Безоблачный эксперимент
Таможенники обещают упростить въезд и выезд из ПольшиПроверить, как действует новое таможенное законодательство на границе Евросоюза, реализацию на практике договоренностей, которых таможенные службы Украины и Польши достигли в апреле в Варшаве, — такую цель поставили себе таможенники двух стран во время рабочей встречи в международном автомобильном таможенном пункте пропуска «Краковец-Корчевая». На предыдущей встрече, как известно, было договорено обмениваться статистикой и предоставлять украинской стороне экспортную декларацию по оформлению грузов, которые пересекают границу, чтобы сократить время контрольного осмотра, однако обеспечить четкое налогообложение товаров. 30 апреля в Корчевой состоялась еще одна встреча, на которой начальник Западной региональной таможни Тарас Козак и директор Таможенной палаты в Перемышле Марек Коханя подписали соглашение о взаимопонимании при пересечении польской границы, которым предусмотрено минимальное количество грузовых автомобилей, проходящих за одну смену через один переход.
Через переходы Ягодин—Дорогуск за смену должно пройти 150 грузовиков, Рава-Русская—Гребинное — 100, Краковец—Корчевая — 180 и Шегини—Медика — 100 автомобилей. В общем через эти пункты пропуска за одну смену должно пройти не менее 530, а за сутки — 1060 автомобилей.
По словам Тараса Козака, пропускная способность этих пунктов будет увеличена, поскольку вводятся дополнительные полосы для пропуска автомобилей. Соглашение предполагает ответственность обеих сторон за задержку автомобилей на границе.
Что же касается последней встречи в МАПП «Краковец-Корчевая», то на брифинге председатель Государственной таможенной службы Украины Николай Каленский сказал журналистам: «Мы встречались накануне вступления Польши в Евросоюз, и нас волновал вопрос, чтобы после 1 мая на украинско-польской границе были спокойствие, порядок, не было очередей, таможенники обоих государств выполняли свои функции. Не отрицаю, что в первые дни некоторые трудности возникали, но мы убедились: договоренности действуют, и стоит наращивать положительные сдвиги».
Веслав Чижович, министр финансов Республики Польша (а в Польше таможня подчиняется именно этому ведомству) в свою очередь добавил: «Я хотел бы поблагодарить своих украинских коллег за то, что сотрудничество наше действует не на словах, а на деле. Таможенники быстро решают разнообразные вопросы, и напряжения, которого ждали и побаивались, нет. Исчезли большие очереди, однако еще есть проблемы (организационные, инвестиционные), которые следует уладить. Однако сегодня мы можем сказать: границы, которые формально должны разъединять, нас сближают, объединяют. И мы пришли к выводу, что следует открывать как можно больше пограничных переходов, причем разного ранга. Контрабанда была, есть и будет, и мы должны быть для нее преградой, однако есть бизнесмены, и главная наша задача — способствовать свободной честной конкуренции, следить, чтобы пополнялась государственная казна благодаря таможенному налогообложению».
В этом году, как сообщили на брифинге, есть намерение начать реконструкцию двух больших таможенных переходов в Ягодине и Раве-Русской, причем без приостановки движения. Уже закончены все процедуры тендерного характера и подготовлена проектная и сметная документация, стоимость реконструкции каждого перехода — приблизительно шесть-семь миллионов евро. Есть в ближайших планах и открытие двух малых пунктов пропуска на польско- украинской границе, разрабатывается так называемая стратегия малых пропускных пунктов, которые должны действовать на границе и избавить границу от очередей.
Как отмечалось на встрече, самая прогрессивная форма таможенного контроля — это общая, которая дает возможность экономить время при проведении всех процедур таможенного и пограничного контроля. И это была мечта Евросоюза — осуществить такую деятельность на польско- украинской границе. Однако мало кто верил, что можно это быстро и качественно внедрить. Общее использование пункта пропуска Кросценко-Смильница таможенниками и пограничниками засвидетельствовало, что эксперимент дал положительные результаты и нужно идти дальше.
Вступление Польши в ЕС внесло коррективы в деятельность таможенников. Пришли к выводу, что отдельная полоса для граждан стран-членов Евросоюза практически не заполнена, и можно использовать ее и для всех остальных, что значительно ускорит время пересечения границы. Отказались таможенники обеих стран и от предуведомления и предварительных деклараций, что усложняло жизнь предпринимателям и добавляло забот работникам таможни. Проявилось и то, что условия Евросоюза являются в некоторых пунктах менее жестокими, чем было до этого на польско-украинской границе.
Выпуск газеты №:
№84, (2004)Section
Общество