Перейти к основному содержанию

«Бог руководит Церковью, но... не без нашего участия»

Разговор с Патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом — об итогах событий уходящего года
18 декабря, 10:57
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

2015 год подходит к концу, через несколько недель мы будем начинать новую страницу в нашей личной жизни и в целом государства. Когда пытаемся подводить какие-то итоги, понимаем, что стоит оценивать события в их продолжительности, в нашем случае — на протяжении двух лет. Недавно Патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет отмечал свои духовные именины. Накануне празднования мы подарили Его Святейшеству новое издание из серии «Библиотека «Дня» — «Повернення в Царгород» и старались подвести совместно итоги пережитого, рассматривая общественно-социальные проблемы на основе нашего духовного измерения.

«ПРОДОЛЖЕНИЕ БОРЬБЫ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ»

— Ваше Святейшество, мы живем в непростое время — после Майдана, кроме того, на востоке продолжается война. Многие люди спрашивают — а что дальше? Какие у Вас ощущения?

— В будущем нас ожидает продолжение борьбы в двух измерениях: во внешнем — с сегодняшним агрессором, не можем сдать позиции, пока не освободим свои украинские территории от врага, во внутреннем — борьба с внутренним злом, которым является коррупция. Мы все больше это чувствуем на собственном опыте, об этом говорит весь мир. В течение всех лет независимости, начиная с первого президента, все говорили о коррупции, однако уровень этого зла не снизился, наоборот — вошел в привычку. Некоторые власть имущие не могут жить без взяток. К сожалению, избавиться от привычки — очень тяжело. Если не преодолеем это зло, то трудно будет говорить о демократической Украине. Вспомним, именно Майдан начинался как протест против этой коррупции, в его основе была борьба за свободную демократическую жизнь. К сожалению, после двух лет нет результатов. Почему нет? Много об этом говорим, но ничего не делаем. Поэтому нужно доказывать все не пустословием, а собственными делами. Безусловно, у нашего народа — большое терпение, но всякому терпению приходит конец. Поскольку мы не можем избавиться от недостатков, которые есть в Украине, то Бог Своим Промыслом Сам побеждает это зло. Всем известно, что у нас в Украине сильная разобщенность. Есть такая поговорка: «Где два украинца — там три гетмана». Господь допустил войну на востоке, и народ стал объединяться в защите своей страны. Объединяются не только те, кто ее непосредственно защищает, но и вся Украина — это и волонтеры, и небезразличные люди, которые поддерживают друг друга гуманитарной помощью. Война на востоке нашей страны — это свидетельство того, что в нашем обществе не все так плохо. На нас не должны смотреть только как на коррупционное государство. А как на государство, которое защищает свою свободу, территорию, являясь при этом миролюбивым. С одной стороны есть зло и коррупция, с другой — большая жертвенность и любовь друг к другу. Хотя это единение, к сожалению, мы обретаем дорогой ценой. Боюсь, что то же самое может быть с коррупцией. Если мы ее не преодолеем, то Господь опять-таки что-то допустит. Поэтому нужно искоренять причины коррупции на разных уровнях. Среди основных причин, на мой взгляд, — низкие зарплаты и несправедливые налоги. Нужно реформировать налоговую систему, делать все для того, чтобы развивался средний бизнес, поскольку это приводит к наполнению бюджета, а также к улучшению жизни украинских граждан.

— Недавно украинцы выбирали себе местную власть. Кстати, вы, если не ошибаюсь, были одним из первых на киевском участке. Однако явка избирателей, к сожалению, оказалась очень низкой. Почему происходит этот парадокс, когда во время революций общество активно, но проходит время, и наступает период разочарования и пассивности?

— Я не думаю, что люди не готовы к борьбе. Наоборот, сегодня общество может начать третий Майдан. Не дай Боже, чтобы это произошло. Если жизнь становится все тяжелее и тяжелее, то народ этого не выдерживает. Почему была такая низкая явка избирателей? Потому что люди разуверились в самом процессе избрания, который, на их взгляд, утратил свою эффективность, — остаются те же коррупционные схемы и обещания депутатов. Еще одним объяснением того, что в определенных городах остались старые лица — люди еще не созрели к выбору, потому выбирали не тех. А, возможно, и я этого не исключаю, срабатывали традиционные схемы фальсификации.

«ПОСТСОВЕТСКИЙ СИНДРОМ ЕЩЕ ОСТАЕТСЯ»

— Несколько недель тому назад мы отмечали вторую годовщину Революции Достоинства, которую, несомненно, начали молодые люди, студенты. Часть из них сегодня на востоке, часть занимается волонтерством, а часть, будем откровенны, — равнодушно наблюдает за жизнью в стране, разочаровавшись в лидерах. А как вы оцениваете современную украинскую молодежь?

— Очень положительно отношусь к современной молодежи, ведь на нее — вся наша надежда. Эти люди побуждают нас стремиться к лучшей, достойной жизни в европейском и демократическом государстве. Молодежь начала Майдан и выставила четкие требования перед тогдашней властью, то есть показала себя очень решительной, однако на данный момент у нее еще нет сформированного опыта лидерства. Когда молодые люди научатся профессионально руководить своим государством, начнут происходить существенные изменения! Сейчас имеем пережитки советской традиции  руководства, укоренившейся практически во всех сферах нашей власти. К сожалению, постсоветский синдром еще остается. Только молодежь имеет возможность его полностью ликвидировать, тогда и наступит новая жизнь.

— Если продолжать тему молодежи, то сегодня в обществе есть немало популярных течений. Молодежь все больше склонна создавать себе новых кумиров, однако Церковь часто остается на обочине популярности. Почему так происходит? Повлияли ли события Майдана каким-то образом на коммуникацию между Церковью и обществом, в частности на общение с молодежью?

— В нашей Церкви есть специальное управление, занимающееся работой с молодежью. Часто проводим летние лагеря, беседы, конференции, семинары. Конечно, этого недостаточно, чтобы охватить всю молодежь в Украине. Поэтому наша Церковь выступает за то, чтобы в школах и университетах преподавали христианскую этику на добровольных началах, никого не принуждая. Думаю, что именно с помощью образования необходимо учить молодых людей распознавать добро и зло. Тогда мы избавимся от этих негативных кумиров и вредных популярных течений.

«ОДНО И САМОЕ ОСНОВНОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ — ВЛИЯНИЕ МОСКВЫ»

— Книга «Библиотеки «Дня» — «Повернення в Царгород», которую мы вам подарили, является свидетельством того, что Церковь всегда имела большое влияние на разные аспекты общественной жизни. Что сегодня должна конкретно делать Церковь, чтобы эффективно развивать общество?

— Государство не может существовать без Церкви. Особенно это касается православных стран. Возникновение государства обязательно связывают с образованием независимой Церкви, которая была бы духовной основой для ее существования. Примеров — много: Греция, Болгария, Румыния, Сербия, Грузия, Россия... Без единой Церкви нет единого государства! В 1991 году, когда украинцы выбрали зависимость, мы провозгласили, что нам нужна автокефальная Церковь. Если бы не состоялся так называемый Харьковский собор,  в Украине была бы единая Православная Церковь. Если бы у нас была одна Церковь — не было бы войны. Сейчас украинцев вынуждают бороться за собственную независимость и территориальную целостность представители духовенства УПЦ КП и УГКЦ и протестантские сообщества. 40% украинцев сегодня поддерживают нашу Церковь. До тех пор, пока мы не будем иметь одну Православную Церковь, перед нашим государством всегда будет опасность.

— После событий Евромайдана в религиозной среде обратились к идее Поместной Церкви, однако сейчас, как видим, еще нужно немало сделать для налаживания диалога. Какие теперь видите препятствия в невозможности реализовать эту модель единства украинского Православия?

— Есть одно и самое основное препятствие — влияние Москвы на украинскую Церковь, поскольку имеется зависимость, которая не позволяет духовенству полностью поддерживать свой народ в борьбе с агрессором. Война на самом деле показывает, кто есть кто, поскольку, к сожалению, есть священники и епископы УПЦ, которые призывают Путина прийти и спасти Украину. Простые прихожане видят эту «пятую колонну» и не хотят к ней принадлежать, потому происходят переходы парафий от УПЦ к УПЦ КП. А это и есть процесс объединения, только он происходит снизу. В больших городах эти переходы происходят безболезненно, а вот в маленьких селах, где есть одна парафия, происходит настоящая борьба. Конечно, этот процесс можно ускорить при условии, если Киевский Патриархат будет признаваться Вселенским Патриархом как Автокефальная Церковь. Это в свою очередь позволит переходить не только прихожанам, но и духовенству.

«У МЕНЯ ЕСТЬ ДВЕ МЕЧТЫ»

— В мае 2016 года вы будете праздновать 50-летие пребывания на кафедре киевских святителей. С какими ощущениями входите в этот юбилей? Что для вас значит эта дата?

— Господь в течение всей моей жизни помогал преодолевать любые препятствия на жизненном пути. На собственном опыте я вижу, что именно Бог руководит Церковью, но не без нашего участия. Как святой апостол Павел говорит: «Я посадил виноградник, а вырастил все Бог!» Так и в моей жизни — я много работал с Божьей помощью, и есть свои результаты. Когда я стал экзархом в советские времена, перестали закрывать храмы. В период независимости из маленького Киевского Патриархата выросла наибольшая по своему количеству прихожан Церковь. Я уже вспоминал, что сегодня 40% украинцев нас поддерживают — это не только результат моего патриаршего служения, а также служения всего епископата и духовенства, самих верующих, которые служат примером для других. Входя в этот юбилей, у меня есть две мечты. Первая — земная — сформировать единую Поместную Православную Церковь, независимую от Москвы; вторая — исключительно христианская — войти в вечное Божье Царство. Как раз земное стремление для меня — второстепенно, основное — достичь небесной блаженной жизни.

— Ваше Святейшество, сейчас у нас, христиан, Рождественский пост. С какими ожиданиями следует идти к грядущему празднику и с какими мыслями его встречать?

— Пост не является чем-то новым в жизни христианина, это составная часть бытия любого верующего человека. Это период воздержания от греха и всего злого. На протяжении этого времени стоит говорить о совершении позитивных поступков. Потому что человек живет не для поста, а для добра и любви; а пост лишь побуждает его делать добрые дела и делиться с другими теплотой своего сердца. Рождество 2016 года, как и все христиане, буду встречать с радостью, потому что если бы Сын Божий не стал человеком, смерть господствовала бы над человеческим родом, и мы все находились бы в аду. Мы не задумываемся над тем, что было бы, если бы Иисус Христос не пришел на землю и Своей смертью не преодолел бы грех. Сейчас мы живем в атмосфере свершившегося спасения, в христианской надежде на собственное воскресение и блаженную жизнь. Мы думаем над будущим нашей страны, думаем, что вечно будем оставаться молодыми, однако не задумываемся над тем, что ожидает нас самих после смерти. Мы должны смотреть на людей пожилого возраста и понимать, что нас ожидает та же перспектива, а следовательно — у каждого есть свой конец. Рождество Христа является свидетельством ограждения человечества от плохого будущего, поэтому к такому празднику нужно идти с надеждой и верой, большой радостью, ведь только Бог поможет нам преодолеть все беды и препятствия!

Delimiter 468x90 ad place

Подписывайтесь на свежие новости:

Газета "День"
читать