Бизнес в 18
Инициативные студенты привносят в донецкую деловую среду новый взгляд на товары, услуги и подход к людям. Смогут ли они стать успешными?Донецк — город крупных и мощных компаний. Мелкому и среднему бизнесу здесь сложно. Чтобы быть успешным, нужно войти в бизнес-среду с абсолютно новыми, но понятными идеями и предложениями. И с этой задачей успешно справляются молодые люди, сформировавшиеся уже в цифровую эпоху и имеющие свои взгляды на товары, услуги и подход к людям. Этому не учат в вузах на маркетинговых специальностях, это — жизненный опыт и смекалка. Интересный факт: среди тех, кто пробует свои силы в бизнесе, многим еще нет и двадцати лет.
Богдан Чабан, увлекшись продвижением товаров в социальных сетях (SMM — social media marketing), в неполные 19 лет стал директором агентства, которое работает в этой сфере. Такой бизнес в Донецке еще не развит. Если в Киеве SMM занимается достаточно большое количество компаний — как мелких, так и средних, то в Донецке эта ниша практически не занята. Многие компании, гостиницы, рестораны и СМИ идут в социальные сети, чтобы привлечь аудиторию и распространить информацию о себе, но зачастую далеко не все знают особенности продвижения в Интернете. По словам Богдана, технологии изменили его взгляд на традиционные медиа и привычный пиар. «В какой-то момент я понял, что сейчас медиа видоизменяются. Значит, меняется и пиар. Люди перестают читать газеты и смотреть телевизор — все больше времени они теперь проводят в Интернете. Соответственно, этот канал продвижения необходимо использовать в полной мере. Следовательно, такая услуга, как SMM, стала приоритетным направлением моей деятельности: я уволился с предыдущего места работы и решил начать свой бизнес». Сегодня клиенты Богдана Чабана — это крупные компании и организации, также агентство парня нанимают для освещения отдельных мероприятий, концертов, фестивалей.
Молодой директор рассказывает, что порой его агентству приходится довольно трудно, потому что более-менее понятная и стабильная бизнес-среда в Донецке еще не сформировалась окончательно. По словам Чабана, многие компании продвигают свой продукт «по старинке». «Здесь хватает «свободных денег», но их тяжело получить, потому что люди не понимают значение твоей работы. Мне кажется, в нашем регионе достаточно мало людей, которые понимают, что без рекламы и пиара им будет трудно продвинуть свой продукт. Бизнес «по-донецки» — это откаты и прессинг конкурентов. Есть, конечно, исключения, именно они становятся нашими клиентами», — подытоживает молодой бизнесмен.
О непонимании со стороны бизнес-среды говорят и создатели агентства трамитадоров (людей, стоящих в очереди) в Донецке Константин Шубин и Богдан Манюков. В основе услуг их компании лежит известная истина: время — деньги. Если человеку нужно оформить какие-либо документы, а времени стоять в очередях нет, то он может воспользоваться услугами трамитадора, который с радостью и за небольшую сумму постоит в очереди вместо него. Оплата почасовая. Сам трамитадор получает порядка 15 гривен в час, еще 10 — 15 гривен клиент платит компании. Как утверждают парни, такие расценки значительно ниже киевских, где клиенты платят от 50 и до 90 гривен в час.
Константин Шубин и Богдан Манюков — еще студенты. Несмотря на это, парни серьезно подходят к вопросу собственного бизнеса: привлекают к работе знакомых, ищут клиентов. Хотя трамитадором может быть не только студент, но и пенсионер, который не прочь постоять в очереди и заработать на этом деньги, предприниматели делают ставку именно на молодежь. Поиск сотрудников и клиентов чаще всего происходит в социальных сетях — там публика более восприимчива к инициативам. Как объясняют парни, все услуги, предоставляемые их компанией, легальны, доходы задекларированы. Тут все прозрачно.
Бизнес-идеи, которые предлагают молодые люди в Донецке, уже давно успешно развивают в разных странах. В Украину они пришли относительно недавно, и пока говорить об успешности проектов рано. Все зависит от многих факторов. Во-первых, от линии поведения на рынке, предложения и качества услуг. Во-вторых, от конкурентов и от возможности прозрачных действий. В-третьих, от украинского законодательства, которое должно помогать малому бизнесу и давать ему возможность развиваться. Но важным остается и восприятие услуг. Ведь предлагая «модные» и «удобные» вещи, нужно наверняка знать, что клиенты готовы идти в ногу со временем. Есть множество примеров, когда интересные идеи пропадают только из-за того, что общество не готово меняться. Новые технологии и желание работать уже помогли парням сделать первые шаги и завоевать доверие некоторых клиентов. Но сможет ли донецкий бизнес смириться с тем, что ему может дать фору 18-летний студент?
Выпуск газеты №:
№139, (2012)Section
Общество