял контроль за внедрением этих технопарков и доныне являюсь тем человеком в Президиуме Национальной академии наук, кто официально за это дело отвечает. Так что сказать об «умности» тогдашнего правительства, которое под предлогом «отдельных недостатков» в деятельности технопарков их ликвидировало?! А эти технопарки обеспечивали громадный инновационный прирост, они давали государству неизмеримо больше, чем получали льгот (а льгота простая — получать оборудование без таможенных налогов).

И до сих пор нет закона о технопарках. И несмотря на то, что наш премьер научился говорить правильные слова, — и сегодня нет нового закона об инновациях. То есть слов очень много, бюрократии невероятно много, а действий очень мало. Мы годами ожидаем реализации закона о высшей школе, множества других крайне важных законодательных актов об образовании и науке.

«ТЫ ОПОЗДАЛ — ТЫ УЖЕ «СОШЕЛ С ДИСТАНЦИИ». ВОТ КАКОВЫ СОВРЕМЕННЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ»

— Так в современном обществе не действуют! Настолько огромный, раздутый бюрократический аппарат не соответствует современным требованиям мировой цивилизации. Ты опоздал — ты уже «сошел с дистанции», опустился в «низший ряд» развития и прогресса — вот каковы нынешние требования. Ты уже неконкурентоспособен, и, весьма возможно (не дай Бог, конечно), — навсегда. Давайте говорить об ошибках нас всех (я, конечно, и с себя не снимаю ответственности). Вот в этом моем обращении 1998 года во властные инстанции было написано: «Без государственной и общественной поддержки наука погибнет, а без науки государство не имеет будущего». Разве опыт последних 20 лет не подтвердил правильности этих слов? Но деградация продолжалась и продолжается. Хотя с этой мыслью — на словах — вроде бы все согласны. И страшно то, что вера в науку в обществе пропадает; я встречаюсь с людьми на собраниях нашей «Елітарної світлиці» в Доме учителя и хорошо чувствую это.

— И это приводит к интеллектуальной деградации, которая неминуемо убьет наше будущее, не так ли?

— Это страшная правда. Вот я утром, когда пью традиционный кофе, слышу по радию и вижу по телевидению... прогноз астролога. Что здесь можно сказать? О каком интеллекте говорить? Мы вообще в каком веке живем? Точно не в ХХІ!

— Здесь можно раскрыть и новую интересную тему — лженауки (квазинауки), «битвы экстрасенсов», мистики и т.п.

— Ну, мы сейчас об этом говорить не будем — у нас все же речь идет именно о науке и ее состоянии. Значит, если государство претендует на звание великого или хотя бы играющего заметную роль в развитии цивилизации, — оно должно развивать науку. Есть государства, для которых поддержка науки является делом более прагматичным: повышать качество продукции, ее конкурентоспособность. Какой бы путь мы ни выбирали — первый (стремиться стать великим научным государством) или второй — наследовать нашу предыдущую Академию наук еще советских времен (которая была в те времена флагманом не столько фундаментальной, сколько особенно прикладной науки) — нужно прежде всего определиться. Бездеятельность гибельна.

«ОДНОЙ ИЗ СЕРЬЕЗНЫХ ОШИБОК ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ БЫЛА ПОДМЕНА ДЕКОММУНИЗАЦИИ ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИЕЙ»

— Какой еще «багаж прошлого» стоит на нашем пути, как вы считаете?

— Одной из серьезных ошибок первого президента Украины, по моему мнению, было то, что декоммунизация была (а это вещь абсолютно необходимая и жизненно нужная) во время его правления подменена деиндустриализацией. Этого нельзя было делать, и последствия этого «душат» нас до сих пор. Тогда надеялись (этот взгляд критикует газета «День»), что «свободный рынок все расставит по местам». Но так не вышло! И не выйдет никогда, я в этом убежден. Это «лекарство» («рецепт») для богатых стран — не для Украины. Следствие было более чем печальным: богатые богатеют, бедные нищают. Что произошло с Украиной — давайте говорить откровенно и честно. 60% народа — за чертой бедности, это согласно официальным критериям ООН! Разве люди могут быть сознательными гражданами, если они не имеют возможности выжить? Советую обратить внимание на призыв Инициативной группы «1 декабря» (в состав которой я также вхожу), где приводятся слова незабываемого Блаженнейшего Любомира Гузара: «Дайте человеку право вырасти в свободе». Или же, если угодно: «Дайте обществу вырасти в свободе». Мы долго обсуждали это обращение; мы здесь оппонируем не столько власти, сколько всему нашему обществу. И это, нам кажется, крайне важно. Если сравнить с российским агрессором, то наше преимущество в том, что у нас все-таки есть зачатки (зачатки!) свободы и зачатки гражданского общества. И это нужно беречь. И только на это можно надеяться. Нам же, ученым, нужно везде, изо всех сил убеждать людей: государство, которое останется сугубо сырьевым, аграрным, без добавленной стоимости, никогда не будет иметь перспектив в современном жестком конкурентном мире. Добавлю еще одну ремарку. Совсем недавно я принял участие в одном из престижных европейских симпозиумов по астрономии (за проезд я платил своими деньгами, но это нормально — я хотел, чтобы голос Украины на таких мероприятиях все-таки звучал). Так вот: от Украины я был один, от России — семеро участников. Как вы думаете, это мелочь? Хотя должен четко сказать: Россия тоже сегодня сильно деградирует в научном отношении. И тем не менее.

— Нам необходимо обсудить еще одну, исключительно важную, даже вопиющую проблему. Творческая, интеллектуально богатая молодежь (научная в том числе) оставляет Украину, не желает (или не может) работать здесь, едет на Запад (или уже на Восток — в Китай!). Есть оценки, которые видят в этом процессе, который очень быстро углубляется, одну из наибольших угроз национальной безопасности Украины. Согласны ли вы с таким мнением?

— Абсолютно. Это, действительно, является, может, самой большой угрозой для нашей национальной безопасности. Наш Украинский национальный комитет по вопросам науки и культуры, который я имею честь возглавлять, провел в свое время анализ того, что происходило с нашей трудовой миграцией до 2000 года. Там мы показали, какая трансформация происходит в этой сфере.

«НАШИ УЧЕНЫЕ ЕДУТ ЗА ГРАНИЦУ НЕ ИЗ-ЗА НИЗКОЙ ЗАРПЛАТЫ, А ПОТОМУ, ЧТО В УКРАИНЕ У НИХ НЕТ ВОЗМОЖНОСТИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ»

— Почему уезжают наши ученые? Не из-за низкой зарплаты, а потому, что в Украине у них нет возможности самореализации. И большинство из них не верит, что эта возможность в будущем появится. И наш Украинский национальный комитет разработал целый ряд рекомендаций, как это предотвратить. Мы приводили пример Китая. На государственном уровне (!) правительство этой страны давало достаточно солидные субсидии молодым ученым сроком на 5 лет и отправляло их за границу (в первую очередь на Запад) — но при одном обязательном условии: через 5 лет этот специалист обязательно должен вернуться домой. И они возвращались! Если не возвращались — платили полную стоимость субсидии государству. Железное правило. И китайцы были везде, во всех ведущих высших учебных заведениях и лабораториях мира.

А теперь и наши ученые тоже стали «мудрее». Десятки академиков НАН Украины и других признанных государством академий ездят и длительное время работают в Китае, работают на китайские заведения, китайские университеты только с одним условием — их статьи на основе исследований, сделанных в Поднебесной (понятное дело, с подписью: Университет такой-то, Китай), будут напечатаны в признанных в мире научных журналах (конечно, на английском). И так и происходит. Это является утратой интеллектуального научного приоритета (а в современном мире интеллектуальный ресурс несравненно важнее ресурса энергетического, военного или финансового) и угрозой национальной безопасности.

Продолжение

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать